Коммерсантъ,
24 декабря 1993 г.
Страховые компании предпочитают крупных клиентов
1692 просмотра
Рынок страховых услуг — динамично развивающийся сектор российской экономики. По данным Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора), в 1993 году число страховых компаний в стране увеличилось по сравнению с прошлым годом в два раза. Общая сумма полученных страховыми компаниями платежей возросла почти в 8 раз и достигла 550 млрд руб. Как считают специалисты Росстрахнадзора, это отражает реальный рост спроса на страховые услуги (хотя, конечно, сыграла здесь роль и инфляция). Вместе с тем, очевидно, что по ряду объективных причин страхование в России развивается не столь быстро, как, скажем, банковский сектор. Сегодня Ъ предлагает краткий обзор общего состояния страхового рынка, а также его отдельных сегментов — видов страхования, наиболее популярных у российских предприятий.
Структура страхового рынка: лидируют бывшие монополисты
По данным Росстрахнадзора, число российских страховых компаний в настоящее время приближается к 3000. Однако большинство зарегистрированных частных страховых фирм относится к категории мелких. Так, число фирм, которым в 1993 году удалось собрать более 1 млрд руб. страховых платежей, не превышает 50. Судя по распределению общей суммы платежей этого рода, собранных за девять месяцев текущего года, лидирующие позиции на рынке по-прежнему занимают две наиболее крупные компании: «Росгосстрах», представляющий собой конгломерат из 80 государственных страховых фирм, и «Ингосстрах» (доля государственного капитала — 19%). На их долю приходится 41,7% всех страховых платежей. К достаточно крупным фирмам относится также частная страховая корпорация АСКО: на ее долю приходится 7% платежей. Что же касается прочих страховых компаний, то доля каждой из них не превышает 1% общего объема платежей. В то же время в отдельных сегментах страхового рынка расстановка сил существенно отличается от положения на этом рынке в целом. Характерным примером может служить страхование авиационной техники: компании «Авикос» и «Афес», созданные в свое время несколькими авиапредприятиями и владельцами авиатехники, в настоящее время контролируют не менее 50% рынка авиационного страхования. Но в целом отрыв «Росгосстраха» и «Ингосстраха» от конкурентов настолько велик, что последним потребуется несколько лет для того, чтобы объемы их операций стали сопоставимы с объемами операций лидеров. Помимо Москвы, где сосредоточено около 400 страховых компаний, сравнительно крупными страховыми центрами являются Санкт-Петербург и Екатеринбург.
При широком выборе страховых услуг спрос на них невелик
Как уже было отмечено, свидетельством в пользу возрастающей популярности страховых услуг является заметный рост общих поступлений страховых платежей. Тем не менее на рынке реально сложилась ситуация, когда спрос на страховые услуги продолжает отставать от предложения. Сейчас страховщики могут предложить клиентам практически любые страховые услуги (за исключением видов страхования, проведение которых требует значительного опыта и средств — например, страхования экологических рисков). Анализ распределения общих поступлений платежей по видам страхования выглядит следующим образом: 36,9% поступлений пришлось на страхование имущества, 33% — на личное страхование, 29,6% — на страхование ответственности. На первый взгляд такая структура совокупного страхового портфеля российских компаний представляется вполне приличной, но, увы, на самом деле ее нельзя считать здоровой. Среди видов личного страхования весьма велик удельный вес краткосрочного страхования жизни работников предприятий (около 80%). Однако этот вид страховых услуг, как правило, не преследует собственно целей страхования, а является легальным способом уклонения предприятий от налогов на фонд заработной платы. В группе рисков по страхованию ответственности около 90% приходится на долю страхования ответственности заемщиков за непогашение кредита — самого рискованного на сегодняшний день вида страхования. Причем по сравнению с прошлым годом доля упомянутых страховых услуг в общем объеме платежей даже несколько возросла. В то же время многие классические виды страхования, такие, например, как накопительное страхование жизни для частных лиц, занимают весьма незначительное место.
Основными клиентами компаний остаются юридические лица
Основными потребителями услуг страховых компаний в 1993 году продолжали оставаться юридические лица. Увы, переориентация на частных лиц, о которой время от времени объявляет та или иная страховая компания, как правило, ничем серьезным не заканчивается. Причина этого заключается в том, что работа с частной клиентурой (как и в случае с банками) требует значительных вложений в развитие инфраструктуры, в расширение филиальной и агентской сети, на которые большинство компаний сегодня пойти не может. Кроме того, нет и соответствующего спроса со стороны частных клиентов, поскольку страховые услуги им пока неинтересны из-за их относительной дороговизны и обесценения страховых сумм вследствие инфляции. Таким образом, рост общей суммы страховых платежей в 1993 году почти полностью обеспечен клиентами — юридическими лицами. В начале года существенно возрос спрос на отдельные виды имущественного страхования — в частности, на страхование авиационных рисков (причина — разделение «Аэрофлота» на авиаотряды и передача авиатехники частным владельцам). Даже у тех страховщиков, которые, в принципе, не специализируются на страховании авиатехники, доля соответствующих поступлений колеблется от 10 до 30% общего объема платежей по имущественному страхованию. По признанию самих представителей страховых фирм, больше всего сейчас заключается договоров по страхованию самолетов, грузов и складов, причем эти объекты служат предметом жесткой конкуренции среди страховщиков. Спрос на классический вид страхования имущества «от огня» вырос незначительно. Без сомнения, страхование имущества юридических лиц останется в ближайшее время наиболее перспективным.
