Теоретическая статья о системе обязательного медицинского страхования
Финансы,
25 августа 1999 г.
Оптимизация использования финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования 3465 просмотров
Внимание к проблеме разработки и внедрения эффективных моделей обеспечения населения лекарственными средствами обусловлено целым рядом чисто медицинских, а также экономических и организационных причин.
Между тем до настоящего времени отсутствовал механизм управления лекарственным обеспечением больных в стационарах, что отрицательно сказывается на использовании ресурсов и качестве медицинской помощи. Нами разработана технология персонифицированного учета медикаментов, которая представляет собой упорядоченную совокупность формализованных, организационных и экономических методов анализа и оценки использования медицинских препаратов, а также поддерживающий их программно-информационный комплекс. В условиях обязательного медицинского страхования возможны следующие три варианта приобретения лекарственных средств. Самостоятельная закупка лечебным учреждением медикаментов, как показала практика, не дает возможности провести мониторинг цен. В результате в ЛПУ, расположенных в одном городе, цены на лекарства разнятся на 20-30%. Затраты на лекарственное обеспечение возрастают (а вместе с ними и стоимость территориальной программы ОМС), при этом дефицит лекарственных средств увеличивается. Обеспечение ЛПУ лекарственными средствами через государственные предприятия фармации. В этом случае они выступают монополистами, диктующими свои условия, во многом не совпадающие с интересами медицинских учреждений и застрахованных граждан. Предприятие всегда заинтересовано в том, чтобы получить максимум прибыли, продать медикаменты подороже. В то время как лечебное учреждение, фонд обязательного медицинского страхования заинтересованы в приобретении необходимых лекарств по более низкой стоимости. Проведение регионального конкурса поставщиков лекарственных средств и изделий медицинского назначения по квартальным или месячным заявкам ЛПУ демонополизирует региональный фармацевтический рынок, создает на нем здоровую конкуренцию. В результате заметно снижаются цены, устраняется дефицит лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Трехлетняя практика работы Белгородского ТФОМС показала, что проведение конкурсов позволяет ежегодно получить экономию в 20 млн руб., что составляет 26% к прогнозируемым на год затратам по данной статье расходов. Опыт показал, что создание организационно-экономического механизма регулирования регионального фармацевтического рынка, хотя и позволяет оптимизировать использование страховых взносов и платежей при страховании неработающего населения, выделяемых на приобретение лекарственных средств, представляет собой лишь один аспект оптимизации лекарственного обеспечения. По нашему мнению, есть и другие, не менее значимые. Один из них связан с организацией учета лекарственных средств, а второй — с анализом экономической и медицинской эффективности применяемых лекарств. Безусловно, эти два аспекта тесно взаимосвязаны. Процесс учета лекарственных средств не соответствует современным требованиям управления финансами и качеством оказываемой медицинской помощи. Отсутствует методика бухгалтерского учета медикаментов в условиях бюджетно-страхового финансирования. Учетный процесс по-прежнему ведется согласно “Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР”, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 2 июня 1987 г., которая регламентирует порядок учета лекарственных средств только в учреждениях, имеющих в своем составе аптеку или получающих лекарственные средства из хозрасчетной аптеки. Она не учитывает принципиальных изменений, произошедших в последние годы в управлении финансами здравоохранения, и не обеспечивает полной и достоверной информации для выбора различных альтернатив при принятии управленческих решений. Учет, организованный согласно названной инструкции, обеспечивает руководителей учреждения информацией только по приходу медикаментов в ЛПУ и соответствующее отделение. Что касается предметно-количественного учета, то он ведется лишь по 20-30 медпрепаратам. Остальные (примерно 500 наименований) учитываются в стоимостном выражении и списываются сразу после их выдачи в отделения. Это не позволяет определить, какие медикаменты получены конкретным пациентом, насколько оправдано то или иное назначение врача с медицинской и экономической точек зрения. Она также не дает возможности сделать объективный анализ финансовых затрат на медикаментозное обеспечение конкретного больного, отделения и ЛПУ в целом, что в условиях дефицита финансовых ресурсов чрезвычайно важно. Существенным фактором снижения затрат на лекарственное обеспечение является недостаточная информированность врачей об имеющихся лекарственных средствах и их фармакологических свойствах. Лечащему врачу, не имея своевременной и достоверной информации о находящихся в наличии медикаментах, сложно выработать тактику лечения. Не имеют полной информации и руководители медучреждений, так как данные бухгалтерского учета не отражают