Правовые коллизии автострахования
Финансовая Россия,
1 апреля 1999 г.
Гарантия с подвохом 6478 просмотров
Похоже, Остап Бендер ошибался, полагая, что полное спокойствие человеку дает только страховой полис. Во всяком случае, страхование автомобилей — это пока лишь дополнительные хлопоты для всех участников сделки.
Компания — с клиента Не секрет, что в последнее время число недобросовестных страховых компаний, желающих заработать на автостраховании, возросло, а вот желающих платить страховое возмещение стало меньше. Страдают же от этого “русского бизнеса” рядовые граждане, клюнувшие на рекламу. На какие хитрости только не идут страховщики! Поговорим о наиболее распространенных трюках. Один из самых важных моментов в общении страховщика и клиента — составление договора. В основном клиента подлавливают именно здесь. В России уровень благосостояния еще не настолько высок, чтобы заключать каждый договор, приглашая адвоката или юриста. Этим и пользуются страховщики, включая в документ положения. которые беспредельно затрудняют клиенту возможность получить возмещение. К примеру, о страховом случае нужно сообщить в течение 24 часов. Опоздал — извини… Или другое: клиент обязан сохранить ключи и документы от угнанного автомобиля. Машину угнали вместе с ними? Твои проблемы… Подвох состоит в том, что страховые агенты об этом умалчивают, походя заявляя, что договор — чистая формальность и не стоит тратить время на его прочтение. В результате клиенты становятся жертвами собственной доверчивости. Поэтому договор со страховой компанией лучше взять на пару дней домой и очень-очень тщательно изучить. Страховщики любят пользоваться безграмотностью клиентов, ведь в основной массе россияне мало представляют себе свои законные права. Довольно часто страховщики “привязывают” клиентов к собственному сервису. Ставят условие: ремонт только у нас. Клиент соглашается, думая, что разницы, где ремонтировать битый автомобиль, нет. Однако впоследствии, когда обращается в этот сервис, узнает, что цены там запредельные, и к страховке придется порядочно доплачивать. На самом деле это откровенное нарушение прав потребителей страховых услуг. Никто не вправе навязывать клиенту какие-либо услуги — об этом говорит закон “О защите прав потребителей”. Изысканный трюк страховщиков — это манипуляции с законом “О страховании”. Например, заключается договор, в котором автомобиль застрахован, к примеру, на 5 тыс. долларов. Если случается угон, клиент ждет выплаты страховки, а страховая компания ему сообщает, что возмещение заплатит в рублях по курсу на день заключения договора. Оказывается, именно так обязывает платить закон “О страховании”. Еще пример. Клиент покупает автомобиль за 10 тыс. долларов и страхует на такую же сумму. Машину угоняют. А компания заявляет: заплатим ровно столько, сколько стоит в купчей (там, как это сейчас принято, — значительно меньшая сумма, чтобы избежать большой пошлины). Снова на свет появляется закон “О страховании”, где сказано, что вещь не может быть застрахована на сумму большую чем она стоит по документам. Но ведь когда заключается договор с клиентом, то обо всем этом молчат!
Клиент — с компании А теперь посмотрим на проблему страхового мошенничества с другой стороны. Было бы несправедливо утверждать, что только лишь автомобилистов обводят вокруг пальца — страховые компании тоже страдают от обмана. Страховые мошенники хорошо известны в развитых странах. Вред, который они причиняют компаниям, выражается иногда в потере до половины доходов страховщика. Действуют мошенники как разрозненно, так и группами. К примеру, в Западной Европе немалую часть (до 30 процентов) угнанных авто похищают… с согласия владельцев. Последние заявляют об угоне в полицию уже после того, как автомобиль продан где-нибудь в России или странах Восточной Европы. А как работает отечественный аферист? Заместитель начальника управления защиты информации и безопасности госкомпании “Росгосстрах” Константин Иваненко рассказал такой случай. В Самаре некий клиент застраховал автомобиль одновременно в трех филиалах фирмы — это в одном городе! Потом, предъявив аварийный автомобиль в каждом из отделений, получил возмещение в трехкратном размере. Когда афера раскрылась, с него, конечно, истребовали “лишние” деньги, но кто гарантирует, что завтра он не появится в других компаниях и снова не попробует обмануть? Один и тот же человек сегодня может свободно застраховаться в трех-четырех компаниях — и никто не узнает, что ранее этот тип уже обманывал страховщиков. Нет общей информационной системы. А недавно в Кировской области один парень, особо не утруждаясь, отогнал свой автомобиль в лесок по соседству и заявил об угоне. Чтобы раскрыть этот нехитрый замысел, сотруднику “Росгосстраха” понадобилось совсем немного времени и усилий — он просто прошелся по окрестностям, опросил соседей, и авто нашлось. Похожие случаи, когда автомобили топят, сжигают, разбирают на запчасти или продают сами владельцы, в крупных страховых фирмах расследуют сотрудники отделов безопасности. Однако сам по себе отдел безопасности ничего страховщику не гарантирует, поскольку по российским законам сотрудники страховых компаний не вправе проводить дознание, следственные действия, получать информацию в органах милиции и прокуратуры. Они работают на свой страх и риск, добывая информацию за деньги или по знакомству. Поэтому далеко не каждого мошенника удается вывести на чистую воду. По словам Андрея Мирошниченко, заместителя начальника отдела выплат страховой компании “Росно”, чтобы застраховать автомобиль, его владелец должен выдать целый букет информации: стоит ли на учете в ГИБДД (если стоит, то действительно ли это отражено во внутренних документах дорожной инспекции или учет подложный), сколько было владельцев в прошлом, сколько выдано доверенностей и кому, сколько раз был в аварии. На все эти вопросы страховщик, скажем, в Германии или во Франции запросто получит ответ. В России это неимоверно трудная проблема, и сегодня нужно проверять не только сами автомобили, но и владельцев. Бывает, приходит вполне невинный с виду человек, а копнешь его биографию — окажется, что у него с десяток машин и половина из них — в угоне. Сразу становятся ясными его намерения. Так что о полном спокойствии в области автострахования говорить рано — пока никто не застрахован от нечестности партнера.
В. Муравьев
Вся пресса за 1 апреля 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|