Анализ проблем и перспектив развития инфраструктуры урегулирования убытков на страховом рынке России.
Экономика и жизнь,
9 января 1998 г.
Видит око, да зуб неймет 1955 просмотров
При заключении договора страхования имущества, недвижимости, транспорта, грузов каждая страховая компания сталкивается с необходимостью оценки состояния объекта, определения его рыночной цены. Более того, такая возможность предусмотрена статьей 945 Гражданского кодекса РФ.
Игнорирование предварительной экспертизы лишает компанию права оспаривать страховую стоимость имущества, даже если клиенты умышленно указали ее неправильно. Далее, после наступления страхового случая также приходится определять размер полученного ущерба и по возможности минимизировать его. Многие при этом пользуются услугами собственных специалистов, которые, как правило, работают в конкретном отделе, будь то страхование автотранспорта, недвижимости, имущества или грузоперевозки. Деятельность таких экспертов, хотя и приносит определенную пользу компании, все же достаточно ограничена. Конечно, существуют самостоятельные экспертные организации, которые могут провести оценку ущерба от страхового случая, но они не специализируются на данном виде услуг. Напротив, поле их деятельности очень обширно и значительный объем работы занимает проведение других операций. В мировой практике, а на нее мы не можем не ориентироваться, компании широко пользуются услугами профессиональных страховых экспертов. Это могут быть и сотрудники страховой фирмы — “аварийные комиссары” — специализированный отдел, занимающийся расследованием страховых случаев и оценкой полученного ущерба. К нему соответственно больше доверия со стороны страховщика, да и обходятся его услуги сравнительно дешево. По завершении расследования выдается аварийный сертификат, который часто является единственным документом, дающим точную оценку происшедшего страхового случая. Также возможно приглашение узких специалистов со стороны, что конечно же улучшает качество экспертизы. На Западе широко распространена и другая форма страхового эксперта — независимая организация — “сюрвейер”. Поле его деятельности значительно шире. По желанию клиента — страховой компании — сюрвейер осмотрит объект, оценит его рыночную стоимость, фактическое состояние. Кроме того, у него существует реальная возможность минимизировать ущерб при страховом случае, провести спасательные работы. Иногда сюрвейер участвует и в сопровождении груза, товаров. У него, как правило, имеется достаточно разветвленная сеть агентств и представительств. Именно это позволяет быстро и качественно провести расследование страхового случая. Ведь местный сюрвейер лучше ориентируется на своей территории, знает все “подводные камни”. Конечно, такие услуги достаточно дорогостоящи, но зато и мнение подобного специалиста высоко ценится, особенно если стороны в результате конфликта обращаются в суд. В нашей стране также есть представительства зарубежных сюрвейерских компаний и аварийных агентств. Они имеют прочную западную теоретическую основу, разработанную систему и методологию экспертизы, уже приспособленную к нашим российским условиям. Так, ряд подразделений “Транснациональной группы Ингосстрах” в настоящее время является субагентом британской корпорации “Ллойдс оф Лондон” по оценке и урегулированию убытков в некоторых регионах России. С 1949 года работает собственная служба аварийного комиссарства “Ингосстраха”. Отдел имеет довольно разветвленную сеть как в нашей стране, так и за рубежом. Его аварийный сертификат достаточно высоко ценится во всем мире. По поручениям клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев он занимается вопросами, связанными с возвращением на родину больных и травмированных в результате несчастных случаев моряков. Также он содействует депортации нелегальных эмигрантов, расследует обстоятельства загрязнений окружающей среды, происходящих по вине зарубежных судов. По желанию иностранных страховых компаний аварийный комиссар выполняет поручения, связанные с установлением местонахождения судна и его арестом, выдает гарантии, позволяющие арестованным транспорту или грузам, находящимся на борту судна, следовать к месту назначения, а также на проведение спасательных и других работ. Таким образом, в мировой практике страхования как сюрвейеру, так и аварийному комиссару отводится достаточно значительная роль. Западные компании, активно сотрудничая с российскими, пытаются создать необходимые условия для качественного и быстрого обслуживания своих клиентов здесь. Но и российское проникновение по планете особенно расширилось в последние годы. Отечественные воздушные и морские суда бороздят зарубежные просторы. А фактическое состояние, да и безопасность в использовании многих оставляет желать лучшего. Например, в России существует примерно 400 авиакомпаний. Каждая из них, как правило, имеет по два-три воздушных судна, да и те многими берутся в аренду. Соответственно средств на поддержание их удовлетворительного состояния у таких компаний просто не хватает. К сожалению, в последнее время выросло количество аварий отечественных транспортных средств как в России, так и за границей. Зачастую они застрахованы в наших же компаниях. И дело уже не только в обеспечении минимизации ущерба при страховых случаях, куда более важным фактором является сохранение человеческих жизней. Вот тут-то и необходимы услуги профессионального эксперта-сюрвейера, который должен не только проверить состояние транспорта, но и принять необходимые меры безопасности. Ведь несмотря на дороговизну услуг сюрвейера, в конечном итоге это окупится спасенными жизнями, не говоря уже о технике. Но позволить себе такую “роскошь” могут только достаточно крупные компании. В России уже начинает складываться методологическая база страховой экспертизы, некоторые компании имеют свои наработки, по этой тематике проводятся семинары. В конце концов, на вооружение берется и зарубежный опыт. Ведь западная практика сюрвейерства насчитывает уже около века. Однако наш рынок именно этих услуг до сих пор не развит. Кроме того, в законодательстве нет даже термина, обозначающего страхового эксперта, не говоря уже об остальных необходимых нормативных актах. Недавно только определились с порядком лицензирования оценщиков недвижимости, да и то в Москве. Для остальных регионов и по другим видам такая услуга, видимо, вообще в диковинку. И напрасно. Ведь овчинка выделки стоит. Тем более нельзя забывать и о предстоящем открытии экономических границ России. На нашем рынке появятся мощные компании, в том числе с надежной сюрвейерской помощью. А для множества граждан наличие такой услуги, подразумевающей реальную защиту, может стать решающей в выборе страховщика.
О.МИЩЕНКО
Вся пресса за 9 января 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Страховое право, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|