Состояние системы ОМС в россии и проблемы ее реорганизации
Тверская, 13,
15 мая 1999 г.
Обратной дороги нет 1587 просмотров
В период принятия закона “О медицинском страховании граждан Российской Федерации” для любой отрасли экономики страны были особенно актуальны финансовые проблемы. Не обошли они стороной и отечественное здравоохранение.
Положение отрасли, финансирование которой традиционно осуществлялось из госбюджета, осложнилось ввиду общего экономического кризиса и значительного бюджетного дефицита. Сохранение доступной для населения медицинской помощи требовало принятия решения о создании новой финансовой модели, относительно независимой от хронического дефицита бюджетных средств. Такой моделью была признана система обязательного медицинского страхования граждан (ОМС), а при утверждении в то время основных направлений социальной политики правительства РФ переход к обязательному медицинскому страхованию был признан основным направлением реформы здравоохранения. Уже через год своего существования система ОМС не только обрела твердую почву под ногами, но и продемонстрировала жизнеспособность. В течение 1993-1994 гг. практически с нуля была сформирована стройная организационная структура: федеральный фонд, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации. Одновременно с этим велась подготовка учреждений здравоохранения к работе в условиях обязательного медицинского страхования, развернулась широкая разъяснительная работа среди населения. При внедрении системы ОМС удалось найти оптимальный вариант решения самой острой проблемы — финансовой. Известно, прежде здравоохранение финансировалось из бюджета по остаточному принципу. Этот источник был ненадежным: во-первых, пресловутый остаточный принцип не позволял полностью удовлетворить потребности здравоохранения, и медикам суждено было всегда стоять с протянутой рукой. Во-вторых, состояние бюджета находилось в прямой зависимости от налоговых поступлений, которые становились все менее обильными и регулярными, а значит, менее обильным и регулярным становился бы с годами и ручеек финансовых средств, приходящихся на долю каждого конкретного медицинского учреждения. При введении ОМС в корне изменилась система финансирования здравоохранения. Теперь это не только отчисления из бюджета, но и отчисления от фонда оплаты труда (в размере 3,6%), являющиеся основным источником поступления средств в территориальные фонды ОМС. Эти деньги направляются на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС, причем из дополнительного источника финансирования. Не будь его, вряд ли выжили бы российские поликлиники и больницы в то время, когда из-за кризиса остановились многие промышленные предприятия. Нередко можно услышать мнение, будто бы система ОМС никому не нужна и что правильнее было бы передать все средства ОМС органам управления здравоохранения, а уж они с ними управятся. Это ошибочная точка зрения. Бюджетная система финансирования здравоохранения существовала многие десятилетия до введения ОМС. И уже 10-15 лет назад, когда о медицинском страховании еще не было и речи, стало ясно, что отечественное здравоохранение нуждается в коренном реформировании. Что мешало тогда органам управления управиться с назревшими проблемами? А ведь принципы управления с тех пор почти не изменились Зачем же возвращаться к старому? Напротив, надо более решительно делать следующий шаг, когда объем финансирования поликлиник и больниц будет зависеть не только от количества оказанных медицинских услуг, но и от качества медицинской помощи. Ведь улучшение качества — это как раз то, на что нацелено обязательное медицинское страхование. Многое в этом направлении уже сделано. Разработаны классификаторы медицинских услуг, отработаны механизмы компьютерного учета их объема, созданы и введены в практическую деятельность врачей стандарты лечения. В системе ОМС основное внимание перенесено на пациента. Он стал ключевой фигурой во взаимодействии медицинских учреждений, страховых медицинских организаций и территориальных фондов. Если пациент не удовлетворен лечением, ему есть куда обратиться со своими претензиями. Страховая медицинская организация в системе ОМС выполняет роль независимого эксперта в случае возникновения конфликтной ситуации между пациентом и лечебным учреждением. Если эксперты страховой медицинской организации признают жалобу пациента обоснованной, то допустившего в работе оплошность врача или медсестру теперь не просто журят, а наказывают рублем. Экономические стимулы сегодня, пожалуй, самые действенные. Уже в течение нескольких лет почти на всей территории страны страховые медицинские организации активно проверяют качество медицинской помощи, оказываемой находящимся под их финансовой опекой застрахованным гражданам. В страховых медицинских организациях для этого созданы специальные отделы по работе с застрахованными, они оказывают населению реальную поддержку в конфликтных ситуациях. Опрос, проведенный Российской академией государственной службы при президенте РФ, показал, что 44% глав администраций субъектов Российской Федерации отметили, что введение системы ОМС было совершенно необходимо и своевременно. Кроме того, 40% опрошенных признали обязательное медицинское страхование основным направлением реформ системы здравоохранения и 31% — одним из возможных направлений ее реформирования. Поддержали его и 50% заведующих облздравотделами, и лишь 3% представителей органов управления здравоохранения на местах высказались против развития системы ОМС. В условиях экономической нестабильности обязательное медицинское страхование — единственный способ, позволяющий обеспечить граждан России бесплатной медицинской помощью и реально защитить их интересы. Именно интересы граждан должны лежать в основе принимаемых решений, и эти решения должны быть выше ведомственных интересов и амбиций.
Г. Владимиров
Вся пресса за 15 мая 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
30 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
IAIS представляет стратегический план с дорожной картой на 2025–2026 годы
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Потерпевшие крушение в Черном море танкеры были застрахованы на более $40 млн
|
|
Forbes Казахстан, 30 января 2025 г.
Бизнесмен из списков Forbes увеличил капитал своей страховой компании почти в 2,5 раза
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
DIFC и Ллойд объединяются для развития будущих талантов в страховом секторе
|
|
Коммерсантъ онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин не поддержал повышение лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Финмаркет, 30 января 2025 г.
Выплаты российских агростраховщиков в 2024 году выросли на 38%
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин отклонил инициативу о компенсации при отсутствии ОСАГО у виновника аварии
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 января 2025 г.
Верховный суд утвердил взыскание ущерба от обстрелов в белгородском Шебекине
|
|
Блокнот Краснодара, 30 января 2025 г.
Минтранс дал ответ о страховании потерпевших крушение танкеров на Кубани
|
|
Деловая газета.Юг, Краснодар, 30 января 2025 г.
Страховка владельцев судов «Волгонефть» за загрязнение покрывает около 3 млрд
|
|
Тренд, Баку, 30 января 2025 г.
В Азербайджане часть стоимости ряда лекарств будет покрываться страховкой
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 30 января 2025 г.
Для Краснодара снижен территориальный коэффициент по ОСАГО
|
|
Gorod.lv, 30 января 2025 г.
Топ самых угоняемых автомобилей в Латвии: рейтинг изменился
|
|
Autonews.ru, 30 января 2025 г.
Это невероятно. Сколько стоит ОСАГО и каско на Lada, Chery, Geely и Haval
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 30 января 2025 г.
Страховщика через ВС РФ обязали заплатить деньги попавшей под обстрел белгородской компании
|
|
Forbes, 30 января 2025 г.
Минфин дал отрицательные заключения по новым инициативам по ОСАГО
|
|
Агентство информационных сообщений, Абакан, 30 января 2025 г.
ТОП 5 нововведений в ОМС в 2025 году
|
 Остальные материалы за 30 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|