Правовые и финансовые основы деятельности страховых пулов
Финансовая газета. Региональный выпуск,
8 июня 1997 г.
Организация страхового пула 6733 просмотра
Международным опытом выработаны основные принципы объединения страховщиков в форме пулов.
Эти принципы известны, они принимаются во внимание в непродолжительной российской практике организации страховых пулов и отражаются в соглашении о пуле, определяя следующие условия: 1. Форму объединения: а) обязательную или добровольную; б) с образованием юридического лица или без получения такого статуса. 2. Форму принятия и распределения ответственности по страховому риску: сострахование или перестрахование. 3. Вид ответственности участников пула перед страхователями: долевая, солидарная или субсидиарная. 4. Порядок присоединения страховщиков к страховому пулу: свободный, ограниченный, с учетом соответствия специальным критериям. 5. Форму взаимоотношений между участниками пула и страхователями, касающуюся порядка заключения договора страхования: любым и каждым участником пула; только участником-андеррайтером или лидером пула и др. 6. Установление лимита ответственности пула. 7. Проведение единой политики по перестрахованию ответственности, превышающей емкость пула. 8. Осуществление единой политики по инвестированию страховых резервов. 9. Проведение страхования на основе единых правил и тарифов. Некоторые из перечисленных условий включаются в соглашение о страховом пуле как бесспорные принципы его организации. К таким бесспорным принципам относятся, например, условие о проведении страхования по единым правилам и тарифам и условие об осуществлении единой политики по перестрахованию ответственности, превышающей емкость пула, лимит его ответственности. Вопрос о принятии других условий в качестве основополагающих принципов организации страхового пула может решаться по-разному. Тем более что часть из этих условий, как было указано, предполагает возможность выбора того или иного варианта. При выборе конкретных принципов функционирования страхового пула в целях создания наиболее эффективных условий страховой защиты в рамках пула его организаторы принимают во внимание следующие основные моменты: 1. Цели и задачи, которые ставятся при его создании. 2. Специфика риска, для страхования которого он создается. 3. Правовая и страховая нормативная база, регламентирующая деятельность страховых пулов в стране. 4. Особенности национальной экономики и национального страхового рынка, корректирующие международный опыт организации страховых ядерных пулов. Остановимся на каждом из перечисленных моментов для более четкого понимания их влияния на принципы организации ядерного страхового пула и аргументированного подхода к выбору конкретных положений, определяющих деятельность пула и его участников. Цель создания ядерного страхового пула состоит в организации наиболее эффективной формы гарантии финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации за ядерный ущерб через институт страхования. Путем создания пула решается несколько задач. Во-первых, появляются условия для организации страхования рисков ранее неизвестных, точная оценка которых очень затруднительна; редких, немногочисленных, не позволяющих даже при максимальном охвате сформировать сбалансированный страховой портфель; и, кроме того, катастрофических, каковыми являются ядерные риски. Во-вторых, за счет объединения финансовых средств отдельных страховщиков существенным образом увеличивается емкость, а следовательно, возможности страховщиков по принятию на страхование крупных рисков. В-третьих, повышается надежность страховой защиты за счет увеличения гарантии выполнения страховщиками обязательств по возмещению ядерного ущерба. При этом надежность страховой защиты, гарантируемой пулом, в определенной степени зависит от того, на основе какого договора строятся взаимоотношения между страховщиками — участниками пула и страхователями: сострахования или перестрахования. Если пул является состраховочным, то необходимо определить, на основе какой ответственности: долевой, солидарной или субсидиарной действуют участники страхового пула. В современных российских условиях наиболее надежные гарантии по компенсации ущерба имеет риск, застрахованный в рамках состраховочного пула, действующего на принципах солидарной ответственности. Во-первых, с учетом существующей в настоящее время практики перестрахования между страховщиками (непрофессиональными перестраховщиками) вероятность неполной и/или несвоевременной компенсации ущерба по договору перестрахования выше, чем по договору сострахования. Во-вторых, солидарная ответственность, как указывается в комментарии к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, "в максимальной степени обеспечивает защиту прав кредиторов", каковыми по договору страхования являются страхователи. Строго говоря, когда речь идет о состраховочном пуле, т.