Центр деловой информации Псковской области (ЦДИ ПО),
14 августа 2014 г.
ОСАГО-ДоСАГО - кому на рынке хуже: страховщикам или автолюбителям? 988 просмотров
История ОСАГО в России уже перевалила за десяток лет. И все это время страховщики и владельцы автотранспортных средств находятся в режиме жесткой конфронтации. Впрочем, в одном они единодушны - полис обязательного автрострахования так и не превратился из головной боли в цивилизованный инструмент.
Водителей возмущает скромный лимит возмещений, занижение выплат, хитрые условия в договорах и навязывание допуслуг. Страховщики жалуются на убыточность ОСАГО как услуги и на спекулирующих судебными тяжбами автомобилистов. Для последних даже слово специальное придумали - потребиллер.
ЦДИ решил выяснить, насколько охотно и быстро сейчас оформляют полисы ОСАГО и какие законодательные перемены уже меняют ситуацию.
Без очередей никак?
Небольшой «прозвон» псковских страховых компаний показал, что в городе вполне реально получить «чистое» ОСАГО без всяких сомнительных бонусов. Вот только за такое счастье все равно придется доплатить. Временем. И хорошо, если вы управитесь за день.
В Центре страхования «Комфорт» подтвердили, что оформить ОСАГО без очереди в Пскове практически нереально. «Сейчас в городе наблюдается ажиотаж. Поэтому на «живую очередь» может уйти и час, и два, и больше», - уточнила специалист.
В компаниях «ВСК» и СОГАЗ твердо пообещали ничего не впаривать, но посоветовали приготовиться к очередям. «Так что лучше приходить с утра», - порекомендовали консультанты. В «Согласии» как-то очень уклончиво намекнули на возможную необходимость техосмотра силами своего специалисты, но в остальном «чистое ОСАГО».
Как оказалось, на ожидание оформления полиса автрострахования можно убить не только пару часов, но даже пару… недель. Во всяком случае, в СГ УРАЛСИБ, озвучили именно такие сроки, ведь они все документы отправляют на согласование в Москву. В «РЕСО-Гарантия» тоже честно предупредили, что если машина имеет мощность меньшую, чем 120 лошадиных сил, то без многодневного согласования с головным офисом не обойтись.
А вот в «Росгосстрахе» пообещали, что оформление полиса много времени не займет. «3-4 человека максимум», - заверила консультант. Может быть, в этом случае не обойтись без пресловутых дополнительных услуг? На этот вопрос ответить по телефону специалист отказалась: «Все решается при личной встрече».
Не придется стоять в очереди и в «Югории», и в «ERGO», просто потому, что в этих фирмах нет бланков. Когда появятся – неизвестно. Может быть, со дня на день, а может быть, и через неделю. В компании «МАКС» тоже не до очередей, разобраться бы с заглючившей программой. Пока же полисы ОСАГО там не оформляют.
В «Ингосстрахе» бланков ждать не нужно, здесь вам ОСАГО не оформят любом случае. «Мы выходим из ОСАГО и работаем сейчас только со старыми клиентами», - печально произнес специалист на другом конце провода.
Не навяжешь – не заработаешь?
Бывалые предупреждают, одно дело, что говорят в страховых по телефону, и совсем другое, чем они отвечают уже в офисе. Автомобилистам хорошо известно, что некоторые страховые компании, работающие в Пскове, пытаются всеми правдами и неправдами убедить клиента купить вместе с полисом ОСАГО что-нибудь еще: например, так называемое ДСАГО (расширенное ОСАГО), обеспечивающее покрытие большего ущерба при возникновении страхового случая, или страхование жизни и здоровья. Порой доходит до того, что клиенту просто отказывают в оформлении обычного полиса, если он не согласен оплатить дополнительные услуги.
«Каждый день к нам обращаются люди с жалобами на навязывание допуслуг в страховых компаниях. Недавно к нам пришел человек, которому помимо ОСАГО дополнительно навязали страхование жизни и здоровья, а также техосмотр. И это несмотря на то, что он уже сделал техосмотр в другом месте. Понятно, что человек грамотный разберется в такой ситуации, а не очень подкованный может и попасться на эту удочку», - рассказал председатель региональной общественной организации «Наше право» Александр Алексеев.
