Юридические аспекты прихода иностранных страховщиков на российский рынок
Финансы,
20 декабря 1996 г.
Участие западных инвесторов в страховом бизнесе России 3794 просмотра
Всего в России насчитывается 77 страховых компаний с участием иностранных инвесторов, и 16 из них — американские. Необходимо оговориться, что эти данные касаются официально зарегистрированных страховых компаний (совместных предприятий).
Однако реальное положение дел несколько иное. Несовершенство законодательной базы позволяет легко обходить положение, в силу которого иностранному инвестору позволено участвовать в российском страховом бизнесе лишь в составе совместного с российским резидентом предприятием, имея только 49% в уставном капитале. Через подставных лиц или через промежуточные юридические лица в страховом бизнесе России участвуют гораздо больше иностранных инвесторов с контрольными правами.
Названный запрет иностранные инвесторы обходят, учреждая в России представительства и брокерские фирмы. Согласно ст. 55 ГК РФ представительство только представляет интересы и осуществляет защиту интересов учредившего его юридического лица, но не осуществляет его основные функции, например, страховые операции. Однако иностранные инвесторы, в том числе и страховые компании, благодаря специально разработанной технологии осуществляют страховые операции на территории РФ, не обращаясь за получением лицензии. Брокерские фирмы, пользуясь несовершенной правовой базой и благодаря особой технологии распространения полисов иностранных страховых компаний, фактически также осуществляют функции их страховых агентов.
Иностранные страховые компании, в том числе и американские, разработали еще один способ проникновения на российский страховой рынок. Российские резиденты — страхователи приглашаются за рубеж в ту или иную страну пребывания страховой компании, где и заключается договор страхования с открытием расчетного счета в любом банке по желанию страхователя.
Есть в страховом законодательстве России и положения, в силу которых иностранные инвесторы в страховом бизнесе могут получать прибыль прямо из федерального или иного бюджета. Так, согласно ст. 969 ГК РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 г., обязательное государственное страхование, осуществляемое за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, могут осуществлять все без исключения страховые компании (в том числе и совместные), а также государственные организации, не обязанные получать лицензию.
Практика показывает, что существуют два основных подхода иностранных компаний к освоению страхового рынка России. Для крупных, солидных инвесторов характерна стратегия хорошо продуманного, эшелонированного, долгосрочного проникновения. Средние и более мелкие инвесторы придерживаются стратегии, которую можно условно назвать “стратегией Юлия Цезаря” — veni, vidi, vici и которая, хотя и более рискованная, но иногда тоже приносит желаемый результат.
Примером использования эшелонированной стратегии может служить страховая компания “Америкен интернешнл групп”, которая продвигалась к российскому страховому рынку через Румынию, Латвию и Эстонию, обкатывая там свою тактику. Для проникновения на российский Дальний Восток у этой страховой компании есть неплохой плацдарм в Шанхае.
Вообще же, тактика проникновения на страховой рынок России многообразна. Крупные иностранные инвесторы привлекают российских резидентов с помощью различных семинаров и курсов повышения квалификации, устраиваемых как непосредственно в России, так и за рубежом. Одновременно эти мероприятия используются для маркетинга российского страхового рынка.
Иностранные инвесторы активно используют также лоббирование своих интересов на самых разных уровнях, включая федеральные органы государственной власти. Прибегают к помощи Европейского банка реконструкции и развития и дипломатических структур.
С чем же сталкиваются специалисты иностранных инвесторов по маркетингу, изучая страховой рынок в России? Если проводится параллель с США, то обнаруживается, что система государственного надзора за страховой деятельностью в России более централизована, т.е. здесь есть центральный орган исполнительной власти — Департамент страхового надзора РФ (в недавнем прошлом — Росстрахнадзор), находящийся в Москве, имеющий свои структурные подразделения в субъектах РФ. Эта структура на сегодняшний день маломощная. Для сравнения, в штате Нью-Йорк на 368 страховых компаний приходится 360 курирующих сотрудников надзорной организации, в России — на 2954 страховые компании приходится около 250 курирующих сотрудников надзорного органа. Причем его подразделения существуют не во всех субъектах Федерации. Например, их нет в Республике Татарстан, желающей, как суверенное государство, иметь свой орган надзора. Таким образом, в формировании надзорной идеологии в сфере страхования наблюдаются две тенденции — центростремительная и центробежная. Страховому бизнесу все же присуща первая. Об этом говорит, например, факт создания в США Национальной ассоциации страховых комиссаров (НАИС), объединяющей надзоры штатов и ставящей перед собой цель преодолеть разрозненность в страховом законодательстве.
Следующее отличие, которое бросается в глаза, — это различный уровень требований к финансовой устойчивости страховых компаний. Если в США минимальное требование к уставному фонду колеблется от 1 тыс. до 3 млн. долл., то в России — приблизительно от 400 долл. до 60 тыс. При этом установить, насколько реальны заявленные суммы, весьма проблематично из-за отсутствия в законодательстве РФ соответствующих нормативных актов.
Нет в России и привычного для западного бизнесмена рынка ценных бумаг, между тем инвестиционная деятельность для страховщика не менее важна, чем проведение страховых операций. Кроме того, вынужденно отдавая предпочтение банкам в размещении своих страховых резервов, страховые компании рискуют оказаться в таком же плачевном состоянии, в каком после банковского кризиса в России в 1995 г. оказались многие из них.
Отсутствует в России также обычное для Запада требование создавать фонды депозитов или гарантийные фонды. Данный факт, а также все страховое законодательство свидетельствует о том, что в России отсутствует процедура реорганизации и банкротства страховых компаний, которая обладает своей спецификой, отличной от процедуры реорганизации и банкротства остальных субъектов рынка. Это позволяет российским резидентам-страховщикам избегать ответственности по долгам своих кредиторов.
На страховом рынке России можно столкнуться еще с отсутствием антимонопольного законодательства, регулирующего финансовый рынок. К сказанному можно добавить, что практически отсутствует (за исключением нескольких статей) законодательство, регулирующее посредническую деятельность в страховании и перестраховании. Эти факты привели к тому, что страховые компании не получают лицензию на перестраховочную деятельность, перестраховывают друг у друга риски, формируя страховые резервы только по прямому страхованию. Страховая компания в России зачастую выступает как страховой агент иностранного страховщика.
Однако для обоих рынков существует общая тенденция. Как в США, так и в России наблюдается рост интереса коммерческих банков к участию в страховой деятельности, хотя в обеих странах существуют законодательные нормы, запрещающие банкам это делать. При анализе тактики освоения страхового рынка России иностранными инвесторами просматривается тенденция первоначального освоения столичных регионов Москвы и Санкт-Петербурга и весьма осторожное проникновение в центральную часть России и на ее периферию.
На мой взгляд, сказанное позволяет утверждать, что освоение иностранными инвесторами страхового рынка России будет происходить осторожно, но настойчиво и основательно.
П.Г. БИЧИКАШВИЛИ, член Российской ассоциации страхового права
Вся пресса за 20 декабря 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|