Анализ проблем развития системы ОМС в России и ее правового регулирования.
Экономика и жизнь,
2 февраля 1997 г.
Хуже не стало. Но как сделать лучше? 1597 просмотров
Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” был принят в 1991 году. Основной целью его введения стало обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества.
При этом одним из главным условий реализации этих прав является наличие стабильного и полного финансирования самой системы здравоохранения. Что же он принес?
Наша справка. В настоящее время в Российской Федерации уже практически полностью сформировалась система обязательного медицинского страхования (ОМС), участниками которой являются Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды и их филиалы, 550 страховых медицинских организаций. Кроме того, в системе ОМС работает свыше 8 500 лечебно-профилактических учреждений. Страховые медицинские полисы получили около 110 миллионов человек.
Первые шаги
Для обеспечения достаточного количества средств на нужды здравоохранения законом было предусмотрено введение нового порядка его финансирования путем формирования стабильного источника — страховых взносов работодателей на страхование работающих граждан (отчисление средств в размере 3,6 процента от фонда оплаты труда) и страховых платежей органов исполнительной власти из средств местных бюджетов за неработающее население. Вся работа системы обязательного медицинского страхования координируется Федеральным фондом ОМС. Для страны, вставшей на рыночный путь развития и обладающей относительно слабым бюджетом, планировать средства на социальную сферу, в том числе на охрану здоровья, достаточно сложно. Однако даже в условиях экономического кризиса и социальной напряженности введение системы ОМС позволило обеспечить гражданам право на бесплатное получение медицинской помощи независимо от состояния здоровья, места жительства и уровня личного дохода. Кроме того, гарантировано соблюдение принципов социальной справедливости при оплате медицинских услуг. Согласно им страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются за всех граждан, а используются эти средства на лечение обратившихся за медицинской помощью пациентов — принцип “здоровый платит за больного”. Граждане с различным уровнем доходов имеют одинаковые права на получение бесплатных медицинских услуг — принцип “богатый платит за бедного”. Территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации обеспечивают правовую и социальную защиту страхователей при получении некачественной медицинской помощи. Так, за период с 1995 по первое полугодие 1996 года по результатам проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи страховыми компаниями было предъявлено 207 исков в судебные органы. Из них 40 были удовлетворены в интересах застрахованных пациентов, возмещена стоимость медикаментов, приобретенных за счет личных средств больного при стационарном лечении, произведено 4600 выплат. Лечебные учреждения получили стабильный источник финансирования, что позволило гарантировать оплату труда, так как финансовые средства по ОМС регулярно поступают в медицинские учреждения. Сами врачи заинтересованы в повышении качества медицинской помощи, так как уровень их заработной платы во многом зависит от объема, качества и результата проведенного лечения. Соответственно больше внимания уделяется освоению новых медицинских технологий и повышению уровня квалификации специалистов. Государству введение закона позволило реализовать конституционные гарантии по защите прав граждан на охрану здоровья и получение ими необходимого объема бесплатной медицинской помощи. Для обеспечения эффективного использования материально-технических и кадровых ресурсов отрасли создана экономическая и правовая база. Изменения механизма финансирования дали возможность применить новые методы предоставления медицинской помощи. Кроме того, вследствие реструктуризации система здравоохранения была приведена в соответствие с основными показателями здоровья населения и ресурсной базы. Вместо административных рычагов управления внедряются финансово-экономические механизмы взаимодействия участников системы ОМС.