В результате клиент вместо 1270 руб. заплатил свыше 3 тыс. руб. Услуга техосмотра и диагностики аккумулятора обошлись ему в 1370 руб. сверху. На следующий день он пришел в страховую компанию и потребовал возврата денег за страхование жизни и за техосмотр. Однако в компании ему ответили, что могут вернуть деньги только за диагностику аккумулятора, а это около 350 руб.
О непрекращающемся потоке жалоб нам рассказали и в региональных управлениях Роспотребнадзора (хотя эти вопросы и не входят их компетенцию, но об этом ниже) и УФАС. Вершину чарта недовольства псковичей уверенно сохраняет Росгосстрах. Ни на одну другую компанию псковичи не жалуются так часто, в подавляющем числе случае в связи с навязыванием допуслуг при оформлении ОСАГО.
Не так уж редки жалобы и на другие компании, с меньшей долей рынка автострахования. Причины недовольства – все те же допуслуги, отсутствие бланков и просто отказы от оформления автостраховки (например, под предлогом «Мы работаем только с нашими старыми клиентами, новых не берем!» или даже «У нас зависла программа!»).
Впрочем, в Центре страхования «Комфорт» нам рассказали, что многие псковичи и сами не против оформить что-нибудь в довесок, например, ДСАГО. Ведь, в случае серьезных повреждений авто, выплаты по ОСАГО покроют разве что моральный ущерб, тогда дополнительный страховой набор поможет восстановить даже дорогую иномарку.
В то же время в приобретении полиса страхования жизни и здоровья в нагрузку к обязательному страхованию никто не заинтересован. «Если уж человек хочет застраховать свою жизнь или здоровье, он обращается конкретно за такой страховкой. Ни у кого нет желания оформлять ее как бонус», - добавила специалист центра.
Судя по всему, в Великих Луках ситуация с ОСАГО складывается такая же, как и в Пскове. Об этом свидетельствует и недавняя жалоба на сайте turchak.ru от жительницы южной «столицы» области. «Невозможно оформить полис ОСАГО. Существует запись на получение, а если без записи, то предлагаются дополнительные услуги - страхование жизни или имущества. Почему я должна платить лишние 2 или 3 тысячи? Я добросовестно хочу оформить полис ОСАГО, почему у меня должны возникать какие-то проблемы? Или это все создается специально?», - спрашивает автор жалобы.
В самих страховых компаниях неоднократно отмечали, что ОСАГО является для них убыточным. Каждая из них, за исключением Югории, - это частная собственность, неудивительно, что никто не хочет работать без прибыли.
Впрочем, говоря об убытках, страховщики несколько лукавят. Это не афишируется, но у них есть еще один значимый инструмент по извлечению прибыли – инвестиционный доход. Собранных с водителей денег по ОСАГО вполне достаточно для серьезных инвестиций.
Некоторые страховые компании уменьшают количество страховых полисов, чтобы не уйти в минус, что в свою очередь приводит либо к очередям, либо к отсутствию бланков. В региональных отделениях лишь разводят руками, ведь такие вопросы решаются в головных офисах. «Сами ждем со дня на день», - отвечают они недовольным клиентам, и такие аргументы далеко не всегда встречаются с пониманием. Дело доходит до скандалов и даже до драк.
Как бороться?
Для того чтобы наказать чересчур инициативных страховщиков, потребуется сначала доказать их вину, а это очень непросто. Дело в том, что сейчас отказ страховщиков оформлять тот же ОСАГО несет неофициальный характер. Поэтому эксперты предлагают обращаться в страховые компании за полисом в письменном виде.
«Надо четко понимать, что страхование жизни и здоровье – добровольное, а значит, от него можно отказаться, а ОСАГО является обязательным, и отказать в его оформлении страховая компания не имеет права по закону. Поэтому мы всегда говорим людям обращайтесь к страховщикам с письменным заявлением в двух экземплярах (один в страховую, другой – себе), в котором четко пропишите: «Прошу заключить со мной договор ОСАГО, а от страхования жизни и здоровья отказываюсь», - советует председатель региональной общественной организации «Наше право» Александр Алексеев.
