Проблемы развития добровольного агрострахования в России
Экономика и жизнь,
2 июня 1998 г.
Как вода сквозь песок 1988 просмотров
20 млрд. рублей из бюджета для страхования фермеров до них не дошли
Минсельхозпрод и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) создали в 1992-1993 годах ряд структур, в том числе сеть страховых фермерских компаний. В них и пошла часть средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку нового крестьянства. Головным страховщиком выбрали московскую компанию “Поддержка”, среди учредителей которой были АККОР, фонд “Российский фермер”, Росгосстрах. В ее уставный капитал в 1992-1993 гг. из бюджета поступило 10 млн. рублей, еще 30 страховщиков из регионов получили по 980 тысяч рублей. Всего же было создано 40 подобных компаний. В 1995 году правительство приняло соответствующее постановление о дополнительном бюджетном финансировании. Минфину же доверили организовать Межведомственную комиссию с участием Минэкономики, Мингосимущества, Минсельхозпрода, Росстрахнадзора и все того же АККОРа, которая была призвана по-честному поделить средства среди страховщиков. Плодом коллективного разума стал перечень счастливчиков с указанием выделяемых сумм, который появился к концу года. Наша газета его даже публиковала (см. “ЭЖ” № 48, 52 за 1995 г.). Однако в бюджете, как это часто бывает, денег не нашлось. Долг по оплате вклада государства в уставные капиталы фермерских страховых компаний погасили в сумме 15,398 млрд. рублей только в 1996 году. В следующем году Минфин на эти же цели выделил еще 4,014 млрд. рублей. Коллективистский подход при принятии решений о выделении средств не исключил нарушений установленных правил. В частности, каждой компании полагалось не более 1 млрд. рублей. Эта сумма могла быть увеличена до 1,5 млрд. при наличии у страховщика филиальной сети. В итоге трем компаниям из федерального бюджета излишне перечислили почти 2 млрд. рублей: “Поддержка” (Москва) — 633 млн. рублей, “Агрополис” (Москва) — 222 млн., “Поддержка” (Волгоград) — 1044 млн. рублей.
Днем с огнем… Как же использовались во благо фермерского движения выделенные из бюджета средства? Этим вопросом задалась Счетная палата, и результаты ее проверок, проведенных в начале этого года, выявили вопиющие факты. Начнем с того, что страхованием крестьянских хозяйств занимались в основном три компании: “Тула-Поддержка”, “Пермь-Поддержка” и “Чувашия-Поддержка”. Остальные почти четыре десятки фирм, получивших бюджетные средства, себя этим не утруждали. В целом по России страхованием посевов занимались в 1996 году в 20 регионах, а в прошлом году — только в 9. Другими словами, деревце фермерского страхования практически зачахло. Цифры, которыми сейчас оперируют страховщики , по большей части бумажные. Так, московская компания “Поддержка” имела в 1996 году 22 филиала. Из них только 7 занимались страхованием, центральный аппарат такой деятельности не вел. В прошлом году реально работающих филиалов осталось 2, сейчас же и они практически ликвидированы. А вот другой пример. Из 71 зарегистрированного филиала компании “Агрополис” на 1 марта этого года ликвидированы 4, не работают 28, а еще в 9 нет руководителей. Схожая картина и в других фирмах.
Справились бы и сами Попробуем разобраться, так ли уж необходимы были для развития фермерского страхования бюджетные вливания. На начало 1995 года суммарный оплаченный уставный капитал фермерских страховых компаний составлял 2,06 млрд. рублей, а чистые активы — 4,8 млрд. рублей. Объем собранных ими взносов показывает, что в соответствии с нормативами Росстрахнадзора компании использовали свои возможности всего на 15 процентов. На конец того же года, когда еще не были перечислены почти 15 млрд. рублей из бюджета, имевшиеся в распоряжении фермерских страховых компаний суммы уставного капитала и чистых активов позволяли увеличить сбор страховых взносов в два раза. В начале 1997 года совокупная величина оплаченного уставного капитала этих компаний достигла 20,1 млрд. рублей, причем из них 12,3 млрд. — средства федерального бюджета, а свободные активы составили 26,9 млрд. рублей. Все это позволяло заключить договоры на общую сумму страховых взносов в 150-170 млрд. рублей. В действительности возможности страховщиков были использованы только на 20 процентов. Таким образом, реальной, экономически обоснованной потребности со стороны страховщиков в получении из бюджета дополнительных средств не было. Выделение же этих ассигнований можно отнести исключительно на счет лоббистских способностей радетелей фермеров.
В свободном полете Раздавая столь значительные по тем временам средства, озаботились ли государственные чиновники контролем за их использованием? Отнюдь. Постановление Правительства РФ № 87 от 26 января 1995 года поручало Мингосимуществу выступить учредителем страховых компаний, получивших средства федерального бюджета в качестве вклада в уставный капитал. Этого сделано не было, только в конце прошлого года, да и то лишь в 6 компаниях, появились представители государства. Но и это не предел. Получив средства из бюджета, 9 компаний по состоянию на 1 января нынешнего года не внесли необходимые изменения в свои учредительные документы. В общем, сделали вид, что ничего не получали.
Пожертвования из… бюджета Трехлетняя свобода от опеки государства, мягко говоря, не пошла на пользу страховщикам. Бюджетные средства использовались ими как заблагорассудится. Многие в качестве благодарности за заботу приобрели векселя “АККОР-БАНКа”. Так, СК “Урал-Фермер-Поддержка” полученные из бюджета 1,483 млрд. рублей разместила в этом банке. Московская компания “Агрополис” также вложила 1,056 млрд. рублей в ценные бумаги все того же банка. Лучше бы они этого не делали: Банком России 26 сентября 1996 года лицензия у “АККОР-БАНКа” была отозвана. Можно предположить, что бюджетные деньги канули в вечность. Некоторые пошли еще дальше. СК “Поддержка” (Москва) не ограничилась приобретением векселей небезызвестного уже нам банка на сумму 1,912 млрд. рублей, а использовала часть средств в 1996 году на оплату аренды помещений, коммунальных услуг и пожертвования (?!) в размере 101,6 млн. рублей “АККОРу” и 136 млн. фонду “Российский фермер”. Комментарии — за читателями. Отличилась и волгоградская “Поддержка”. По данным Счетной палаты, выделялись деньги на покупку и строительство квартир, приобретение автомобилей, выдачу ссуд работникам компании. В общем, славно потрудились.
Призвать к ответу Теперь, думается, настала пора строго спросить со страховщиков об использовании бюджетных средств и вернуть их наконец государству. Тем более что постановление правительства № 87 никто не отменял. В соответствии с ним Мингосимущество разработало положение о продаже акций, принадлежащих государству. Прощу говоря, средства были переданы страховщикам на возвратной основе. Однако за три года для этого практически ничего не было сделано. Исключение составила Тульская область, где все-таки начали продажу доли государства сельхозпроизводителям, в том числе и фермерам. Как это ни печально, но цель, ради которой все и затевалось, не была достигнута. Поддержка фермерских страховых компаний не обеспечила широкое распространение этих услуг в аграрном секторе, и среди фермеров в частности. Да и бесперспективность такого пути можно было предположить изначально. Гораздо эффективнее стимулировать самих сельхозпроизводителей: есть желание страховаться — государство даст льготу или дотацию. Хоть и запоздало, но правительство это осознает. В нынешнем году на эти цели запланировано средств в 6,5 раза больше, чем в предыдущем.
Д. СУЕТИН
Вся пресса за 2 июня 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Агрострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 мая 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 7 мая 2025 г.
Правительство раскритиковало идею сокращения доходов страховых медорганизаций