Исполнять закон у нас не любят
За период с 1993 по 1 октября 1996 года фондами ОМС аккумулированы финансовые средства в размере 36,2 триллиона рублей. При этом доля средств, поступающих из бюджета на страхование неработающих граждан, в доходах территориальных фондов составила менее 30 процентов, тогда как эта категория населения составляет около 60 процентов. Таким образом, большая их часть остается незастрахованной. Из-за неплатежеспособности предприятий сложно обеспечить своевременное поступление страховых взносов, решить проблему предоставлением льгот по их уплате. По состоянию на 1 октября 1996 года общая задолженность различных отраслей промышленности и народного хозяйства перед системой ОМС составила 12,34 триллиона рублей. Кроме того, часто наблюдается неисполнение Закона о медицинском страховании местными органами здравоохранения и администрациями некоторых субъектов России. Так, в 25 регионах страны органы исполнительной власти не выполняют обязательства по перечислению платежей за неработающее население. Только за 1995 год их долг составил 1,5 триллиона рублей, а за 9 месяцев 1996 года — 3,1 триллиона. Таким образом, в период с 1993 по 1996 год общая задолженность финансовых средств системе ОМС составила около 17 триллионов рублей. Динамика изменений расходов свидетельствует, что около 95 процентов всех средств используется непосредственно на финансирование здравоохранения, при этом их доля на содержание системы относительно невелика. Платежи страхователей полностью доводятся до лечебных учреждений, где 54,7 процента направляется на зарплату медицинских работников, 18,3 — на приобретение медикаментов и 8,1 процента — на питание больных. Значительная доля — 18,9 процента — используется на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, что согласно закону должно осуществляться за счет средств бюджета.
Таким он был. Каким он станет?
Думается, что для выравнивания положения, развития и совершенствования системы ОМС необходимо принять закон, закрепляющий основы государственного социального страхования и определяющий принципы работы всех четырех государственных внебюджетных фондов (пенсионного, обязательного медицинского страхования, социального страхования и занятости). Также надо разработать и принять законодательные акты о государственной и частной системе здравоохранения, правах пациентов, страховании гражданской ответственности медицинских работников, организации обеспечения качества медицинской помощи и снабжения граждан лекарствами. Целесообразно прекратить практику предоставления предприятиям и организациям льгот по уплате взносов. В противном случае следует компенсировать убытки за счет средств бюджета. Нужно рассмотреть вариант повышения тарифа страхового взноса до 10-12 процентов к фонду оплаты труда. Для дифференцирования величины тарифа по отраслям народного хозяйства в зависимости от влияния условий производства на здоровье работников следует внедрить механизм актуарных расчетов. Следует разработать механизм личного участия граждан в уплате взносов в размере 2-3 процентов как части подоходного налога. В результате повысится их ответственность за собственное здоровье. Кроме того, важно установить фиксированную величину платежа на страхование неработающих граждан — в размере 7 минимальных размеров оплаты труда. Целесообразно предусмотреть ответственность руководителей органов исполнительной власти всех уровней за страхование неработающих граждан, а также утвердить перечень лиц, относящихся к данной категории. Отнести расходы на ОМС неработающих граждан к числу защищенных и не подлежащих расходованию не по назначению. Требует рассмотрения вопрос об освобождении фондов ОМС, страховщиков и медицинских учреждений от налогов по доходам, направляемым на решение задач системы. Для повышения эффективности работы системы ОМС следует ежегодно утверждать программу ее деятельности (в настоящее время действует программа, утвержденная в 1993 году). В ней должны быть закреплены все виды медицинской помощи; в том числе и социально значимые, финансируемые в настоящее время напрямую из бюджета (туберкулез, венерические заболевания, скорая медицинская помощь). Также разработать единую методику расчета стоимости территориальной программы ОМС с учетом стандартов, утвержденных Минздравом РФ, и предоставить фондам право выполнять функции страховщика. Следует предусмотреть процедуру их аккредитации в территориальных фондах. Кроме того, важно утвердить полис единого образца и формата с возможным использованием пластиковых карточек и ввести персонифицированный учет застрахованных граждан. Думается, что предложенные рекомендации по улучшению работы всей системы здравоохранения помогут избрать наиболее верный путь ее развития в новых экономических условиях. Главной целью должно стать сохранение социальных гарантий населению в предоставлении ему бесплатной и качественной медицинской помощи. (По материалам парламентских слушаний и пресс-службы Федерального фонда обязательного медицинского страхования)
Вся пресса за 2 февраля 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|