Если же нарушение ваших прав все-таки произошло, с жалобой следует обратиться в Федеральную службу Банка России по финансовым рынкам или в Российский союз автостраховщиков. К обращению желательно приложить свидетельства в качестве аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО, копию письменного отказа, копии других договоров, копии чеков и т.д.).
Если же речь идет о жалобах на страховые компании, занимающие доминирующее положение на рынке, а в нашем регионе это «Росгосстрах» и «ВСК», то их следует отправлять в областное управление федеральной антимонопольной службы (УФАС).
Вопреки расхожему мнению, в Роспотребнадзор в данном случае обращаться не имеет смысла. Как пояснила начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления ведомства Лариса Пышьева, спорные вопросы оформления ОСАГО находятся вне компетенции этой структуры.
«Мы, к сожалению, ничем не сможем здесь помочь, потому что данные отношение не регулируются законом о защите прав потребителей, - сообщила она. - ОСАГО – это не услуга, которую оказывает страховая компания потребителю для личных или семейных нужд, это страхование ответственности. Гражданин обязан это сделать по закону, поэтому в данном случае он не является потребителем. Поэтому, когда к нам такие жалобы поступают, мы их перенаправляем в другие ведомства».
Написать жалобу можно и в случае, казалось бы, мотивированного отказа. Например, в связи с отсутствием бланков. Как рассказал Александр Алексеев, есть несколько примеров из других регионов, когда люди обращались в таких случаях в суд и выигрывали дело.
ОСАГО версия 2.0 - что изменилось и что изменится
Перемен, мы ждем перемен. Что ж, реформа уже началась. Вплоть до 2019 года в закон об ОСАГО № 40-ФЗ и ряд других нормативных документов будут вноситься многочисленные изменения, а некоторые из них уже вступили в силу совсем недавно – со 2 августа текущего года.
Количество новшеств в законе об ОСАГО впечатляет - законопроект занимает почти сотню страниц! Практически полностью переписаны статьи о страховых тарифах, европротоколе, прямом возмещении ущерба, определении размера страховой выплаты, независимой технической экспертизе. Добавились положения о досудебном урегулировании споров и еще целый ряд новаций. Даже краткий перечень изменений займет несколько страниц. Остановимся, пожалуй, на самых значимых из них.
Первый пакет поправок увеличил лимиты выплат по европротоколу (они поднялись с 25 до 50 тыс. руб.) и позволяет при определенном стечении обстоятельств самостоятельно, без ГАИ, оформить ДТП, что позволит, вроде как, решить проблему автомобильных пробок. Кстати, в Москве и Санкт-Петербурге в порядке эксперимента выплаты поднимут аж до 400 тыс. руб., а вот регионам, похоже, о такой щедрости пока не мечтать не приходится.
При этом эксперты обращают внимание, что европротокол по-прежнему связан с некоторыми рисками. Даже у профессионалов может вызвать затруднения вопрос - укладываются ли полученные повреждения в обозначенный лимит выплат. К тому же, в законе прописано, что оспорить решение страховой компании в этом случае будет нельзя.
Также уже со 2 августа ввели безальтернативное прямое возмещение убытков. Для автовладельцев это означает, что теперь в случае ДТП, где только два участника, а ущерб причинен только транспорту, потерпевший должен обращаться только в свою страховую компанию – то есть ту, где он сам приобрел полис ОСАГО. У страховщика при этом теперь нет возможности отправить его в компанию виновника ДТП, что нередко практиковалось раньше.
Краеугольный вопрос, ради которого, собственно, и затевалась реформа - увеличение суммы страховых выплат. Сегодняшнего максимума в 120 тыс. руб. по мнению большинства водителей хватает только на компенсацию крайне незначительных ДТП. Любое серьезное столкновение обходится участникам куда дороже. Компенсация жизни и здоровья на уровне 160 тыс. руб. тоже невелика по сегодняшним меркам.
Да и страховщики напирают на тот факт, что за 11 лет существования ОСАГО цены на запчасти выросли более чем вдвое, а на автомобили и того больше, в то время как тарифы на ОСАГО и лимиты выплат оставались неизменными. Поскольку количество машин неоднократно возросло, настолько же повысилось и количество ДТП, что является основой для расчетов. Поэтому потребитель никогда не сможет быть доволен размером выплаты, установленной законом много лет назад.
