Хроника подготовки решений по оттеснению коммерческих страховщиков из системы страховой медицины.
Сегодня,
22 января 1997 г.
Правительственный законопроект предлагает обойтись без страховых компаний 1387 просмотров
В апреле 1997 года исполнится 4 года с того момента, как в России перестало существовать бесплатное медицинское обслуживание. 2 апреля 1993 года был принят закон Российской Федерации “О медицинском страховании граждан…”, который должен был обеспечить “конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь”.
За эти годы в России уже сложились основные элементы системы обязательного медицинского страхования: в настоящее время действует 88 территориальных фондов ОМС и 1160 их филиалов, на страховом рынке работает свыше 530 страховых медицинских организаций, страховые полисы получили 110 млн человек. С апреля 1993-го по октябрь 1996 года в фонды обязательного медицинского страхования поступило 36,2 трлн руб. В то же время в системе ОМС явно обозначились “узкие места”. Главное из них — задержки с выплатой средств в фонды обязательного медицинского страхования. На октябрь 1996 года общая задолженность предприятий и органов исполнительной власти перед системой ОМС составила около 17 трлн руб. Проще сказать, система обязательного медицинского страхования недополучила треть от положенного. Существуют и другие “побочные эффекты”, в их числе — низкое качество медицинской помощи, нецелевое использование средств, выделяемых на ОМС, и т.д. В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания по двум проектам федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, один из которых был внесен правительством РФ, другой подготовлен членом комитета по охране здоровья Госдумы депутатом г-ном Горюновым. Несмотря на полную идентичность названий, идеи, заложенные в законопроектах, диаметрально противоположны. Думский вариант предлагает совершенствование уже сложившейся системы, конкретизируя отдельные положения закона, в частности, контроль за целевым расходованием средств, качеством медицинских услуг и т.д. Законопроект, представленный на слушания правительством в лице Минздрава (9 страниц), создавался не иначе как желанием “новый мир построить”. Документ предлагает совершенно новую систему обязательного медицинского страхования — без страховых организаций. Суть новации, разработанной в Минздраве, состоит в том, что функции страховщиков должны исполнять фонды обязательного медицинского страхования. Такой подход даже непосвященного может запросто ввести в оторопь: страхование без страховой организации примерно то же самое, что и врачевание без врачей. Однако, похоже, разработчиков законопроекта это не смущает. Как не смущает и возможность заниматься страховой деятельностью в нарушение главы 48 Гражданского кодекса и закона “О страховании”, которые предполагают обязательное лицензирование страховой деятельности. Кстати, ныне действующий закон “О медицинском страховании…” также обязывает медицинских страховщиков иметь лицензию, выданную ведомством по надзору за страховой деятельностью. Светлые умы из Минздрава разрешили эту проблему запросто, записав в статье 8 строку “деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования лицензированию не подлежит”. Справедливости ради нужно отметить, что страховые организации в законопроекте помянуты следующим образом: “Территориальные фонды ОМС при необходимости могут привлекать к страховой деятельности (!) в качестве агентов страховые организации, имеющие государственную лицензию на право заниматься медицинским страхованием”. Умри — лучше не скажешь! Страховщик-самозванец будет привлекать профессионалов к страховой деятельности в соответствии с собственными пристрастиями по принципу “чего душа пожелает”. Проще сказать, фонды обязательного медицинского страхования правительственным проектом превращаются в дочерние предприятия Минздрава и комитетов по здравоохранению местной исполнительной власти. Федеральный фонд ОМС учреждается правительством (читай — Минздравом), территориальные фонды — органами исполнительной власти на местах (читай — комитетами здравоохранения), ими же назначается руководитель фонда. Интересная деталь: в законопроекте отсутствует какое-либо упоминание о контроле за целевым расходованием средств фонда. Но, по мнению Минздрава, именно его схема сможет “гарантировать гражданам Российской Федерации получение медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования”. Понятно, что фраза о гарантиях в законопроекте — необходимый в такого рода делах антураж. На самом деле законопроектом предлагается такая схема, при которой функции аккумулирования средств и распоряжения ими будут сосредоточены у монополиста — фонда обязательного медицинского страхования, подведомственного Минздраву и комитетам здравоохранения при местных органах исполнительной власти. При нынешней системе (со всеми ее недостатками) страховые организации, конкурируя между собой, вынуждены следить за правильностью расходования средств и качеством медицинских услуг. Фонды ОМС едва ли станут этим заниматься. Даже при нынешней системе в фондах ОМС нередки серьезные злоупотребления. Например, осенью 1996 года КРУ Минфина была проведена проверка деятельности Московского фонда обязательного медицинского страхования. Результаты ее вызвали изумление даже у Виктора Черномырдина. Выяснилось, что фонд исхитрился незаконно истратить около 500 млрд руб., 20 млрд сотрудники потратили на приобретение квартир, автомобилей и прочее. Раньше за подобные деяния грозила статья за хищение государственных средств в особо крупных размерах. В наше время никто не пострадал, так как нынешнее законодательство не позволяет привлекать к уголовной ответственности за нецелевое использование государственных средств. Нетрудно представить, какой размах могут принять “шалости” с государственными средствами, если будет принят вариант закона, предложенный Минздравом. Как это отразится на здоровье граждан — вопрос риторический.
Иван АНДРОНОВ
Вся пресса за 22 января 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
3 декабря 2024 г.
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 3 декабря 2024 г.
Расходы на медицину в Свердловской области возрастут
|
|
Агроэксперт, 3 декабря 2024 г.
Мультирисковое страхование посевов ускорилось в РФ
|
|
Газета.Ru, 3 декабря 2024 г.
Мужчина застраховал жизнь жены, столкнул ее в море и потратил деньги на проституток
|
|
Адвокатская газета, 3 декабря 2024 г.
Верховный Суд обобщил практику по делам, связанным с применением законодательства об ОМС
|
|
korins.ru, 3 декабря 2024 г.
Страховщики разработают инструкцию для юристов по судебным спорам с участием аварийных комиссаров
|
|
ТАСС, 3 декабря 2024 г.
«Победа» планриует провести страховое урегулирование по иностранным самолетам
|
|
Sputnik Кыргызстан, 3 декабря 2024 г.
Растет интерес российских инвесторов к проектам в Кыргызстане — глава АО «Эксар»
|
|
Российская газета онлайн, 3 декабря 2024 г.
Число угонов в России сократилось: самой популярной у автоворов стала Lada
|
|
Башинформ, Уфа, 3 декабря 2024 г.
Страховщики рассказали, что опасно для автомобилистов
|
|
Forbes, 3 декабря 2024 г.
«Ъ» узнал о пересмотре тарифов на страхование пассажирских самолетов в 2025 году
|
|
Интерфакс, 3 декабря 2024 г.
Тарифы на страхование самолетов могут быть пересмотрены в 2025г
|
|
RATA-news, 3 декабря 2024 г.
Взаимное страхование может стать инструментом получения финансовых гарантий для туроператоров
|
|
Известия, 3 декабря 2024 г.
Страховщики назвали самый угоняемый автомобиль в 2024 году в России
|
|
За рулем, 3 декабря 2024 г.
В России придумали, кто возместит ущерб за ДТП без полиса, но есть нюанс
|
|
Банки.ру, 3 декабря 2024 г.
Краткосрочные полисы ОСАГО существенно подешевели
|
|
Коммерсантъ, 3 декабря 2024 г.
Нелетная страховка
|
2 декабря 2024 г.
|
|
Sputnik Молдова, 2 декабря 2024 г.
Сэкономят на вакцине: что предусматривают поправки в закон об ОМС
|
 Остальные материалы за 2 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|