Статья о взаимном страховании судов в зарубежной и российской практике.
Экономика и жизнь,
25 октября 1997 г.
P & I: кто возместит ущерб на море 6627 просмотров
По мере развития в России рыночных отношений и изменения прав собственности все чаще возникают споры о том, за счет каких источников собственник будет восстанавливать утраченное или поврежденное имущество при наступлении неблагоприятных событий, кто будет отвечать за ущерб, который может быть причинен третьим лицам, и др.
В случаях, когда связанные с российской собственностью отношения попадают в поле действия международного права, автоматически возникает необходимость их страхования. Характерным примером является сфера морских рисков — рисков, связанных с эксплуатацией судов. В первую очередь речь идет о P & I-страховании: страховании ответственности судовладельца перед третьими лицами (дословно — защиты и возмещения). За рубежом такое страхование осуществляют P & I-клубы: взаимные страховые общества владельцев судоходных компаний. Это страхование благодаря относительной гибкости условий покрывает все возможные виды ответственности перед третьими лицами, возникающие в силу закона. Морское взаимное страхование уходит своими корнями в далекое прошлое. Китайские торговцы в древности, например, минимизировали собственный риск, связанный с перевозкой их груза, посредством его распределения между судами: товары грузились так, что на каждом судне были товары, принадлежащие нескольким торговцам, и груз каждого отдельного торговца, таким образом, перевозился несколькими судами. В Норвегии судовладельцы практиковали формы взаимного страхования еще со времен викингов. Серьезный толчок развитию морского страхования в форме взаимного страхования, в каком оно дошло до наших дней, положило решение английского суда 1836 года, согласно которому судовладелец не мог получить от страховой компании (невзаимной) возмещение за ущерб, понесенный им при столкновении судов. В ответ на это решение страховые компании были вынуждены предложить своим клиентам страховое покрытие такого риска, ограничив, однако, свою ответственность 75%. Таким образом, 25% риска оставались собственно за судовладельцем. Эти 25% риска судовладельцы стали страховать на взаимной основе. В 1846 году британский парламент принимает акт лорда Кэмпбелла, дающий право на материальную компенсацию лицам, находящимся на иждивении погибшего по вине третьих лиц. Применение этого закона к судовладельцам, занимавшимся перевозкой пассажиров из Европы в Америку во время интенсивной эмиграции, имело для первых катастрофические последствия. Ответом судовладельцев на серьезные финансовые потери стала организация системы взаимного страхования их рисков. Такое страхование получило название “страхование защиты” и стало впервые осуществляться в 1855 году Взаимным обществом защиты судовладельцев. Прецедент принятия судебного решения в 1870 году о возникновении ответственности судовладельца за перевозимый им груз стал причиной образования первого клуба “возмещения”, который стал страховать на взаимной основе риски “возмещения” (ответственности судовладельца за перевозимый груз). Справка. Общество взаимного страхования — некоммерческая форма организации страхового фонда, при которой участники общества одновременно являются и страхователями. В отличие от обычной страховой компании, как правило, не имеет цели получения прибыли от своей деятельности. В Норвегии, являющейся одним из лидеров на мировом рынке морского страхования, P & I-страхование начало свою историю после принятия Акта Хартера, когда в 1897 году был образован клуб P & I-страхования SKULD, спустя 10 лет — GARD (сегодня эти два клуба — крупнейшие в мире). На протяжении XX века судовладельцы постоянно сталкивались с увеличением объема их ответственности, что каждый раз сопровождалось расширением спектра и величины страхового покрытия, предлагавшегося P & I-клубами. Большое значение имеет ряд нестраховых услуг, оказываемых клубом P & I-страхования своим членам. Важнейшей здесь является юридическая поддержка судовладельцам и капитанам судов: рассмотрение претензий к судовладельцам и предоставление рекомендаций по их урегулированию. Вовремя оказанные клубом судовладельцу юридические услуги способны уменьшить величину предъявляемого риска или отклонить его. Клуб P & I-страхования не только перераспределяет риск между своими членами (как это происходит в классических страховых компаниях), но зачастую способен повлиять на величину предъявляемого к компенсации ущерба. Такая роль клуба позитивно сказывается на