Обзор рынка космического страхования и деятельности его ключевых операторов
Финансы,
27 декабря 1996 г.
Страхование космических рисков в 1996 г. 1952 просмотра
Официально началом страхования космических рисков в нашей стране можно считать 1986 г., когда бывший Советский Союз объявил о готовности страховать космические аппараты. С 1991 г. в России стали создаваться частные страховые компании, и, как следствие, начало развиваться и страхование космических рисков.
Два года назад, например, группой из 37 российских компаний был застрахован спутник связи и телевещания “Горизонт”, выведенный 20 мая 1994 г. на орбиту ракетой-носителем “Протон”. Страховая сумма составила 12,5 млрд. руб. (около 6 млн. долл.). Наибольшую долю риска приняли на себя компании “АСКО-Красноярск” и “Виктория” (по 1,5 млрд. руб.).
Хотя масштаб российских проектов страхования космических рисков не идет ни в какое сравнение с объемами тех же договоров в Европе и США, отечественные страховщики в 1996 г. осуществили несколько небезынтересных проектов. Примером может служить страхование предстартовой подготовки и запуска российской ракеты-носителя “Протон”, которая благополучно вывела на орбиту 6 сентября спутник связи Inmarsat-3, принадлежащий Международной организации морской спутниковой связи Inmarsat. Ракета была застрахована от всех рисков на 33 млрд. руб. (около 6,2 млн. долл.) в пользу Государственного космического научно-производственного центра им.М.В.Хруничева.
По мировым меркам сумма страхового покрытия очень мала, так как ракета “Протон” стоит, конечно, намного больше. Вообще в мировой практике запуски спутников страхуются на сумму до 300 млн. долл.
Тем не менее для размещения этого риска на российском рынке понадобились услуги более 40 страховых компаний. Наибольшую ответственность взяли на себя такие компании, как “Ингосстрах”, “Военно-страховая компания”, “Космическая страховая компания”, а также красноярские ”Возрождение” и “Астроваз”.
Следует отметить, что во всем мире страхуются в основном спутники, запускаемые по коммерческим программам — связные, телекоммуникационные, научные. Это объясняется тем, что владелец космического аппарата заинтересован в защите своих финансовых интересов в случае аварии. Космические аппараты, запуски которых осуществляются по государственным программам, в интересах оборонной промышленности, например, страхуются очень редко. В России страховую защиту в основном получают проекты, в которых так или иначе участвуют иностранные партнеры, как в случае с ракетой “Протон” или спутником серии “Космос”, погибшим при неудачном запуске в мае этого года на космодроме Байконур.
Этот спутник, принадлежавший Военно-космическим силам России, был застрахован в начале 1996 года на 2,7 млн. долл. Координатором проекта страховой защиты выступила страховая компания “Мегарусс”, работающая на рынке космического страхования с 1994 г. Предполагалось, что спутник “Космос”, запуск которого произвели в интересах Минобороны РФ по проекту, получившему название SPIN-2, должен был в течение полутора месяцев полета выполнять, кроме своей основной задачи, топографическую съемку поверхности Земли, в частности, территории США. Съемку планировалось осуществить в рамках контракта между российской межотраслевой ассоциацией “Совинформспутник” и американской компанией Arial Images Inc. Данный контракт, стоимость которого до сих не известна, был подписан в июле 1995 г. Договор страхования был заключен в пользу межотраслевой Ассоциации “Совинформспутник”, которой “Мегарусс” в сентябре полностью выплатил страховое возмещение. Аппарат был застрахован от всех рисков, в том числе от аварий в результате ошибок персонала, участвовавшего в его запуске.
Для размещения этого риска на российском рынке потребовались услуги 56 страховщиков. Из них наибольшую ответственность приняли на себя “Ингосстрах” (ответственность — 200 тыс. долл.), “Росгосстрах”, “Военно-страховая компания”, перестраховочное общество “Находка Ре” (Находка) и красноярский “Астроваз” (по 100 тыс. долл.), а также “Возрождение” (75 тыс. долл.) и “Космическая страховая компания” (60 тыс. долл.). В настоящее время три, пока не известные компании продолжают задерживать выплату своей части страхового покрытия.
На месте аварии долго работала межведомственная комиссия. Ее официальное заключение было необходимо “Мегаруссу” для выплаты возмещения. После выяснения всех обстоятельств гибели космического аппарата, установили, что наиболее вероятной причиной катастрофы стало нарушение технологии изготовления головного обтекателя, произведенного на АО “Пластик” (Сызрань).
По словам представителя Военно-космических сил (ВКС) России, в июне этого года с космодрома в Плесецке был осуществлен еще один запуск российского спутника, разбившегося по той же причине — неисправность головного обтекателя. Однако в данном проекте не принимали участие коммерческие структуры, что и привело к полному отсутствию страховой защиты этого аппарата.
