Проблемы развития системы ОМС в России
Экономика и жизнь,
31 января 1998 г.
Полное исполнение закона позволит улучшить ситуацию 1166 просмотров
Финансирование здравоохранения всегда отличалось недостаточностью. Особенно остро эта проблема встала в переходный период. Не допустить развала отрасли был призван Закон “О медицинском страховании граждан в РФ”.
С начала его реализации прошло уже пять лет. Наша газета на протяжении этого периода регулярно информировала читателей о положении дел. Сегодня мы вновь обратились к руководителю Федерального фонда обязательного медицинского страхования с просьбой рассказать о ситуации в этой сфере. — Владимир Вадимович, закончился 1997 год, и уже сейчас можно подвести его предварительные итоги. Расскажите, пожалуйста, что отличало прошедший год от предыдущих и есть ли тенденции в сторону улучшения положения? — В целом работа системы ОМС в 1997 году была достаточно стабильной. В частности, уровень сбора страховых взносов, по предварительным оценкам, составляет 90 процентов от ожидавшегося, тогда как в прошлые годы он был равен 80-84 процентам. Правда, летом ситуация несколько обострилась из-за различных неплатежей в стране, что повлекло за собой и непоступление взносов на ОМС. Все же к осени после ряда правительственных мер по погашению долгов и своевременной выплате зарплаты ситуация выправилась. Кроме того, правительство страны, Федеральный фонд, да и сами медицинские работники стали более требовательными к деятельности территориальных фондов. Поэтому на местах активно занимаются сбором страховых взносов и работой с неплательщиками. — Какую наиболее важную, на ваш взгляд, проблему не удалось решить в прошлом году? — К сожалению, до сих пор сохраняется острая ситуация с перечислением органами местной исполнительной власти страховых платежей за неработающее население. Так, по данным за 9 месяцев прошлого года, они составили всего 21 процент от общих доходов территориальных фондов, тогда как годом ранее эта цифра была на уровне 25 процентов. Для исправления положения при вынесении в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете на 1998 год впервые были предусмотрены целевые дотации на обеспечение страхования неработающих граждан. Запланированная сумма составляет 8 миллиардов деноминированных рублей. Эти деньги будут выделяться территориальным фондам только в том случае, если местные администрации реально будут страховать неработающих граждан. Грубо говоря, пропорция будет следующая: на два рубля местных взносов — один из федерального бюджета. Введение целевых дотаций станет своеобразным экономическим стимулом для субъектов Федерации. Хочется надеяться, что такой подход себя оправдает. В то же время благодаря активной работе Федерального фонда ОМС увеличилось число территорий, которые теперь будут выполнять закон в части страхования неработающих граждан. Это, например, Республика Карелия, Орловская область, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия и некоторые другие регионы. — Система ОМС испытывает постоянный дефицит средств. Может, стоит честно сказать, что на все денег не хватает, и сократить объемы базовой программы? — Уже давно обсуждается необходимость сведения финансовых возможностей государства с его обязательствами по предоставлению бесплатной медицинской помощи, которые предусмотрены Законом. Эта проблема не является исключительно российской, она есть во всем мире. Экономическая ситуация в стране в последние годы привела к уменьшению средств, выделяемых на нужды здравоохранения. Однако это не мешает государству гарантировать населению получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Пересмотр или сокращение базовой программы при сохранении тарифа страхового взноса будет означать лишь необходимость расширения поступлений из бюджета. А как известно, сейчас бюджет не самый надежный источник финансирования. Мы считаем, что базовую программу, напротив, надо расширить. Это даст возможность органам управления здравоохранения совместно с территориальными фондами не просить денег в бюджете, а требовать их. Сейчас, к примеру, на страхование одного неработающего предусматривается в каком-либо субъекте России 20 тысяч (неденоминированных) рублей в месяц, а фактически выплачивается только 5. Поэтому часто бывает, что вначале фонды пытаются решить эту проблему с главами районных или городских администраций в досудебном порядке. Если необходимые деньги в местном бюджете не находятся, то дела передаются в суд. Причем у нас есть уже десятки выигранных судебных разбирательств. — Как, по вашему мнению, можно ликвидировать хроническую нехватку средств в системе ОМС? — Сейчас практически не обсуждается необходимость увеличения тарифа страхового взноса. А зря. Это позволило бы обеспечить работающих граждан доступной и бесплатной помощью. На сегодняшний день тариф равен 3,6 процента от фонда оплаты труда, что крайне мало, на наш взгляд. Судите сами: у нас в стране сейчас около 60 миллионов работающих граждан, и элементарный расчет показывает, что такой низкий тариф обеспечивает только около половины тех средств, которые необходимы для оказания медицинской помощи именно этим людям. Безусловно, есть еще бюджет, который дофинансирует медицинскую помощь работающим гражданам. Надо иметь в виду, что за последние 7-8 лет доля расходов на здравоохранение из консолидированных бюджетов республик, краев и областей резко уменьшилась. Если 7-8 лет назад она составляла 23-25 процентов, то сейчас равна 12-17. К тому же при снижении в последние годы валового национального продукта уменьшаются расходы на здравоохранение, которое, как и в прежние времена, финансируется по остаточному принципу. Такое положение необходимо срочно менять. Правительство в прошлом году внесло предложение об увеличении страхового тарифа на 1998 год до 3,9 процента. Однако Думой он оставлен прежним. Следовательно, в этом году мы будем иметь те же проблемы, что и в прошлые годы. — Есть ли изменения в структуре ОМС? Входят ли в нее федеральные лечебные учреждения? — Основные элементы системы ОМС остаются прежними, хотя и несколько видоизменяются. К примеру, во многих областях большинство федеральных клиник уже работают в ней. Соответственно и помощь застрахованным согласно базовой программе частично оплачивается за счет средств ОМС. В октябре 1996 года Минздравом, Минфином и Федеральным фондом был подписан документ, регламентирующий процедуру вхождения федеральных клиник в систему ОМС. Теперь дело только за субъектами Федерации. Исполнительной власти, органам управления здравоохранения и территориальным фондам надо решить, нужны ли эти клиники у них в регионе. Точнее говоря, необходимо определиться, каким образом они будут участвовать в реализации местной базовой программы ОМС.
