Проблемы развития российского страхового рынка в сравнении с успехами западных страховщиков
Финансовые Известия,
30 апреля 1998 г.
Плотина псевдострахования перекрыла инвестиционную реку 1380 просмотров
Четыре десятых процента — такова доля России в мировом страховом рынке, оборот которого оценивается в 1,5 триллиона долларов. В развитых странах страховая индустрия обеспечивает до четверти долгосрочных капиталовложений. В России, напротив, вопрос стоит о поддержке самого страхового рынка, продолжающего стагнировать.
Неплохие, казалось бы, итоги 1997 года (страховая премия выросла по сравнению с 1996 г. на 25%) при внимательном рассмотрении выглядят крайне скромно. После вычленения из официальных показателей инфляционной составляющей и влияния псевдостраховых финансовых потоков оказывается, что реальный прирост если и опережает динамику цен, то совсем ненамного. Потенциал страхования в России остается невостребованным. Совокупный объем собранной премии — 34 трлн. рублей — сопоставим с оборотом одной средней западной страховой компании. Страхованием охвачено менее 10% возможных рисков, а значительные обороты вообще не связаны с конъюнктурой рынка.
Предприятия и государство увлечены псевдострахованием Это прежде всего так называемое “зарплатное страхование”. Существует несколько распространенных псевдостраховых схем, позволяющих предприятиям через договоры страхования жизни сотрудников снизить фонд заработной платы и соответственно налогооблагаемую базу. Страховщиков, использующих эти схемы, можно определить даже по официальной статистике: их выдает высокий уровень убыточности портфеля по личному страхованию одновременно с аномально высоким приростом сбора премии по страхованию ответственности (у некоторых фирм — в 2-3 тысячи раз) и имущества предприятий. И только в исключительных случаях сочетание таких показателей можно объяснить рыночной конъюнктурой, а не зарплатными схемами. По мнению ряда экспертов, в общем объеме страховой премии по имущественному страхованию и страхованию ответственности не менее 3-4 трлн. руб. приходится на “зарплатные” схемы. Эти деньги автоматически исключаются из инвестиционного потенциала российского страхования. Без изменения налоговой системы бороться с нецелевым использованием страхования бесполезно: государство буквально вынуждает предприятия в борьбе за выживание прибегать к разным ухищрениям. Однако поучаствовать в псевдостраховых играх не прочь и само государство. Речь идет о так называемом обязательном страховании военных, сотрудников милиции, ФСБ и налоговых органов. По сути, это просто способ выплаты компенсаций за ущерб, полученный госслужащими, где страховые компании выступают в роли расчетных касс. Балласт обязательного страхования заметно перекашивает страховой рынок, где его совокупная доля по сборам премии и по выплатам составляет 38 и 47 процентов. А из сотни крупнейших компаний почти четверть обеспечивает от 75 до 100 процентов своих поступлений за счет обязательного страхования. Еще одна схема, дающая гарантированного клиента, — монопольное страхование отраслевых или корпоративных рисков. Из первой двадцатки страховщиков почти половина входит в разные финансово-промышленные или банковские группы. Внутри ФПГ предприятия обязаны пользоваться услугами “своей” компании. Это обеспечивает круговорот средств внутри группы, а выплаты по страховым случаям превращаются в перекладывание денег из одного кармана в другой. Перестраховываются риски в основном на Западе.
Купить не на что, да и нечего Темпы развития классических видов страхования почти нулевые. Из года в год одной из основных причин застоя страховщики называют отсутствие платежеспособного спроса. В целом по России этот аргумент неоспорим. Однако в Москве и некоторых других индустриальных центрах у населения есть деньги, которые оно потенциально могло бы потратить на страховку. Но не тратит. Потому что предложение сведено к минимуму. В России чуть более полусотни видов страхования, в то время как в Европе их около 500, в США — 3000. Но даже об имеющихся услугах население почти ничего не знает. На рынке практически отсутствуют маркетинг и работа по связям с общественностью, без которых невозможно продвижение товара к потребителю. Популяризацией идеи страхования не занимаются ни ведущие компании, ни профессиональные объединения. Рекламные акции носят исключительно имиджевый характер и не учитывают национальный менталитет. Он сформировался в советские годы, когда жилье, медобслуживание были бесплатными, а страхование больше выполняло сберегательную и накопительную функции. Сегодня россияне охотнее страхуют то, за что заплатили (квартиры и загородные дома, автомобили) или могут заплатить (добровольное медицинское страхование), чем доставшееся даром (муниципальное жилье). Можно предположить, что страхование будет развиваться вместе с сокращением количества бесплатных социальных благ. Уникальной национальной особенностью является и отношение россиян к собственной жизни. В списке ценностей она стоит на последнем месте, в то время как на Западе именно страхование жизни — самый распространенный вид долгосрочного страхования.