Одной из проблем страхования космических рисков в России является сложность в предъявлении регрессных исков производителям космической техники. По мнению начальника отдела страхования космических рисков САО “Ингосстрах” А.Борисова, частично это связано со сложностью определения причин аварий, частично с тем, что у страховых компаний отсутствует опыт в ведении подобного рода дел. “В случае с аварией “Союза” существует теоретическая возможность регресса, хотя подобных прецедентов в России не было”, — подчеркнул он. Хотя в этом году прецедент появиться может. ”Мегарусс” прорабатывает возможность предъявления регрессного иска к АО “Пластик”, изготовителю головного обтекателя ракеты, выводившей на орбиту спутник “Союз”.
Еще одна страховая компания, участвовавшая в страховании все того же “Союза”, — “Орбита”, специализирующаяся на страховании космических рисков. В 1996 г. самостоятельных проектов по страхованию пока не предпринимала, однако в прошлом году выступила генеральным страховщиком по договору страхования ракеты-носителя “Старт”, произведенной научно-техническим центром “Комплекс”. Ракета, предназначенная для вывода на орбиту трех спутников связи — российского “ЭКА-2”, израильского “Gurvin” и российско-мексиканского спутника связи, была застрахована на 2,5 млрд. руб. Страхователем и выгодоприобретателем по данному договору выступил НПЦ “Комплекс”. В перестраховании участвовали “Промышленно-страховая компания”, “ВСК”, ныне покойная “Налко” и другие страховщики. К сожалению, этот запуск также был неудачным. Из-за нарушения в системе управления ракеты спутники не были выведены на орбиту и сгорели в плотных слоях атмосферы, а “Орбите” пришлось выплачивать страховое возмещение.
В России не так много компаний, занимающихся страхованием космических рисков. Это уже упоминавшийся “Мегарусс”, Военно-страховая компания, “Мегус”, “Авикос”, страхующий жизнь и здоровье космонавтов, и “Ингосстрах”, еще в 1990 г. выписавший полис по страхованию спутника связи серии “Горизонт”.
По словам Андрея Борисова в 1996 г. будет завершена страховая программа по соглашению между “Ингосстрахом” и ГКНПЦ им.Хруничева, который предоставляет в этом году ракеты “Протон” для запуска трех зарубежных спутников — Astra 1F, Inmarsat 3 и Tempo 1. Эта программа предусматривает страхование гражданской ответственности перед третьими лицами ГКНПЦ им.Хруничева и его западных партнеров за ущерб, который может причинить возможная авария спутников во время запуска и работы на орбите. Скажем, в том случае, если космический аппарат упадет на жилой массив или повредит при падении какие-либо коммуникации, “Ингосстрах” должен будет возместить ущерб.
Гражданская ответственность при возможной гибели спутников Inmarsat 3 и Astra 1F, удачно выведенных в этом году на орбиту, была застрахована на 300 млн. долл. по каждому космическому аппарату.
В рамках этого соглашения была также застрахована на 500 млн. долл. ответственность ГКНПЦ им.Хруничева за ущерб, который может причинить возможная авария американского спутника Tempo 1, принадлежащего американской Space System Loral и предназначенного для телевизионного вещания на территорию континентальной части США, Аляску, Гавайи и Пуэрто-Рико. Запуск Tempo 1 планируется в конце 1996 г. и будет осуществлен с помощью ракеты “Протон”.
Соглашение по страхованию этих рисков было подписано в начале 1996 г., а работа по его заключению велась еще с прошлого года. Страхователем во всех трех случаях выступил ГКНПЦ им.Хруничева. Риски по этим договорам были перестрахованы за рубежом, в частности, на лондонском и французском страховых рынках. “Дело в том, что емкость российского рынка еще очень невелика. По самым смелым оценкам она не превышает 10 млн. долл. Поэтому, когда речь идет о рисках в десятки млн. долл., подразумевается, что часть рисков должна передаваться на другие рынки”, — отметил А.Борисов.
Еще одна немаловажная проблема рынка космического страхования — отсутствие развитой законодательной базы в этом секторе — возможно будет решена в ближайшее время.
Как сообщил президент страховой компании ”Мегарусс” Александр Цысь, в настоящее время этой компанией совместно с Российским космическим агентством и Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения, занимающимся научными разработками в области космической техники, подготовлен проект закона “О порядке и условиях проведения обязательного страхования космической деятельности в РФ”. Этот документ дополнит Закон “О космической деятельности”, одна из статей которого говорит об обязательном страховании жизни и здоровья космонавтов и гражданской ответственности перед третьими лицами. Проект закона пройдет согласование в Ассоциации космических страховщиков, созданной в этом году в Москве по инициативе “Мегарусса”, и других структурах, деятельность которых связана с осуществлением космических программ. Предполагается, что в первом квартале 1997 г. проект будет вынесен на рассмотрение Госдумы РФ.
П. МИЛЕДИН, Агентство финансовой информации
Вся пресса за 27 декабря 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Космическое страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|