Проблемы оценки эффективности страхования в новых экономических условиях
Финансы,
23 ноября 1999 г.
Эффективность страховой деятельности 8414 просмотров
Общую задачу повышения эффективности страховой деятельности можно сформулировать как разработку, принятие и контроль исполнения законодательных и нормативных актов, способствующих обеспечению надежной страховой защитой всех слоев общества, имущественных интересов органов власти, населения и предпринимателей. Эти условия являются необходимыми, но недостаточными для эффективного развития страхования.
В благоприятных внешних условиях, например при отсутствии кризисов, финансовая устойчивость отдельных страховых компаний и надежность предоставляемых ими страховых услуг, а, следовательно, и надежность и эффективность страховой деятельности в целом будут зависеть, в первую очередь, от соблюдения экономически обоснованных нормативов деятельности и эффективности управления принятыми рисками и активами. Однако мы должны понимать, что благоприятные внешние условия для развития отечественного страхования смогут возникнуть лишь в будущем, после длительных объединенных усилий страховщиков, ученых и представителей органов власти. Но страховым компаниям необходимо выжить и добиться своих целей сегодня, в период перестройки экономики, перманентных финансовых кризисов и фискальной экономической политики властей. Поэтому организация страховой и, в частности, финансовой деятельности на уровне отдельной компании, как необходимый элемент развития страховой деятельности в целом, должно обеспечивать достижение целей страхования и в современных условиях неблагоприятной внешней среды. Разработка таких стратегий выживания и развития в условиях меняющейся экономической ситуации, возникновения потребностей в страховой защите новых отраслей производства и новых рисков, появления новых инвестиционных инструментов должна обеспечить достаточные условия развития страховой деятельности в целом и поэтому актуальна как в современных условиях структурного и финансового кризиса, так и в период стабилизации экономики. Несмотря на временный характер кризисных явлений, антикризисные мероприятия актуальны и должны применяться не только во время общих экономических кризисов, но постоянно, поскольку банкротства страховщиков, как показывает мировой и российский опыт, возможны и в периоды стабильного развития экономики. Факторы внешней среды, заданные законодательно, предполагают достаточно жесткую обусловленность деятельности страховой компании. Однако в распоряжении ее руководителя остается достаточно управляемых переменных (формулировка цели, технологические приемы, люди, информация) для реализации своих решений. В рамках простейшей экономико-математической модели для нормальной, бескризисной работы страховой компании необходимо контролировать и поддерживать больший объем входящих финансовых потоков по сравнению с исходящими, обеспечивая положительное значение прибыли и не прибегая к использованию заемных и по возможности собственных средств. Для своевременной идентификации приближающегося кризиса и применения антикризисных мер необходимо решить задачу количественной оценки интенсивности отклонения контролируемых параметров с целью выделения полезного информационного сигнала из множества случайных. Основным контролируемым параметром с точки зрения финансовой устойчивости целесообразно принять расходы страховой компании, т.е. страховые выплаты, страховые резервы и расходы на ведение дела. Согласно теории и практике актуарных расчетов отклонение страховых выплат относительно средних многолетних значений на величину, превышающую два средних квадратичных отклонения, свидетельствует о существенных изменениях во внешней, а возможно, и внутренней среде страховой компании, являющихся признаком приближающегося кризиса. Расходы на ведение дела практически не подвержены влиянию случайных колебаний параметров внешней среды, поэтому величину критического отклонения, свидетельствующего о приближении кризисных явлений, целесообразно принять равной 5-6% от прогнозируемого уровня, превышающей порог случайных колебаний (до 4%) и точности измерения (менее 1%) этих расходов в балансовом отчете страховой компании. Система мониторинга в сочетании со своевременным применением мер по недопущению или предотвращению кризисных явлений в известной степени способны обеспечить нормальную жизнедеятельность компании. Однако такой метод будет иметь, по сути, реактивный характер, т.е. реагировать на уже сложившиеся и обнаруженные негативные тенденции в изменениях внешней и внутренней среды компании. Очевидно, что его эффективность будет зависеть от времени реакции и скорости нарастания негативных тенденций. Более перспективным по сравнению с мониторингом представляется активный превентивный стиль действий. Поскольку прекращение жизнедеятельности компании из-за потери финансовой устойчивости в результате возникновения того или иного кризисного явления явно свидетельствует о неуспехе, неэффективности всей страховой деятельности, то любая, прежде всего финансовая, деятельность страховой компании для достижения цели страхования должна быть изначально антикризисной. Поэтому решение частной задачи выбора стратегий восстановления и сохранения финансовой устойчивости страховой компании обеспечивает и повышение эффективности страховой деятельности в целом. Это подтверждает тесную связь между эффективностью страхования и финансовой устойчивостью страховщика. Подобная постановка задачи обеспечивает возможность конструктивного поиска ее решений на основе построения и анализа специальных экономико-математических моделей. Формулировка общей задачи повышения эффективности (развития) страховой деятельности содержит определение цели (обеспечение надежной страховой защиты) и методов ее достижения (разработка, принятие и контроль исполнения законодательных и нормативных актов). Эта задача может быть отнесена к известному классу оптимизационных задач выбора траектории и параметров объекта, движущегося (развивающегося) в полосе препятствий (кризисов), причем движение (развитие) может происходить не только в реальном, трехмерном, но и в условном, многомерном, или фазовом пространстве. Возможны два принципиальных подхода к ее решению, не противоречащих один другому: общий — устранение препятствий развитию и локальный — выбор стратегий развития и параметров самого объекта, минимизирующий количество столкновений с препятствиями и потери от таких столкновений, т.