Опасность иностранного вторжения преувеличена Еще одна причина стагнации на страховом рынке — приближающееся вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Многие мелкие и средние фирмы планируют свою деятельность только до лета 1999 г., когда согласно требованиям ВТО будет снято 49-процентное ограничение на участие иностранцев в уставных капиталах российских компаний. Существуют разные прогнозы относительно последствий “роковой” даты. Мировое страхование по своей сути глубоко интернационально, а Россия привлекательна для западных страховщиков огромным неосвоенным рынком. Но иностранцы столкнутся с теми же проблемами, что и российские компании. На шестом международном страховом рандеву иностранные гости утверждали, что у границ России вовсе не стоят батальоны западных страховщиков, готовых ее “оккупировать” при первой возможности. В 1999 г. на российский рынок могут прийти всего 2-3 компании. Вопрос в том, что это будут за компании. Существует несколько страховых корпораций, сбор премий каждой из которых вдвое превышает нынешний совокупный оборот российского рынка. Это, например, “Альянс” в Германии, “Акса” во Франции, “Токио марин” в Японии, Эй-Ай-Джи в США. Не говоря уже про “Ллойдс”, собирающий по 25 млрд. долларов премий в год. Огромные собственные средства позволят западным компаниям не только самостоятельно работать с рисками, для страхования которых российским компаниям приходится объединяться в пулы, но и установить откровенно демпинговые тарифы. Казалось бы, конкуренция с Западом подвигнет отечественные компании на разработку новых оригинальных продуктов. Однако это может произойти только в том случае, если конкуренция будет соразмерной: водитель “Жигулей” может постараться стартовать со светофора быстрее, чем “Шкоды”. Но если рядом стоит спортивный “Порше”, жать на газ бесполезно. В этом случае не обойтись без регулировщика, в роли которого должно выступить государство.
Играть по правилам не позволяет их отсутствие Государство должно защитить не только самих страховщиков, но и потребителей. Не исключено, что первым эшелоном с Запада двинутся компании с сомнительной репутацией. Торгово-промышленная палата и Всероссийский союз страховщиков предложили ввести жесткие требования к страховщикам, пожелавшим работать в России. Например, установить минимальный размер уставного капитала для компаний с иностранным участием менее 50% в 10 млн. долларов, а если зарубежному партнеру принадлежит контрольный пакет акций — 50 млн. Эти суммы могут стать барьером для откровенных шарлатанов, но вряд ли остановят мировых гигантов. Для российских страховых компаний эффективной защитой стало бы разграничение сфер деятельности с западными компаниями, которые, следуя законам рынка, будут претендовать на самые перспективные и высокодоходные секторы страхования. Но рано или поздно инофирмы должны будут получить одинаковые с национальными компаниями условия работы — в этом состоит сверхзадача ВТО. В лучшем случае процесс либерализации удастся растянуть на десять лет. В конечном итоге речь идет об установлении ясных правил предстоящей игры. Если бы они были известны уже сейчас, страховщики не паниковали бы по поводу 1999 года. В последние месяцы государство пытается приступить к формированию таких правил. Но все сделанные и планируемые шаги демонстрируют отсутствие стратегического плана развития страхования. Таким планом могла бы стать только что разработанная федеральная программа развития страхового рынка на 1998-2000 гг. Однако в ней упор сделан на дальнейшее развитие обязательного страхования. В Госдуме уже находятся на рассмотрении 16 таких законопроектов. Считается, что обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев только на первом этапе сможет дополнительно принести 14-16 млрд. руб. годового оборота. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве предполагает отчисление 1,8% от фонда зарплаты. По Закону о безопасности промышленных предприятий каждое из 150 тыс. российских предприятий заплатит от 2 до 3 тыс. долларов. Меры же по стимулированию добровольного страхования не принимаются, поскольку они в основном связаны с реформой налогообложения. Страховщики настаивают, чтобы предприятиям разрешили включать в себестоимость продукции расходы на страхование в полном объеме, а не в пределах 1%, как сейчас. Законодатели вряд ли пойдут на это, опасаясь появления новой “налоговой дыры”. Частные лица, возможно, тоже страховались бы охотнее, если бы направляемые на это средства исключались из налогооблагаемой базы. Если не считать многочисленных кадровых перестановок в околостраховых структурах, то единственная мера, уже повлиявшая на рынок, — это решение об увеличении с будущего года минимального размера уставного капитала страховщиков. Около 80% компаний должны будут увеличить свои уставные капиталы вдвое, а 40% — более чем в 20 раз. Правительство, видимо, рассчитывает на концентрацию страхового капитала как средство повышения надежности, устойчивости и конкурентоспособности российских компаний. Однако события могут пойти и по другому сценарию — деньги просто уйдут со страхового рынка, сократив его и без того невысокий потенциал. Ожидается, что в 1999 год войдет не более тысячи национальных компаний из нынешних 2334.
Д. МОРОЧЕНКО
Вся пресса за 30 апреля 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тенденции, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 февраля 2025 г.