благосостоянии судоходных компаний — его членов. Основной тенденцией второй половины XX века в развитии P & I-страховых клубов стала их интернационализация. Образованные первоначально как национальные объединения судовладельцев, P & I-клубы все большее значение придают вовлечению иностранных судовладельцев. Сейчас, например, норвежские судовладельцы составляют менее 30% членов клуба P & I-страхования GARD. Сегодня примерно 90% торгового флота всего мира (по тоннажу относительно всего зарегистрированного тоннажа мирового торгового флота) входит в состав одного из пятнадцати клубов — членов международной группы P & I-клубов. Международная группа P & I-клубов объединяет своих членов общей программой перестрахования. По этой причине страховая защита, предлагаемая этими клубами, похожа, хотя форма и словесное выражение конкретных правил страхования отличаются. В настоящее время в международной практике P & I-страхование стало основным требованием к владельцам и операторам торговых судов. Богатые традиции Российского торгового флота, обширные водные ресурсы нашего государства создают необходимые предпосылки для упрочения позиций России на рынке как судовладения, так и морского страхования — финансовой инфраструктуры, с ним непосредственно связанной. Подтверждением тому становится практика морского страхования, осуществляемая российскими страховщиками. В частности, САО “Росгосстрах-Санкт-Петербург”, предлагающее услуги по страхованию морских рисков в Северо-Западном регионе РФ, по качеству своих услуг не уступает коллегам за рубежом. САО “Росгосстрах-Санкт-Петербург” готово разместить риски своих клиентов в самых надежных страховых клубах, обеспечивая по возможности минимальные тарифные ставки и профессионально контролируя соответствие условий клубов потребностям клиента. Петербург, с точки зрения развития морского страхования, находится в выгодном положении, поскольку обладает благоприятными географическими, политическими, историческими, культурными и экономическими преимуществами. Учитывая, что обычно страховая премия по страхованию судна превышает несколько сотен миллионов рублей, очевидно: развитие морского страхования в Петербурге даст толчок росту инвестиционной деятельности, транспортной инфраструктуры, способствуя таким образом экономическому подъему всего региона.
Виталий АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Вся пресса за 25 октября 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Взаимное страхование, За рубежом, Морское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
9 января 2025 г.
|
|
Национальное аграрное агентство, 9 января 2025 г.
В России расширят список страховых событий для сельского хозяйства
|
|
Медвестник, 9 января 2025 г.
Страховщики назвали свою экспертизу наиболее релевантным методом оценки качества медпомощи
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Наводнения стали причиной 78% глобальных потерь в страховой отрасли в 2024 году
|
|
Эксперт Online, 9 января 2025 г.
Общемировой ущерб от стихийных бедствий в 2024 году достиг $320 млрд
|
|
РИАМО, 9 января 2025 г.
Долевое страхование: эксперт рассказал о ключевых рисках нового инструмента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Цены на коммерческое страхование упали впервые с 2017 года
|
|
Коммерсантъ онлайн, 9 января 2025 г.
Климат бьет по кошельку
|
|
71.мвд.рф, Тула, 9 января 2025 г.
Полиция Тульской области и «Тулэнерго» сообщает о новом виде мошенничества!
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 9 января 2025 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-ноябрь 2024-го выросли на 17,9%
|
|
КрымPRESS, 9 января 2025 г.
Экспертное мнение: какие изменения планируются в сфере ОСАГО в 2025 году?
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 9 января 2025 г.
Как автовладельцам получить возмещение по ОСАГО онлайн, рассказали в Банке России
|
|
Парламентская газета, 9 января 2025 г.
Россиянам с 1 января начали продавать полисы долевого страхования жизни
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Страховщики и бизнес сталкиваются с растущей угрозой терроризма
|
|
Газета.Ru, 9 января 2025 г.
В России начали продавать новый вид страховок
|
|
Финмаркет, 9 января 2025 г.
В России на конец 2024 года количество действующих страховщиков составило 131
|
|
Российская газета, 9 января 2025 г.
Началась продажа полисов долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ, 9 января 2025 г.
Страховщики присматриваются к управлению
|
 Остальные материалы за 9 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|