Правовые коллизии автострахования
Финансовая Россия,
1 апреля 1999 г.
Гарантия с подвохом 6482 просмотра
Похоже, Остап Бендер ошибался, полагая, что полное спокойствие человеку дает только страховой полис. Во всяком случае, страхование автомобилей — это пока лишь дополнительные хлопоты для всех участников сделки.
Компания — с клиента Не секрет, что в последнее время число недобросовестных страховых компаний, желающих заработать на автостраховании, возросло, а вот желающих платить страховое возмещение стало меньше. Страдают же от этого “русского бизнеса” рядовые граждане, клюнувшие на рекламу. На какие хитрости только не идут страховщики! Поговорим о наиболее распространенных трюках. Один из самых важных моментов в общении страховщика и клиента — составление договора. В основном клиента подлавливают именно здесь. В России уровень благосостояния еще не настолько высок, чтобы заключать каждый договор, приглашая адвоката или юриста. Этим и пользуются страховщики, включая в документ положения. которые беспредельно затрудняют клиенту возможность получить возмещение. К примеру, о страховом случае нужно сообщить в течение 24 часов. Опоздал — извини… Или другое: клиент обязан сохранить ключи и документы от угнанного автомобиля. Машину угнали вместе с ними? Твои проблемы… Подвох состоит в том, что страховые агенты об этом умалчивают, походя заявляя, что договор — чистая формальность и не стоит тратить время на его прочтение. В результате клиенты становятся жертвами собственной доверчивости. Поэтому договор со страховой компанией лучше взять на пару дней домой и очень-очень тщательно изучить. Страховщики любят пользоваться безграмотностью клиентов, ведь в основной массе россияне мало представляют себе свои законные права. Довольно часто страховщики “привязывают” клиентов к собственному сервису. Ставят условие: ремонт только у нас. Клиент соглашается, думая, что разницы, где ремонтировать битый автомобиль, нет. Однако впоследствии, когда обращается в этот сервис, узнает, что цены там запредельные, и к страховке придется порядочно доплачивать. На самом деле это откровенное нарушение прав потребителей страховых услуг. Никто не вправе навязывать клиенту какие-либо услуги — об этом говорит закон “О защите прав потребителей”. Изысканный трюк страховщиков — это манипуляции с законом “О страховании”. Например, заключается договор, в котором автомобиль застрахован, к примеру, на 5 тыс. долларов. Если случается угон, клиент ждет выплаты страховки, а страховая компания ему сообщает, что возмещение заплатит в рублях по курсу на день заключения договора. Оказывается, именно так обязывает платить закон “О страховании”. Еще пример. Клиент покупает автомобиль за 10 тыс. долларов и страхует на такую же сумму. Машину угоняют. А компания заявляет: заплатим ровно столько, сколько стоит в купчей (там, как это сейчас принято, — значительно меньшая сумма, чтобы избежать большой пошлины). Снова на свет появляется закон “О страховании”, где сказано, что вещь не может быть застрахована на сумму большую чем она стоит по документам. Но ведь когда заключается договор с клиентом, то обо всем этом молчат!
Клиент — с компании А теперь посмотрим на проблему страхового мошенничества с другой стороны. Было бы несправедливо утверждать, что только лишь автомобилистов обводят вокруг пальца — страховые компании тоже страдают от обмана. Страховые мошенники хорошо известны в развитых странах. Вред, который они причиняют компаниям, выражается иногда в потере до половины доходов страховщика. Действуют мошенники как разрозненно, так и группами. К примеру, в Западной Европе немалую часть (до 30 процентов) угнанных авто похищают… с согласия владельцев. Последние заявляют об угоне в полицию уже после того, как автомобиль продан где-нибудь в России или странах Восточной Европы. А как работает отечественный аферист? Заместитель начальника управления защиты информации и безопасности госкомпании “Росгосстрах” Константин Иваненко рассказал такой случай. В Самаре некий клиент застраховал автомобиль одновременно в трех филиалах фирмы — это в одном городе! Потом, предъявив аварийный автомобиль в каждом из отделений, получил возмещение в трехкратном размере. Когда афера раскрылась, с него, конечно, истребовали “лишние” деньги, но кто гарантирует, что завтра он не появится в других компаниях и снова не попробует обмануть? Один и тот же человек сегодня может свободно застраховаться в трех-четырех компаниях — и никто не узнает, что ранее этот тип уже обманывал страховщиков. Нет общей информационной системы. А недавно в Кировской области один парень, особо не утруждаясь, отогнал свой автомобиль в лесок по соседству и заявил об угоне. Чтобы раскрыть этот нехитрый замысел, сотруднику “Росгосстраха” понадобилось совсем немного времени и усилий — он просто прошелся по окрестностям, опросил соседей, и авто нашлось. Похожие случаи, когда автомобили топят, сжигают, разбирают на запчасти или продают сами владельцы, в крупных страховых фирмах расследуют сотрудники отделов безопасности. Однако сам по себе отдел безопасности ничего страховщику не гарантирует, поскольку по российским законам сотрудники страховых компаний не вправе проводить дознание, следственные действия, получать информацию в органах милиции и прокуратуры. Они работают на свой страх и риск, добывая информацию за деньги или по знакомству. Поэтому далеко не каждого мошенника удается вывести на чистую воду. По словам Андрея Мирошниченко, заместителя начальника отдела выплат страховой компании “Росно”, чтобы застраховать автомобиль, его владелец должен выдать целый букет информации: стоит ли на учете в ГИБДД (если стоит, то действительно ли это отражено во внутренних документах дорожной инспекции или учет подложный), сколько было владельцев в прошлом, сколько выдано доверенностей и кому, сколько раз был в аварии. На все эти вопросы страховщик, скажем, в Германии или во Франции запросто получит ответ. В России это неимоверно трудная проблема, и сегодня нужно проверять не только сами автомобили, но и владельцев. Бывает, приходит вполне невинный с виду человек, а копнешь его биографию — окажется, что у него с десяток машин и половина из них — в угоне. Сразу становятся ясными его намерения. Так что о полном спокойствии в области автострахования говорить рано — пока никто не застрахован от нечестности партнера.
В. Муравьев
Вся пресса за 1 апреля 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
7 февраля 2025 г.
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|