Выбрать страховую фирму не так просто
Итак, мы отметили преобладание на рынке страховых услуг корпоративных клиентов и указали те виды страхования, которые пользуются у них наибольшим спросом. Остановимся теперь на этих видах подробнее. Страхованием жизни работников предприятий занимаются абсолютно все страховые фирмы. Поскольку при этом виде страхования клиент получает обратно всю или почти всю уплаченную сумму, то риск возникновения у страховой фирмы каких-либо затруднений с выполнением своих обязательств невелик. Поэтому единственный критерий при выборе страховой компании — привлекательность ее условий. Как правило, клиенты хотят получить свои деньги обратно не позже, чем через неделю. В таких случаях страховщики удерживают от 5% (АСКО-Москва) до 12% («Подмосковье», «АСТРОВАЗ») страховой суммы. Если клиент подождет месяц, то ему удастся вернуть страховую сумму полностью («Инфост», «Информстрах»). Желающие воспользоваться этим видом страхования на срок более месяца могут уже рассчитывать на получение дивидендов, размер которых в разных компаниях различен, как различен и порядок их выплаты (раз в месяц, раз в квартал, по окончании срока действия договора). Например, «Информстрах» выплачивает дивиденды ежеквартально из расчета 210% годовых. В страховании кредитов (или страховании ответственности заемщика перед банком) дела обстоят сложнее. Поскольку существуют компании, предпочитающие выплачивать страховое возмещение только через суд, будет лучше, если страховщика вам порекомендует банк или кто-либо из ваших знакомых. Если же такой возможности нет, то прежде всего учтите, что ни одна солидная страховая компания не примет на свою ответственность более 300 млн рублей по одному договору страхования кредита. Если вам нужно застраховать кредит на более крупную сумму, выбранная вами фирма должна организовать совместное его страхование несколькими компаниями. Вообще, число компаний, практикующих этот вид страхования, в последнее время сократилось. В Москве им занимаются «Роспотребрезерв», «Центрорезерв», «Подмосковье», «Стинвест», «Инфост», «РАСО», «Лотос» и «Виктория». Разумеется, страхуют кредиты и другие страховщики, но просто это не афишируют. Ставки при страховании кредитов на срок до 6 месяцев составляют 12-20%, на срок более 6 месяцев — 6-8%. Если кредит страхуется под залог, то обычная ставка уменьшается на 40-60%. Классическим страхованием имущества «от огня» занимаются почти все страховые фирмы. Стоимость страхования в рублях колеблется в пределах 1-2% страховой суммы. Ставки при страховании в валюте ниже — 0,3-0,6% суммы. К сожалению, страхование имущества привлекает многих руководителей предприятий не столько как защита от убытков, сколько как возможность получить часть страхового платежа по окончании договора страхования (при условии его безубыточного прохождения) или сразу же после заключения договора (в качестве комиссии за посредничество при заключении сделки). В этом случае не только страховая компания, но и руководство предприятия заинтересовано, чтобы сумма страхового платежа была как можно большей. Поэтому ставка при страховании имущества может достигать 5-8% страховой суммы при страховании в рублях и 1% суммы при страховании в валюте. Следует учесть, что при страховании в рублях размер комиссии обычно не превышает 25% cтрахового платежа, а размер возврата, как правило, составляет 30-50%. Не исключено, что удастся найти страховщика, который согласится вернуть и все 100% платежа (по нашим сведениям, такие договоры практикует «Подмосковье»). При страховании в валюте комиссия чаще всего не превышает 15%, а размер возврата составляет 15-20%. Предлагаем несколько советов тем клиентам, которых, несмотря ни на что, интересует собственно страховая защита. Учтите, что при наступлении страхового случая страховщик взвесит абсолютно все обстоятельства, которые могут повлиять на решение о выплате возмещения. А потому при заключении договора следует выяснить, что именно фирма подразумевает под теми или иными терминами (например, относится ли к «пожару» умышленный поджог или вандализм к «злоумышленным действиям третьих лиц»). Исключения из ответственности страховщика не должны содержать неясных формулировок типа «недобросовестность клиента», «несоблюдение мер противопожарной безопасности» и т. п. Все обязанности клиента перед страховой компанией (например, когда клиенту необходимо сообщить о наступлении страхового случая и какие именно документы представить) должны быть четко сформулированы в условиях страхования или, лучше всего, отражены в договоре.
Что препятствует развитию страхового рынка
В рамках небольшого обзора мы можем обозначить лишь несколько важных причин, препятствующих нормальному развитию рынка страхования в России. Первая из них — инфляция, в условиях которой страхование не может полностью защитить клиента от потерь, а суммы страхового возмещения быстро обесцениваются. Вторая причина — преобладание в экономике государственного сектора. Несмотря на усилия правительства в области приватизации примерно две трети российских предприятий остаются государственными, и их убытки традиционно покрываться из государственных же средств. У госпредприятий пока нет ни привычки, ни стимулов страховать свое имущество. И, наконец, третья причина заключается в существующем порядке отнесения страховых взносов на прибыль предприятия (а не на себестоимость, как в большинстве развитых стран). Это обстоятельство в значительной мере снижает интерес к страхованию даже у тех предприятий, которые уже осознали необходимость страховой защиты. В то же время не вызывает сомнений тот факт, что в случае пересмотра порядка отнесения страховых платежей (с прибыли на себестоимость), спрос на страховые услуги со стороны юридических лиц, и прежде всего на страхование имущества, значительно увеличится. Однако, учитывая нынешнюю политическую ситуацию, предположить, как скоро это произойдет, достаточно сложно.
Отдел финансового оборота
Вся пресса за 24 декабря 1993 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|