Визитная карточка Владимир Гришин, исполнительный директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования Родился в городе Перми в 1957 году. В 1980 году окончил Пермский медицинский институт. В 1985 году приглашен в планово-финансовое управление союзного Минздрава. В 1986 году окончил экономический факультет Пермского университета. Кандидат медицинских наук. В 1991-1992 гг. работал в Верховном Совете Союза консультантом по вопросам здравоохранения. Затем приглашен в Главное медицинское управление Москвы заместителем начальника по экономическим вопросам, откуда перешел работать в Министерство финансов РФ заместителем начальника Управления финансирования социальной сферы и науки. Исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования назначен 27 мая 1993 года. В 1997 году стал доктором экономических наук. Заслуженный экономист Российской Федерации.
В отличие от всех других федеральные клиники или научные институты в этом случае будут финансироваться из двух источников: федерального бюджета и фондов ОМС. Сейчас ситуация такова, что клиники получают деньги из федерального бюджета на содержание, а это зарплата, питание, медикаменты и другое, но фактически они идут в основном на выплату зарплаты медицинским работникам. В то же время к ним поступают средства за оказанную медицинскую помощь из страховых медицинских организаций на ту же зарплату, питание больных, медикаменты. При этом используются различные механизмы финансирования: на содержание (из бюджета) и за объем работы (из фондов ОМС), что ведет к снижению эффективности использования средств. — Достаточно распространено мнение, что многие страховщики не справляются со своими обязанностями и являются лишней перевалочной базой на пути средств к лечебным учреждениям. Так ли это, на ваш взгляд? — Да, практика показывает, что многие страховые медицинские организации не выполняют тех функций, которые возложены на них законом. А это защита прав застрахованных, своевременная оплата счетов медицинских учреждений, экспертиза качества оказанной медицинской помощи. Из 470 ныне действующих страховщиков, как положено ведут деятельность лишь сотня-полторы. Остальные служат передаточным звеном между фондом и медицинским учреждением, в лучшем случае проверяя выставленные ими на оплату счета. Кроме того, около ста компаний являются мелкими: в них застраховано не более 15-20 тысяч человек. Естественно, в силу своей маломощности они практически не имеют финансовых средств на ведение дела, что не позволяет им иметь квалифицированный персонал. Такие компании имеют в штате 5-6 человек и занимаются в основном оплатой счетов медицинских учреждений по факту. Поэтому мы удовлетворены теми поправками к Федеральному закону “О страховании”, которые предусматривают значительное увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. Это даст нам возможность работать в системе ОМС с крупными, надежными компаниями, которые будут иметь большое страховое поле и достаточный объем средств на ведение дела. Грамотные же специалисты, услуги которых всегда стоят дорого и не под силу мелким компаниям, всегда смогут квалифицированно защитить права застрахованных. Кроме того, осенью прошлого года активно обсуждался проект нормативного документа о введении процедуры аккредитации страховых компаний, работающих в системе ОМС. Эта процедура позволила бы реально оценить деятельность страховых компаний. Поскольку наличие лицензии и соответствующего уставного капитала вовсе еще не означает, что все возложенные на страховщика задачи успешно им выполняются. Сейчас мы занимаемся разработкой необходимых нормативных документов и скоро выйдем с ними в правительство. — Владимир Вадимович, можно ли ожидать каких-то изменений в положении застрахованных? — Сейчас гражданин имеет право выбирать, в разумных рамках конечно, врача или медицинское учреждение. Мы считаем, что этого недостаточно. Нужно предоставить и право выбора услуг страховой медицинской организации. В подавляющем большинстве случаев компанию определяет не застрахованный, а его работодатель или местная администрация. Поэтому есть предложение внести соответствующую поправку в Закон “О медицинском страховании граждан”. Гражданин выбирает страховщика, но при одном условии: оплачивать регистрационный взнос он должен будет сам. По нашим расчетам, его величина вполне приемлема и может составлять около 5 деноминированных рублей в год. Эти деньги пошли бы на ведение дела компании. Таким образом, она будет заинтересована в увеличении страхового поля, бороться за каждого клиента. Территориальным фондам это позволило бы уйти от практики устанавливания фиксированного процента на ведение дела страховщиком, избавиться от необходимости постоянных выяснений, в какой компании застрахован тот или иной гражданин. Интервью провела Е.Спиридонова
Вся пресса за 31 января 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|