О проблемах лицензирования видов страхования и разработке типовых правил страхования
Экономика и жизнь,
16 января 1999 г.
Время шедевров прошло 2146 просмотров
Поздно, конечно, лучше, чем никогда, но все-таки лучше вовремя. Вот мы и дождались, что проблема типовых правил страхования сдвинулась с мертвой точки: Минфин утвердил документы по четырем видам. Сделать же это нужно было как минимум несколько лет назад.
Как показывает практика, отсутствие типовых правил страхования не только значительно усложняет процесс лицензирования, но зачастую служит причиной конфликта между клиентом и страховщиком. Причем, обжегшись один раз, люди надолго потеряют интерес к страхованию. По российскому законодательству все компании обязаны иметь утвержденные Департаментом страхового надзора Минфина РФ правила страхования по каждому виду деятельности. Они разрабатываются на стадии получения лицензии и являются юридической базой всех заключаемых в дальнейшем договоров. В России при обращении за лицензией на страховую деятельность каждая компания представляет правила страхования, написанные самостоятельно, но в рамках требований Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденных Приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19 мая 1994 года. Первые сложности начинаются сразу же при попытке получить лицензию. В соответствующий отдел департамента зачастую поступают неграмотно составленные документы. На их исправление, согласование и, наконец, утверждение уходят месяцы переписки. Зафиксированы случаи согласования, длившиеся более года. При этом квалифицированные сотрудники заняты исключительно выискиванием ставших уже стандартными нарушений и ошибок, а также попыток претендентов на лицензию создать собственные неповторимые правила страхования. В итоге каждый получившийся документ уникален, а некоторые действительно являются своего рода “шедеврами”. В развитых странах ситуация совершенно другая. Например, в Германии по каждому виду действуют общие условия страхования, утвержденные на федеральном уровне и обязательные для всех. Если же компанию не удовлетворяют только типовые условия, то она может дополнительно к ним разработать особые положения, не противоречащие закону, и уже их зарегистрировать в органах надзора. Во Франции типовые условия утверждает национальное объединение страховщиков. На первый взгляд может показаться, что проблема утверждения типовых правил должна быть безразлична клиентам. Но это далеко не так. При практически полном отсутствии страховой культуры, нехватке соответствующих знаний им приходится самостоятельно разбираться во всех тонкостях юридически сложных документов. Более того, надо сделать выбор среди компаний, предлагающих нужный вид страхования, и важно не упустить из виду зачастую непонятные нюансы. В результате клиент может получить не ту услугу, в которой нуждается, а то и вовсе остаться без страхового покрытия, не придав значения каким-то “мелочам”. Возможно, клиенту было бы проще, разобравшись в типовых и доступных пониманию любого правилах по конкретному виду страхования, уверенно подписывать договор с любой компанией. И если уж выбирать, то среди дополнительных условий при неизменной основе документа. Стоит ли говорить о том, что мог бы существенно упроститься процесс лицензирования, и департамент получил бы возможность уделять больше внимания своему прямому назначению — утверждению немногочисленных отклонений от стандартных правил. Согласно действующему законодательству департамент вправе издавать только правила, носящие рекомендательный характер. Статус и порядок их использования, которые согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ вправе утверждать объединения страховщиков, вообще законодательно не определены. И все же в октябре ВСС сдал на утверждение в Департамент страхового надзора Минфина шесть проектов типовых правил. Окончательное согласование в конце декабря прошли только четыре: страхование ответственности таможенных брокеров и таможенных перевозчиков, гражданской ответственности оценщиков и страхование от огня и прочих опасностей имущества физических лиц. Хотя выбор видов страхования небогат, следует признать, что это станет большим шагом вперед. Для того чтобы эти правила могли широко использоваться страховщиками, необходимо в ближайшее время внести изменения в Условия лицензирования, что как раз и является компетенцией департамента. Действующая компания, изъявившая желание работать по типовым правилам, должна получать лицензию автоматически, вновь создаваемые — рассматриваться по упрощенной схеме (только на соответствие законодательству учредительных документов и размера уставного капитала).
М. Жилкина, эксперт “ЭЖ”
Вся пресса за 16 января 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Саморегулирование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|