Лента.Ру,
21 августа 2014 г.
В отпуск без страха
567 просмотров
Волна банкротств, охватившая туристический рынок с середины июля, выявила, что отрасль фактически не реформировалась с 90-х годов. И сейчас многие операторы остаются в тени. Их деятельность практически не регулируется, несмотря на то что фирмы работают с огромным количеством людей и оперируют большими суммами. По сути, деятельность турагентств в чем-то схожа с банковской. Только уровень прозрачности этого бизнеса намного меньше.
На сегодня количество пострадавших от банкротств турфирм уже превысило 65 тысяч человек. Главными управлениями СК России по Москве и Санкт-Петербургу возбуждено пять уголовных дел о мошенничестве. Владельцы компаний, зная о долгах перед своими партнерами, продолжали продавать путевки клиентам. Фактически деятельность обанкротившихся туроператоров превратилась в финансовую пирамиду.
Необходимость срочного реформирования отрасли и ужесточения контроля за туристическим бизнесом признали в правительстве. И вот уже в начале августа глава министерства культуры Владимир Мединский пообещал в течение двух недель подготовить соответствующий законопроект. Прошло как раз две недели (заявление было сделано 6 августа), но законопроект так и не появился. Хотя, по мысли министра, разработкой предложений по реформированию туротрасли должна была заниматься специальная рабочая группа из представителей министерства культуры, Ростуризма, Минтранса, Минэкономразвития, Центробанка, Росавиации и ряда других ведомств.
Три уровня защиты
Первым свои предложения озвучил Всероссийский союз страховщиков (ВСС). Эта организация предложила правительству свой выход из ситуации, связанной с банкротствами туроператоров и отсутствием денег на страховые выплаты пострадавшим клиентам. ВСС предложил усилить финансовую ответственность турфирм, а также ужесточить госконтроль за всеми игроками этого рынка.
В частности, план, направленный президентом ВСС Игорем Юргенсом в Министерство культуры и Центробанк, предусматривает создание трехуровневой системы защиты от проблем у турфирм. Первый уровень — компенсационный фонд в размере не менее 500 миллионов рублей, который будет сформирован за счет взносов туроператоров. Эта сумма должна стать гарантией возвращения туристов домой в случае краха туроператора. Сейчас вызволением попавших в беду клиентов фирм-банкротов занимается отраслевая организация ассоциация «Турпомощь», располагающая 365,5 миллионами рублей.
Второй уровень — страхование рисков пулом страховщиков. Предполагается, что участие в этой системе будет обязательным для всех турфирм. При этом (и это третий уровень защиты) страховой взнос предполагается рассчитывать не из выручки компании, как сейчас, а из ежегодного количества ее клиентов. Эта мера во многом схожа со страхованием банковских вкладов. Комментируя эти меры, глава ВСС отмечал, что на примере ОСАГО здесь за исчезнувшие со страхового рынка компании ответственность несут все игроки, осуществляющие этот бизнес. «Туристический рынок не менее социален, чем ОСАГО, поэтому подобную практику было бы целесообразно распространить и на него», — отметил Игорь Юрьевич. При этом эвакуировать туристов за счет бюджета ВСС предлагает только при форс-мажорных обстоятельствах. Таких, как война и стихийные бедствия, либо в случае превышения лимита выплат по каждому туристу.
ВСС также предложил государству ужесточить контроль за участниками рынка вплоть до исключения из отраслевого реестра туроператоров в случае невыполнения обязательств перед клиентами на сумму более 500 тысяч рублей. Также план предусматривает отмену упрощенного налогообложения для турфирм и введение лицензирования в сфере туризма.
По мысли ВСС, необходимо создать черные списки ненадежных компаний, работающих в сфере как туристического, так и страхового бизнеса. По словам Игоря Юргенса, в подобные списки могли бы включаться страховые компании, которые взяли на себя обязательства, существенно превышающие размер их активов. В 2013 году ВСС и «Турпомощь» заключили соглашение, которое позволит в перспективе выявлять недобросовестных участников рынка и предавать их имена огласке.
