Профиль,
9 марта 1998 г.
Илья Ломакин-Румянцев: «Даже мир может рухнуть, а страховая компания устоит» 1394 просмотра
«Профиль»: Илья Вадимович, ваш предшественник на должности председателя Росстрахнадзора Валерий Сухов как-то сказал, что развитого страхового рынка в России нет. Вы согласны с его утверждением?
Илья Ломакин-Румянцев: Это действительно так.
«П.»: Почему так получилось? Ведь банковская система сумела за те же пять лет окрепнуть и встать на ноги.
И.Л.-Р.: Так ведь наши крупнейшие банки вышли на уровень средних банков Финляндии... К тому же не забывайте, что совсем недавно у нас была высочайшая инфляция. При которой банки по определению развиваются хорошо, а страховые компании -- плохо. Страховой рынок -- это сложный механизм, которому нужно не одно десятилетие, чтобы сформироваться.
О каком страховании может идти речь, когда большинство населения живет за чертой бедности? Что им страховать? Но это еще полбеды. В обществе в целом отсутствует спрос на страховые услуги. У нас люди до сих пор предпочитают надеяться на помощь государства, нежели на собственные силы. Масса людей приватизировала квартиры. А позаботиться о том, чтобы их застраховать, удосужились лишь единицы.
«П.»: Чем же тогда вызвано повышенное внимание властей к рынку страхования сейчас?
И.Л.-Р.: Стало понятно, что рынок страхования -- неотъемлемая часть рынка в целом. Наконец-то осознали, что страхование -- это один из важнейших источников инвестиций в экономику страны. Ну и наконец, немаловажную роль сыграл грядущий приход в Россию западных страховых агентств. В следующем году планируется вступление России в ВТО, и наш страховой рынок будет открыт для иностранцев. К приходу гостей принято наводить порядок в доме. Тем более что гости намного мощнее хозяев. И если мы не подготовимся, они в «нашем монастыре» введут свой «устав».
«П.»: Что планируется предпринять, чтобы смягчить для наших страховщиков последствия прихода западных компаний?
И.Л.-Р.: Сейчас разрабатывается государственная программа по развитию страхования. Надеюсь, что летом она будет принята. Большое внимание в ней будет уделено развитию новых форм обязательного страхования. Мы не можем ждать, пока сформируется страховой рынок. Нам надо самим его формировать. Там, где защита имущественных интересов остро необходима, будет внедряться обязательное страхование. Иначе мы рискуем получить еще один сгоревший КамАЗ (в 1993 году на КамАЗе сгорел цех двигателей, который предприятие восстанавливало за свой счет, из-за чего, собственно и попало в тяжелую ситуацию.-- «Профиль»).
Будем настаивать на обязательности страхования ответственности автовладельца или работодателя.
Если вы работодатель, то должны отвечать за судьбу тех, кого наняли на работу. Вы закрываетесь? Это ваши проблемы, а не тех людей, которые на вас работают. И они вправе рассчитывать на компенсацию, связанную с потерей рабочего места. Это, кстати, сильно смягчит проблему безработицы.
Если вы разбили свою машину, это ваши проблемы. Но при этом разбита и чужая. Пострадавшим в аварии людям необходимо дорогостоящее лечение. И тут выясняется, что у вас ни копейки за душой. Кто будет ремонтировать чужую машину, оплачивать чужое лечение?
«П.»: То есть получится, что спасать российские страховые компании в преддверии прихода западных конкурентов будут за счет рядовых граждан?
И.Л.-Р.: Никто не говорит, что приоритет будет отдаваться обязательным видам страхования.
В проекте программы предусмотрены меры, которые сделают выгодными и добровольные виды страхования. Сейчас деньги, потраченные на страхование, облагаются налогом. Мы вносим предложение вывести из-под налогообложения страховые взносы граждан и организаций. Просто на определенном этапе обязательные виды страхования должны стать катализатором развития страхования добровольного.
«П.»: Если уж речь зашла о приоритете добровольного страхования, то как рядовой потребитель может выяснить, какая страховая компания надежная, а какая -- не очень?
И.Л.-Р.: Гарантий того, что какая-то конкретная компания будет жить вечно, к сожалению, не может дать никто. Но относительную надежность страховщика можно выяснить по соотношению объема собранной страховой премии и объема выплат (объем собранной премии должен превышать объем выплат или быть равным ему.-- «Профиль»). Надо посмотреть баланс, наличие резервов. Это все открытые сведения.
Необходимо усилить функции Минфина (Росстрахнадзор является департаментом Министерства финансов РФ.-- «Профиль») по надзору за страховым рынком. А также межрегиональные инспекции Росстрахнадзора.
Хотя даже безупречные показатели не могут гарантировать компанию от банкротства. Так, в прошлом году были отозваны лицензии у 10% страховых компаний. Что совершенно недопустимо. Страховой рынок построен на том, что мир может рухнуть, а страховая компания устоит.
Кстати, в разорении огромного числа страховых компаний тоже одна из причин того, что граждане неохотно страхуются. Как я могу доверить компании решение моих проблем, если она и со своими не может справиться? Но это болезни роста.
Дмитрий СИМАКОВ
Вся пресса за 9 марта 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, ОСАГО, Обязательное страхование, Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|