С 1 октября 2014 года за поврежденные автомобили будут выплачивать уже до 400 тыс. руб., а с 1 апреля следующего года поднимут планку компенсации жизни и здоровья до полумиллиона руб. Так что теперь доплачивать из своего кармана при более-менее серьезном ДТП придется гораздо меньше, если вообще придется.
Повышение выплат проводится в два этапа неслучайно, таким образом законодатели пытаются сделать переход более мягким для страховых компаний.
При этом в Центробанке обещают, что размеры компенсаций не замрут, как это случилось с ОСАГО ранее, а будут периодически увеличиваться. В частности, регулятор заверил, что будет добиваться увеличения выплат по жизни и здоровью до 2 млн руб.
Законодатели хотят добиться и более оперативных выплат. Однако для водителей может стать проблемой сокращенный срок подачи документов в страховую компанию. Он будет уменьшен в три раза. Если раньше водителю давалось 15 рабочих дней, чтобы собрать все бумаги, то теперь их только пять. Впрочем, страховые компании тоже попросили быть более расторопными - на рассмотрение убытка теперь отводится не 30, а 20 дней.
В поправках появился также пункт, который делает досудебное урегулирование споров обязательным. Напомним, сегодня страхователь может отправиться в суд, даже не дожидаясь решения страховой. Также в суд обращаются те автовладельцы, которые получили, по их мнению, необоснованно низкие выплаты.
Теперь обращаться в судебную инстанцию сразу после наступления страхового случая будет запрещено, а недовольный выплатой клиент обязан сначала еще раз обратиться в страховую, и только если ему и во второй раз откажут или снова насчитают «гроши», он сможет обратиться за защитой своих интересов в суд.
Пожалуй, это сделает процедуру получения справедливой, по мнению страхователя, компенсации более сложной. Не секрет, что и до введения узаконенной волокиты некоторые компании занижали выплаты, рассчитывая, что многие автомобилисты просто не захотят тратить время и нервы на судебную волокиту. В принципе, теперь они могут рассчитывать, что еще больше водителей не захотят связываться со сложной бюрократической машиной.
Авторы поправок приготовили еще один подарок владельцам автомобилей - процент максимального износа снижен с 80 до 50%. Иными словами, если раньше владелец старого автомобиля получал лишь пятую часть стоимости новой запчасти, то теперь получит как минимум половину.
Еще одна приятная новость для автовладельцев и не слишком для страховщиков - увеличение штрафа за просрочку. Если раньше страховые, которые не заплатили вовремя, должны были доплачивать 1/75 долю ставки рефинансирования в день (примерно 0,11% от суммы), то теперь штраф увеличен до 1% в день.
Наконец, самое главное - новые цены на полисы. Естественно, с учетом всех изменений они вряд ли останутся на прежнем уровне. Так что с 1 октября можно ожидать увеличения их стоимости. В какой-то мере, это даже справедливо, вопрос только в том, насколько рост цен будет адекватным.
При этом с октября исчезнет фиксированный тариф. Вместо него появится тарифная «вилка» - минимальная и максимальная стоимость полиса. Законодатели рассчитывают, что в рамках этого диапазона страховые компании смогут вести конкурентную борьбу. Однако некоторые эксперты смотрят на такое новшество со скепсисом и с ухмылкой говорят, что в отечественных реалиях все в итоге обернется ценовым сговором страховщиков.
В поправках в закон об ОСАГО постарались заложить и механизм предотвращения ситуаций искусственного дефицита бланков. Теперь в случае отказа в продаже полиса при наличии у страховой компании лицензии должностные лица будут штрафоваться на 50 тыс. руб. Такая же кара грозит и за навязывание дополнительных услуг.
Застаревшие проблемы все еще актуальны, и взаимоотношения владельцев автотранспорта и страховых компаний сложно назвать безоблачными. Впрочем, все полны надежд. И страховщики, которые рассчитывают, что ОСАГО перестанет быть дырой в их бюджете, и автолюбители, которые надеются... на то же самое.
Александр СЕРЕДИНИН
Вся пресса за 14 августа 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Страховое право, Тенденции, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|