Количество против качества
Предложения ВСС выглядят вполне разумными. Проблема только в том, что увеличение финансовой ответственности и госконтроля придется по душе не всем участникам туристического рынка. Особенно если к перечисленным требованиям добавить нормативы, регулирующие уровень собственного капитала туроператоров, его ликвидности, достаточности. То есть ввести примерно ту же систему контроля за исполнением ими своих обязательств, которая существует в банковской сфере. И отзывать лицензии в случае, если туристическая фирма этим нормативам не соответствует.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин согласен с тем, что в отрасли существуют серьезные проблемы, однако считает, что степени защиты, предложенные ВСС, реализуемы лишь отчасти. К примеру, по его мнению, страховое возмещение туристу должно быть соразмерно с потраченными им деньгами. Но при этом рост страховых взносов, по его словам, приведет к двойной финансовой нагрузке на туроператора, в том числе на добросовестного. В связи с этим дополнительный страховой взнос в фонд форс-мажора должен быть добровольным, считает он.
Но такая схема практически гарантирует, что туроператоры просто заложат вышеназванные платежи в стоимость путевок. А значит, сами они никакой материальной ответственности нести все равно не будут. «Стоимость туров в данном случае существенно вырастет, по нашим оценкам, на 10-15 процентов, но зато риски возникновения ситуации, которую мы наблюдаем в этом году, будут минимизированы», — рассказал «Ленте.ру» директор аналитического департамента финансовой компании GKFX Александр Позднышев. И нежелание представителей туристического бизнеса принимать предложения по нормированию собственного капитала туроператора в данном случае вполне понятно. Расходы на его формирование на потребителя переложить сложнее. Платить придется владельцам бизнеса.
Зато если увеличение страховых выплат не способно предотвратить превращение туроператоров в финансовые пирамиды, когда текущие финансовые обязательства они исполняют за счет роста будущих, то введение нормативов, подобных банковским, как раз такую опасность исключает.
При этом эксперты считают, что предлагаемый объем фонда в 500 миллионов рублей все равно выглядит слишком скромно. К примеру, ответственность одной только «Невы» оценивается почти в 454 миллиона рублей, и в случае новой волны массового банкротства операторов предлагаемый объем фонда показался бы каплей в море.
Таким образом, если предложенные ВСС меры будут реализованы, а государственный контроль над отраслью возрастет, многим компаниям-пирамидам просто не останется в ней места. Это приведет к консолидации туристического рынка. Останется гораздо меньше игроков, но они будут более ответственными и смогут контролировать свои операционные риски. А туристам не придется брать с собой на отдых палатки и консервы из боязни оказаться на улице по вине нерадивой турфирмы.
Татьяна РОМАНОВА
Вся пресса за 21 августа 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Эксперты рассказали, что ждет страховщиков в новом году
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 27 декабря 2024 г.
Убытки «Транснефти» исключают из конфликта «РИ-Инвест» со страховыми, а управляющая требует проценты с «Россетей»
|
|
Российская газета, 27 декабря 2024 г.
Конституционный суд уточнил нормы споров страховщиков и граждан
|
|
74.ru, Челябинск, 27 декабря 2024 г.
«Мошенники у вас работают свободно». Страховщики назвали причину частых автоподстав в Челябинске
|
26 декабря 2024 г.
|
|
Гарант.ру, 26 декабря 2024 г.
В России появится система гарантий при страховании жизни
|
|
КомиОнлайн, Сыктывкар, 26 декабря 2024 г.
64 процента российских автомобилистов предпочитает дистанционное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 26 декабря 2024 г.
Угоняют всё: какие машины «любят» автоворы в России и как не стать их жертвой
|
|
РИА Новости, 26 декабря 2024 г.
В России с 1 января вырастут штрафы за нарушения ПДД
|
|
СенатИнформ, 26 декабря 2024 г.
В РФ заявили о рекордной чистой прибыли автостраховщиков
|
|
МК в Донбассе, 26 декабря 2024 г.
Минфин РФ обязал застраховаться жителей Донбасса и Новороссии
|
|
Тренд, Баку, 26 декабря 2024 г.
В Азербайджане увеличились сборы по страхованию жизни
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 26 декабря 2024 г.
АСВ будет гарантировать сохранность средств по договорам страхования жизни
|
|
Право.Ru, 26 декабря 2024 г.
КС разъяснил правила расчета штрафа для страховых компаний
|
|
КурсивЪ, Астана, 26 декабря 2024 г.
Акции разработчика страховой платформы Health In Tech взлетели после IPO
|
|
Finversia.ru, 26 декабря 2024 г.
Автоюристы vs страхование
|
|
Банковское обозрение, 26 декабря 2024 г.
АСВ гарантирует сохранность средств по договорам страхования жизни
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ создадут систему защиты прав страхующих свою жизнь
|
 Остальные материалы за 26 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|