|
|
Вечерние ведомости, Екатеринбург, 20 февраля 2025 г.
Свердловская область вошла в топ-10 регионов по применению европротоколов при ДТП

|
|
5 колесо, 20 февраля 2025 г.
Что изменилось в ОСАГО в 2025 году: удаленное возмещение, европротокол и камеры

|
|
Адвокатская газета, 20 февраля 2025 г.
Освобождение от выплаты страхового возмещения возможно лишь в установленных законом случаях

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 20 февраля 2025 г.
Подносова напомнила страховщикам о праве клиентов на неустойку

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 20 февраля 2025 г.
В Свердловской области в 2024 году средняя премия по полисам ОСАГО снизилась на 3,1%

|
|
ТАСС, 20 февраля 2025 г.
Прокуратура Подмосковья выявила фиктивных пациентов при диспансеризации в поликлиниках

|
|
РИА Новости, 20 февраля 2025 г.
Российские суды почти всегда встают на защиту прав потребителей - глава ВС РФ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 февраля 2025 г.
Покупатели страхования должны подготовиться к «зондированию» вопросов ИИ при продлении

|
|
Право.Ru, 20 февраля 2025 г.
Экономколлегия признала ничтожным условие договора страхования

|
|
Аргументы и факты, 20 февраля 2025 г.
Не вытрясти ни рубля. Названы три причины для отказа в страховых выплатах

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 февраля 2025 г.
Смягчение рынка для страхования рисков финансовых учреждений продолжится

|
|
CNews.ru, 20 февраля 2025 г.
«Русский Стандарт»: женщины чаще приобретают страховые полисы онлайн

|
|
Газета.Ru, 20 февраля 2025 г.
«За себя и за того парня»: эксперт выступил против страховки от водителей ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 20 февраля 2025 г.
ЦБ собирается урегулировать киберстрахование через рекомендации

|
|
МК в Казани, 20 февраля 2025 г.
В Татарстане планируют застраховать 1 млн га сельхозугодий

|
|
Российская газета онлайн, 20 февраля 2025 г.
Работодатели стали чаще страховать сотрудников от критических заболеваний

|
|
ТАСС, 20 февраля 2025 г.
Жители Донбасса и Новороссии за 2024 год оформили более 500 тыс. полисов ОСАГО

|
 Остальные материалы за 20 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|