фактического наличия лекарственных средств, а отражаемые в отчетах затраты явно завышены по той причине, что медпрепараты, поступившие в отделение, отнесены на расходы сразу, а фактически пациенты их еще и не получали. То есть, медикаменты еще в отделениях, а по учету списаны и отнесены на расходы по лечению больных. Такая информация не является необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей. Это обусловлено прежде всего тем, что существующая система учета не обеспечивает постоянный сбор и обработку данных о затратах на лекарственное обеспечение для выполнения таких управленческих функций, как планирование, контроль, регулирование. За 1998 г. финансирование по статье “Медикаменты” из средств ОМС в Белгородской области составило 75,5 млн руб., следовательно, при существующей системе учета в среднем 90% медикаментов на сумму 67,9 млн руб. не охвачены предметно-количественным учетом. Все это актуализирует поиск наиболее рациональных методов и приемов учета, мобилизации резервов использования финансовых ресурсов местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования. Нами разработана технология персонифицированного учета медикаментов, которая представляет собой упорядоченную совокупность формализованных, организационных и экономических методов анализа и оценки использования медицинских препаратов, а также поддерживающий их программно-информационный комплекс. Технология персонифицированного учета медикаментов включает автоматизированную систему сбора, регистрации, обработки информации о движении лекарственных средств и предполагает решение следующих основополагающих задач: 1) формирование, оптимизация и поставка лекарственных средств в соответствии с территориальным заказом; 2) обеспечение персонифицированного учета лекарственных средств в лечебных учреждениях; 3) выявление резервов организации лечебного процесса, их мобилизации и анализ эффективности использования финансовых ресурсов; 4) своевременное предупреждение негативных явлений в лекарственном обеспечении. Главная цель персонифицированного учета лекарственных средств заключается в формировании полной и достоверной экономической информации, обеспечении ею медицинских работников и самих пациентов, а также анализ и использование полученной информации для повышения качества лекарственного обеспечения и управления финансовыми ресурсами. Программная и информационная поддержка технологии основана на использовании больничных информационных систем трех типов: для малых и средних по мощности ЛПУ, крупных и специализированных лечебных учреждений. Больничная информационная система обеспечивает создание, ведение, анализ и статистическую обработку формализованной части истории болезни. В состав информационной системы в настоящее время включены: — подсистема учета аптечной номенклатуры (поставки, выдачи в отделения, склады ЛПУ и т.д.); — подсистема работы с пациентами, позволяющая автоматизировать информационные процессы на всех этапах лечебного цикла, от поступления пациента до его выписки; — подсистема экономико-статистического анализа поставок и расходования лекарственных средств (за произвольный период времени). Комплекс формирует информацию для внешних (ТФОМС, управление здравоохранения) и внутренних (медперсонал ЛПУ) пользователей, обеспечивает сопоставимость учтенных показателей в динамике, достоверность, оперативность, простоту и экономичность учета. Основными отчетными документами, отражающими состояние и тенденции изменения в лекарственном обеспечении лечебного процесса ЛПУ, являются следующие отчетные формы. 1. Затраты ЛПУ на медикаментозное лечение. В отчете содержится информация о всех пациентах, пролеченных за определенный период. 2. Затраты отделения на медикаментозное лечение. Приводятся данные об использованных за отчетный период лекарственных средствах в разрезе отделений ЛПУ. 3. Анализ поступления и расходования лекарственных средств в ЛПУ, где сведена информация по количественному и стоимостному расходованию лекарственных средств в лечебном учреждении, какое количество лекарственных средств списано, осталось лекарственного средства в ЛПУ. На основании этого отчета можно делать выводы о величине запасов того или иного лекарственного средства в лечебном учреждении. 4. Анализ поступления и расходования лекарственных средств в отделениях ЛПУ. 5. Затраты ЛПУ на медикаментозное лечение в разрезе нозологий. Отчет может представлять огромный интерес для анализа затрат по видам заболеваний, пролеченным в рассматриваемом лечебном учреждении. 