е. имеет место обязательство со множественностью лиц, можно рассматривать только долевую или солидарную ответственность участников пула. Субсидиарная или так называемая дополнительная ответственность, предполагающая наличие третьей стороны (не являющейся участником пула), берущей на себя ответственность должника (страховщика) в части, превышающей его возможности по выполнению обязательств, практически не применима в рамках страхового пула. Ядерные риски, наиболее целесообразной формой страхования которых является страхование в рамках пула, в силу своей специфики: определенной закрытости, сложности оценки, катастрофичности и др. требуют выработки особых критериев для отбора страховщиков, имеющих право на принятие в пул. Установление критериев такого отбора необходимо еще и в силу особой социально-экономической значимости максимальной и своевременной компенсации ущерба, нанесенного ядерными рисками. Поэтому необходимо минимизировать опасность принятия в пул недобросовестных с высоким риском неплатежеспособности страховщиков. Не всегда анализ публикуемых отчетных данных позволяет увидеть реальное лицо страховщика. А это, при отсутствии специального отбора, как уже было сказано, таит в себе опасность включения в пул участников с несбалансированным, высокорисковым портфелем (и другими негативными показателями). Безусловно, открытость пула могла бы позволить в короткие сроки увеличить его емкость. Но задача объединения страховщиков в пул, как уже отмечалось, заключается не только в этом, но в неменьшей степени еще и в повышении надежности страховой защиты. Эта задача при полной открытости ядерного страхового пула не может быть достигнута. Специфика ядерных рисков определяет не только необходимость предъявления особых требований к страховщикам, вступающим в пул. Деятельность страхового ядерного пула должна в известной мере координироваться Правительством Российской Федерации, Министерством финансов РФ, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Госатомнадзором России. С учетом специфики ядерных рисков особый подход необходим и к решению вопроса о порядке заключения договоров страхования. Здесь наиболее принципиальным является момент, связанный с достоверностью и надежностью сюрвейерских оценок, а также аваркомовских заключений. Специалисты, осуществляющие указанные работы, помимо специального допуска к объекту должны еще обладать необходимой квалификацией. Не исключено, что не каждый страховщик — участник пула будет иметь в штате специалистов, соответствующих указанным требованиям, мнение которых окажется достаточно компетентным для других страховщиков. Решение данной задачи может быть найдено путем либо назначения (выбора) в рамках пула страховщиков — андеррайтеров (лидеров) по видам объектов ядерной энергетики; либо создания специальной группы по оценке из представителей страховщиков — участников пула; либо привлечения независимой экспертизы. В настоящее время страховые пулы в Российской Федерации функционируют в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О страховании" и Положением о страховом пуле, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13. В перечисленных документах отражены отдельные принципы организации страхового пула. Существующие нормативы допускают только добровольную форму объединения страховщиков в пул, что не противоречит целям и задачам создания ядерного страхового пула. Что касается формы объединения страховщиков в части образования юридического лица или без получения такого статуса, то в отличие от Положения о страховом пуле, которое определяет пул как объединение, не являющееся юридическим лицом, Закон РФ "О страховании" допускает создание страхового пула с образованием юридического лица. В п.2 ст. 14 "Объединение страховщиков" сказано "объединения страховщиков приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью". Однако представляется целесообразным следовать п.1.1 Положения о страховом пуле и создавать ядерный страховой пул без образования юридического лица. Существующая нормативная база определяет и допустимые виды ответственности участников пула перед страхователями. Так, в ст.953 ГК РФ часть 2 "Сострахование" сказано, что "объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахование). Если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, они солидарно отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) за выплату...". Вместе с тем ст.321 ГК РФ часть первая устанавливает долевую ответственность по обязательствам, в которых участвует несколько должников (страховщиков). Статья 322 ГК РФ в развитие предыдущей определяет солидарную ответственность при неделимости предмета обязательств, если солидарная ответственность предусмотрена договором или установлена Законом. В действующем Законе РФ "О страховании" в ст. 12 сказано, что условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика, должны содержаться в договоре сострахования. Положение о страховом пуле в п. 1.1 и п. 3.1 устанавливает только солидарную ответственность участников пула. Следовательно, солидарная ответственность как наиболее эффективная форма ответственности страховщиков применительно к современным условиям создания ядерного страхового пула имеет законные основания быть принятой. Остальные существенные принципы организации страхового пула регламентируются в настоящее время только Положением о страховом пуле. В частности, это касается таких моментов, как: заключение договоров страхования от имени участников пула по единым условиям страхования и страховым тарифам; перестрахование риска, превышающего максимальный размер ответственности пула, в едином порядке, предусмотренном соглашением о страховом пуле; формирование дополнительных страховых резервов в едином для всех участников пула порядке, установленном в соглашении о пуле; осуществление инвестиционной деятельности в части активов, покрывающих технические резервы по ответственности в рамках страхового пула, на основе общих согласованных принципов, установленных в соглашении. Что касается формирования дополнительных страховых резервов, то в целях выполнения обязательств по договорам страхования ядерных рисков в рамках страхового пула страховщики — участники пула помимо тех резервов, порядок формирования которых определен Правилами, утвержденными приказом Росстрахнадзора № 02-02/04 от 18.03.94 г., видимо, должны будут по согласованию с Департаментом страхового надзора Минфина России образовывать резерв колебания убыточности и резерв катастроф. Отдельного обсуждения требует еще один принцип организации страхового пула, касающийся установления лимита его ответственности. Лимит ответственности пула или максимальный объем обязательств по договору страхования, заключенному от имени участников пула, устанавливается в пуловом соглашении как совокупность максимальных объемов ответственности каждого участника пула. В свою очередь максимальный объем ответственности каждого страховщика по отдельному риску по договору страхования в соответствии с п. 3.6 Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации (приказ № 02-02/08 от 19.05.94 г.) не может превышать 10% собственных средств страховщика. Прогнозируя перечень страховщиков, которые могут изъявить желание присоединиться к ядерному страховому пулу и пройдут конкурсный отбор, можно с достаточной степенью точности предположить, что у этих страховщиков уже сложился свой страховой портфель по неядерным рискам, ответственность по которым обеспечена собственными средствами. Поэтому не исключено, что в целях обеспечения финансовой устойчивости операций и платежеспособности компании, страховщики будут устанавливать максимальный объем своей ответственности в размере 10% не от общего объема собственных средств, а от его части. Итак, нормативы, с помощью которых можно определить емкость пула, максимальный объем его обязательств по договору страхования исходя из количества страховщиков — участников и их финансовых возможностей, ясны. Однако, открытым остается вопрос о емкости пула с точки зрения потребности в страховой гарантии компенсации ущерба, который может возникнуть по ядерным рискам. Объективно существует потребность в достаточно высоком лимите ответственности пула, максимально приближенном к пределу финансового обеспечения ответственности эксплуатирующей организации за ядерный ущерб. Эта объективность обусловлена природой страхования, позволяющей путем так называемой раскладки ущерба сформировать необходимый для его компенсации денежный страховой фонд за счет небольших взносов каждой эксплуатирующей организации. Страховой метод формирования и использования денежных средств на возмещение ядерного ущерба гораздо эффективнее самострахования, при котором каждая эксплуатирующая организация "резервирует" средства на те же цели в полном объеме. В настоящее время в Российской Федерации ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии возложена на эксплуатирующую организацию Федеральным