Анализ качества услуг в системе обязательного медицинского страхования
Экономика и жизнь,
13 мая 1999 г.
Дайте жалобную книгу! 1021 просмотр
Получение качественной медицинской помощи в системе ОМС пока невозможно без четкой, налаженной системы контроля. Повышению эффективности ее работы может способствовать более тесная связь между экспертизами и жалобами пациентов. Ведь как показывает практика, половина обращений граждан с претензиями на качество лечения обоснована.
Каждый, кто обращается в районные лечебные учреждения, часто сталкивается с различными проблемами: отсутствием лекарственных препаратов, должной квалификации персонала. Зачастую поликлиники и больницы переполнены, а отношение медиков к пациентам иногда приводит к плачевным последствиям. Все это говорит о необходимости улучшения системы контроля за качеством медицинских услуг. А в соответствии с Законом “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” одним из направлений деятельности фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) и страховых медицинских организаций (СМО) является обеспечение и защита прав граждан, организация контроля качества предоставляемых услуг лечебными заведениями. На сегодняшний день наряду с существующим ведомственным сформирована система вневедомственного контроля качества медицинской помощи, в которой участвуют свыше 400 страховщиков, фондов ОМС и их филиалов. Он организуется и проводится сотрудниками отделов медицинской экспертизы компаний совместно с независимыми врачами-экспертами. Суть его — в оценке лечебно-диагностического процесса по предоставляемым в лечебном учреждении документам. Контроль качества может проводиться в плановом порядке, а также по жалобам и заявлениям застрахованных. Так, плановая экспертиза включает анализ счетов, предъявляемых страховщику медицинским учреждением к оплате. На его основе выбираются случаи, подлежащие проверке, а также проводится так называемая случайная выборка в объеме 5 процентов всех законченных случаев лечения пациентов. Всего за прошлый год врачами-экспертами фондов ОМС и страховых компаний было проведено 2,9 миллиона экспертиз медицинской помощи. По результатам проверок выявлено, что основными нарушениями стали ненадлежащее качество оказываемых услуг, завышение их объема, действия, препятствующие проведению экспертизы, и несоответствие сроков госпитализации заболеваниям пациентов. Казалось бы, проведение проверок, оценка их результатов — дело благое и направлено только на улучшение положения в этой сфере. Однако у некоторых врачей, руководителей лечебно-профилактических учреждений мнение несколько иное. Так, Иркутский государственный медицинский институт совместно с НИИ им.Н.А.Семашко РАМН, провел в регионе опрос среди врачей больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений. Его результаты показали, что большинство респондентов (76%) признают контроль качества необходимым, а 14 процентов считают его ненужным. При этом только половина опрошенных относится к действующей системе контроля качества положительно, а треть — отрицательно. Причем большинство отдают предпочтение проверке со стороны своего ведомства, а не страховщиков. В чем же причина столь неоднозначного отношения? В ходе опроса респонденты указали на основные недостатки при проведении экспертизы: большинство страховщиков ориентируются на усредненные стандарты, не учитывают условия лечения в учреждениях и соответственно используют неверные критерии оценки. Причем почти половина опрошенных врачей считают, что внештатные эксперты фондов ОМС и компаний заранее заинтересованы в отрицательной оценке качества медицинской помощи. К тому же, по мнению части медиков, контроль за их деятельностью существенно влияет на снижение уровня оплаты труда. Пока же работы для врачей-экспертов хватает. Так, в прошлом году по сравнению с 1997 годом число жалоб увеличилось в 2,4 раза. Однако это не означает, что лечить стали в два или три раза хуже. Дело в другом: повышается информированность населения о своих правах в области ОМС, растет доверие к страховым компаниям, все успешнее отстаивающим интересы пациентов. Из более чем 300 тысяч обращений только 343 были рассмотрены в судебном порядке. Это говорит о том, что почти все споры решаются их участниками полюбовно. Причем наиболее часто подают иски к медицинским учреждениям их пациенты (43,4%) и страховые компании (47,5%). Большое количество нареканий со стороны застрахованных по ОМС в поликлиниках вызывает работа регистратур, а также отказ в направлении на прием к необходимому врачу-специалисту, в выдаче льготных и бесплатных рецептов, проблема с посещением диагностических кабинетов. Часто жалуются на грубость и невнимательное отношение медицинского персонала. В стационарах пациенты высказывают недовольство организацией лечебно-диагностического процесса, санитарно-бытовыми условиями и качеством питания. В первую очередь, это связано с приобретением за свой счет лекарств, других предметов медицинского назначения, а также тратами на питание. И это при том, что работающие граждане платят налоги в бюджет и отчисляют страховые взносы в фонд ОМС. Да и больные, лечившиеся на коммерческой основе и уже оплатившие его наличными или купившие полис добровольного медицинского страхования, вправе рассчитывать на внимательное отношение к себе. Вообще же, по заключению экспертов, до 40 процентов больных в стационаре проходят неполное обследование, а до 38 процентов получают неадекватное заболеванию лечение. Примерно такой же процент медицинской документации имеет замечания по оформлению. С каждым годом число обращений граждан в страховые компании и территориальные фонды ОМС увеличивается. При этом большое число нареканий признается страховщиками обоснованным. В прошлом году по сравнению с 1997 годом количество жалоб и заявлений по ущемлению прав застрахованных на выбор лечебного учреждения выросло в 7,9 раза, обеспечению полисами ОМС — в 3,6, нарушению права выбора врача — в 2, режима работы лечебного учреждения — в 1,5, лекарственному обеспечению — в 1,4 раза. Вроде бы работа по оценке качества предоставляемой медицинской помощи проводится большая. Однако, по мнению специалистов, зачастую происходит дублирование ведомственной экспертизы вневедомственной. А жалоб и обращений от пациентов меньше не становится. Так, может, было бы больше пользы для пациентов, если бы она проводилась по конкретному поводу — жалобе или другим причинам, выявляемым при экспертизе реестров.
Е.Спиридонова, эксперт “ЭЖ”
Вся пресса за 13 мая 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
30 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
IAIS представляет стратегический план с дорожной картой на 2025–2026 годы
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Потерпевшие крушение в Черном море танкеры были застрахованы на более $40 млн
|
|
Forbes Казахстан, 30 января 2025 г.
Бизнесмен из списков Forbes увеличил капитал своей страховой компании почти в 2,5 раза
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
DIFC и Ллойд объединяются для развития будущих талантов в страховом секторе
|
|
Коммерсантъ онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин не поддержал повышение лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Финмаркет, 30 января 2025 г.
Выплаты российских агростраховщиков в 2024 году выросли на 38%
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин отклонил инициативу о компенсации при отсутствии ОСАГО у виновника аварии
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 января 2025 г.
Верховный суд утвердил взыскание ущерба от обстрелов в белгородском Шебекине
|
|
Блокнот Краснодара, 30 января 2025 г.
Минтранс дал ответ о страховании потерпевших крушение танкеров на Кубани
|
|
Деловая газета.Юг, Краснодар, 30 января 2025 г.
Страховка владельцев судов «Волгонефть» за загрязнение покрывает около 3 млрд
|
|
Тренд, Баку, 30 января 2025 г.
В Азербайджане часть стоимости ряда лекарств будет покрываться страховкой
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 30 января 2025 г.
Для Краснодара снижен территориальный коэффициент по ОСАГО
|
|
Gorod.lv, 30 января 2025 г.
Топ самых угоняемых автомобилей в Латвии: рейтинг изменился
|
|
Autonews.ru, 30 января 2025 г.
Это невероятно. Сколько стоит ОСАГО и каско на Lada, Chery, Geely и Haval
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 30 января 2025 г.
Страховщика через ВС РФ обязали заплатить деньги попавшей под обстрел белгородской компании
|
|
Forbes, 30 января 2025 г.
Минфин дал отрицательные заключения по новым инициативам по ОСАГО
|
|
Агентство информационных сообщений, Абакан, 30 января 2025 г.
ТОП 5 нововведений в ОМС в 2025 году
|
 Остальные материалы за 30 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|