6. Стоимость койко-дня. Содержит информацию о стоимости медикаментозного лечения как по отделениям, так и по ЛПУ в целом. Формируемые отчеты позволяют автоматизировать управленческий учет по всем группам лекарственных средств. Кроме этого, при желании любой пациент может получить справку о лекарственных затратах на его лечение с указанием медпрепаратов ЛПУ и медикаментов, приобретенных за свой счет (если имел место такой факт). Внедрение персонифицированного учета обеспечивает прозрачность расходов по ст. “Медикаменты и перевязочные средства”, удовлетворяет потребности в отчетности заинтересованных внутренних и внешних пользователей. В социальном аспекте решается проблема реализации права пациента на получение информации об оказанном ему медикаментозном лечении в качественном, количественном и стоимостном выражении. Предоставление застрахованным гражданам информации о расходовании средств обязательного медицинского страхования в части лекарственного обеспечения является одной из форм непосредственного участия населения в решении вопросов управления использованием страховых взносов. Медицинский аспект программы реализуется в получении информации не только об имеющихся в наличии лекарственных средствах, но и в наборе медикаментов, полученных конкретным пациентом, а также в объеме и перечне лекарственных средств, назначаемых лечащим врачом при конкретном нозологии. Такую информацию мы используем не только для выборочной, но и для целевой, тематической ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, проведения сравнительного анализа как в отдельном ЛПУ, так и в сравнении с другими регионами. Она позволяет выявить различные методологические ошибки в назначении лекарственного лечения. Экономический аспект программы открывает возможности рационального использования финансовых ресурсов, грамотного прогнозирования лекарственного обеспечения, обоснованной постановки перед органами исполнительной и представительной власти вопроса об объемах бюджетно-страхового финансирования. Программа позволяет руководителям лечебных учреждений, заведующим отделениями, лечащим врачам получить обширную информацию для принятия управленческих решений, обобщения практики не только лекарственной помощи, но и организации лечебного процесса. Анализ данных персонифицированного учета показал, что расход медикаментов в отделениях ЛПУ уменьшился на 20% по сравнению с периодом, предшествовавшим внедрению персонифицированного учета. Решение задачи персонифицированного учета медикаментов требует обработки больших объемов информации, и произвести ее можно только при широком использовании средств вычислительной техники и соответствующего кадрового обеспечения. Имеющаяся компьютерная база слаба, к тому же она морально и физически устарела и уже не дает возможности вести постоянный сбор и обработку данных о возникающих затратах и их отнесения (увязки) к определенным видам деятельности (услугам, пациентам, рабочим листам) с целью принятия своевременных эффективных управленческих решений. Для успешного использования программы необходимо дооснастить ЛПУ вычислительной техникой из расчета один компьютер на сто коек стационара, создать в них локальные вычислительные сети. Проведенные расчеты и практика показали, что затраты на приобретение компьютерной техники и внедрение программы окупаются в течение трех месяцев. Эффективность персонифицированного учета достигается не только рациональным использованием финансовых ресурсов, что само по себе чрезвычайно важно. Не менее важен также социальный и медицинский эффект, который многократно превышает экономическую эффективность в узком смысле ее понимания. Г.И.Здоровцов, исполнительный директор Белгородского территориального фонда ОМС, кандидат экономических наук
Вся пресса за 25 августа 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
LMA представляет структуру, помогающую страховщикам Ллойда управлять менее известными киберрисками
|
|
ПРАЙМ, 15 января 2025 г.
Названы хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
California FAIR Plan, страховщик штата Калифорния последней инстанции, может стать неплатежеспособным из-за последствий пожара
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
«Автоподставщики» стали фигурантами уголовных дел в Красноярске
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
Лесные пожары в Калифорнии вряд ли повлияют на рейтинги перестраховщиков P&C: Fitch
|
|
Ведомости онлайн, 15 января 2025 г.
Акционеры UnitedHealth ждут прогноза на 2025 год после убийства руководителя
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Аргументы и факты, 15 января 2025 г.
Аферисты из Красноярска заработали 2,7 млн рублей на подставных ДТП
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 15 января 2025 г.
Жители Свердловской области потратили на страховки 38 миллиардов
|
|
IT Channel News, 15 января 2025 г.
Авито Работа: за 2024 количество вакансий с ДМС выросло в 2,7 раза
|
|
Autonews.ru, 15 января 2025 г.
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3
|
|
Финмаркет, 15 января 2025 г.
Сборы агростраховщиков РФ выросли в январе-сентябре на 4,2%, выплаты удвоились - ЦБ
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
Страховщики рассказали о наиболее частых причинах обращений туристов в каникулы
|
|
ТагилСити, 15 января 2025 г.
Страховая компания отказалась выплачивать 230 тысяч за разбитый груз свердловчанина
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 15 января 2025 г.
В Кургане на организаторов инсценировок ДТП завели новое дело о мошенничестве
|
|
РИАМО, 15 января 2025 г.
Страхование спасает: как природные катаклизмы влияют на оформление полисов
|
 Остальные материалы за 15 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|