законом РФ "Об использовании атомной энергии" (глава ХII, ст.53). Причем в ст.56 сказано, что финансовое обеспечение предела ответственности эксплуатирующей организации состоит из государственной гарантии или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса (договора). Этим же законом (ст. 55) определено, что виды и пределы ответственности эксплуатирующей организации устанавливаются законодательством Российской Федерации. Однако до настоящего времени документы, регулирующие указанные вопросы, не приняты. Очевидно, что нет необходимости создавать страховой пул, емкость которого будет превышать предел ответственности эксплуатирующей организации за ядерный ущерб в отношении одного любого ядерного инцидента. Итак, желаемая емкость ядерного страхового пула должна в максимальной степени соответствовать пределу финансового обеспечения ответственности эксплуатирующей организации. Однако фактическая емкость ядерного страхового пула с учетом финансовых возможностей отдельных страховщиков и даже всего российского рынка в целом не может соответствовать этой потребности. Это подтверждают даже самые грубые оценки, сделанные на основе отдельных положений проекта Федерального закона "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании" и анализа состояния российского страхового рынка. В самом деле, проект Закона "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании" определяет максимальный предел финансового обеспечения ответственности эксплуатирующей организации за ядерный ущерб в отношении одного любого ядерного инцидента на ядерном объекте в сумме в рублях, эквивалентной 150 млн СДР (специальных прав заимствования) Международного валютного фонда; а при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов — 50 млн СДP. На сегодняшний день предел ответственности эксплуатирующей организации по ядерным инцидентам на ядерном объекте и при транспортировании можно оценить в сумме 1,2 трлн руб. и 400 млрд руб. соответственно. Если взять крайнюю ситуацию и предположить, что страховая защита должна обеспечить эту ответственность полностью, тогда необходимы совокупные средства страховщиков в размере примерно 12 трлн руб. Какова же ситуация на российском страховом рынке сегодня, какова его совокупная емкость? Она может быть оценена путем сопоставления общей суммы собранных премий по всем видам страхования и установленного ранее Росстрахнадзором коэффициента соотношения активов и обязательств. Допуская, что этот норматив соблюдается всеми российскими страховщиками, можно оценить совокупные собственные средства всех страховых компаний в 4,2 трлн руб. Следовательно, в принципе на российском страховом рынке можно разместить риск не выше 420 млрд руб. Более 50% всех страховых платежей, по данным Департамента страхового надзора Минфина России, собирают 50 наиболее крупных страховщиков России. С учетом предыдущих рассуждений можно предположить, что участие всех этих 50 страховых компаний в пуле обеспечит его емкость по одному риску на уровне 210 млрд. руб. Однако реально, скорее всего, участвовать в конкурсе будет значительно меньшее количество страховщиков. Следовательно, в лучшем случае емкость пула может составить 100 млрд руб. Емкость страхового пула непосредственным образом будет влиять на актуальность решения вопроса о перестраховании ответственности по рискам, эту емкость превышающим. Понимая необходимость рассмотрения этого вопроса в ближайшем будущем, нельзя не отметить, что конкретное его решение будет зависеть от многих моментов, в частности, и от правительственных инициатив в отношении Международных (Парижской и Венской) конвенций по гражданской ответственности в области атомной энергии и по нанесенному ядерному ущербу. Итак, мы сделали попытку осветить наиболее важные, ключевые моменты, связанные с принципами организации ядерного страхового пула в России, и наше видение решения поставленной задачи. Не все принципы могут быть сейчас проработаны до конца. Не на все вопросы есть ответы в силу объективных и субъективных причин. Для выработки единой позиции в отношении принципов организации ядерного страхового пула потребуется время, работа специалистов, обмен мнениями на базе принятия соответствующих законопроектов и правительственных решений. Однако очевидно, что для реализации положений Закона РФ "Об использовании атомной энергии", касающихся гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, проведение такой работы является настоятельной необходимостью.
Н. А. ЛЕВАНТ, к.э.н., начальник управления АО "МАКС"
Вся пресса за 8 июня 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|