|
|
СенатИнформ, 7 мая 2025 г.
Сенатор Владимиров предложил ввести налоговые вычеты при страховании самозанятых

|
|
Интерфакс, 7 мая 2025 г.
ЕС может ввести санкции против «Сургутнефтегаза» и страховой компании «ВСК»

|
|
ТАСС, 7 мая 2025 г.
Bloomberg: ЕС включит в 17-й пакет санкций против РФ «Сургутнефтегаз» и ВСК

|
|
cbr.ru, 7 мая 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Медвестник, 7 мая 2025 г.
Регуляторы разъяснили условия назначения штрафов для поликлиник по итогам контроля

|
|
ИркутскМедиа, 7 мая 2025 г.
В Иркутске суд взыскал 1,5 млрд рублей с экс-главы страховой компании

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 7 мая 2025 г.
Страховая компания на Урале проиграла суд ипотечнице с онкозаболеванием

|
|
Аргументы и факты в Беларуси, 7 мая 2025 г.
На добровольное страхование авто в Беларуси приходится 19% взносов

|
|
ТАСС, 7 мая 2025 г.
Суд взыскал 1,5 млрд рублей с экс-руководителя страховой компании из Приангарья

|
|
Ведомости, 7 мая 2025 г.
Система ОМС теряет 179 млрд рублей при выполнении врачами немедицинских задач

|
|
Sputnik Молдова, 7 мая 2025 г.
Медстрах Молдовы сообщает о росте доходов в январе-апреле на 24%

|
|
Коммерсантъ, 7 мая 2025 г.
Банк устраняет посредника

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 7 мая 2025 г.
Минздрав обновит типовой договор на оплату медпомощи по ОМС

|
6 мая 2025 г.

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов

|
|
Медвестник, 6 мая 2025 г.
Минздрав анонсировал новые правила взаиморасчетов для медорганизаций и страховщиков

|
Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|