е. от кризисов. Локальный подход к решению общей задачи повышения эффективности страховой деятельности по своей сути соответствует решению частной задачи повышения эффективности — задачи антикризисной организации работы отдельных страховых компаний. Действительно, как следует из анализа формулировки частной задачи — найти стратегию действий или их совокупность, обеспечивающих максимальную платежеспособность при соблюдении экономически обоснованных нормативных требований и с учетом действия случайных, неопределенных и неблагоприятных факторов внешней среды — ее решение можно представить в виде оптимальных направлений развития и формирования финансовых параметров компании, которые обеспечивают максимальную платежеспособность (минимизируют “потери от кризисов”). Такие стратегии и обеспечат выполнение достаточных условий повышения эффективности. Следовательно, общая и частная задачи развития страховой деятельности взаимно обусловлены: для развития, повышения эффективности страховой деятельности благоприятные внешние условия необходимы, но недостаточны без эффективной антикризисной организации работы каждой страховой компании. Эта взаимная обусловленность и определяет необходимые и достаточные условия для повышения эффективности страховой деятельности. Для решения общей задачи повышения эффективности страховой деятельности рассмотрим нормативную базу по страхованию, включающую несколько кодексов (гражданский, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов. Анализ показывает, что действующее законодательство не полностью соответствует современному этапу развития страховой деятельности. Не останавливаясь подробно на известных казусах (несоответствие Федерального Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и Гражданского Кодекса по числу отраслей страхования, отсутствие законодательных документов по перестрахованию, дефицит общепринятых в мировой практике видов обязательного страхования при общем, весьма значительном их количестве и т.п.), перейдем к главным проблемам — налогообложению и отнесению затрат по страхованию на себестоимость продукции (работ, услуг). Действующая система налогообложения страховщиков (до 43% прибыли с учетом местных налогов) не стимулирует получение прибыли, направляя усилия руководителей на ее сокрытие через завышение расходов и иными способами, что, в конечном итоге, снижает финансовую устойчивость компании и эффективность страховой деятельности в целом. Более целесообразным представляется налогообложение суммы собранных страховых взносов (до 2,5% исходя из средних значений рентабельности страховщиков и действующего ныне уровня налогообложения), что позволит не только увеличить собираемость налогов и нацелить руководителей на эффективную, прибыльную работу, но и законодательно проводить активную экономическую поддержку наиболее значимых для общества видов страхования, предусмотренную “Основными направлениями развития национальной системы страхования РФ в 1998-2000 годах” путем регулирования налоговых ставок по различным видам страхования. Переход к налогообложению страховых взносов существенно увеличит возможности компаний по использованию прибыли для собственного развития. Поскольку, согласно ст. 26 и 27 Федерального Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, инвестирование резервов на условиях прибыльности является, по сути, обязанностью страховщика, логично принять, что при условии налогообложения взносов налог с инвестиционной прибыли платиться не должен. Прибыль от иной, не запрещенной законами деятельности (сдача помещений в аренду, консультационные услуги и т.д.) должна облагаться налогом на прежних условиях. Проблема отнесения затрат по страхованию на себестоимость продукции имеет давнюю и сложную историю, отражающую борьбу за страховой рынок различных финансово-промышленных группировок. Идеальным решением этой проблемы является снятие всех ограничений. Однако, учитывая распространенность псевдостраховых схем минимизации налогообложения, такое решение было бы преждевременным. Расчеты различных специалистов показывают, что для страховой защиты от основных рисков (имущественных, профессиональных и ответственности) следует увеличить разрешенную долю затрат по страхованию, относимую на себестоимость, с одного до трех-четырех процентов, что могло бы обеспечить основные потребности предпринимательского сектора экономики в страховании. Для решения задачи выбора антикризисных стратегий страховщика использован метод динамического программирования, удобный для решения экономических задач, но ранее не применявшийся в исследованиях страховой деятельности из-за отсутствия необходимых математических моделей. В качестве управляемых переменных приняты: объем страховых взносов по видам страхования; количество применяемых (залицензированных) видов страхования; структура страхового портфеля (соотношение объемов страховых взносов по отдельным видам в общем объеме); страховые тарифы по видам страхования; страховые выплаты по видам страхования; расходы на ведение дела; инвестированные страховые резервы; структура инвестиционного портфеля. Исходя из оптимизационного критерия (прибыли) и общей направленности технологического процесса страхования (от сбора страховых взносов и формирования резервов через их инвестирование, страховые выплаты и расходы на ведение дела к получению прибыли и направлению ее на увеличение собственных средств компании) из множества возможных стратегий выбраны следующие: организация рынка страхования ответственности; формирование страхового портфеля с преобладанием имущественных видов и страхования ответственности, обеспечивающих долговременные страховые резервы; управление страховыми рисками и оптимизация технических страховых резервов и преобладающие инвестиции в финансовые инструменты с валютным обеспечением. Стратегии реализуются с помощью специфических технологических приемов страхования, развития его социальной базы и контроля финансовых результатов. Выбранные стратегии, применяемые в оптимальном сочетании, позволили повысить эффективность страховой деятельности на уровне компании, региона и страхового холдинга и обеспечили синергетический эффект, подтвержденный экспериментально при восстановлении финансовой устойчивости крупной региональной компании. Дополнительная проверка показала, что они обладают достаточной устойчивостью и вместе с тем возможностью адаптации к прогнозируемым изменениям внешней среды. Однако изменения окружающей нас действительности не всегда можно спрогнозировать. Необходимость самосохранения в этих непростых условиях вынуждает страховщиков к постоянному поиску оптимальных стратегий, адекватных грядущим, но не известным, по сути, изменениям. Одной из главных проблем такого поиска является раскрытие неопределенности по срокам и содержанию этих изменений. Анализ выбранных стратегий показывает, что от состояния внешней нормативной среды в наибольшей степени зависит конкретное содержание страхового и инвестиционного портфелей. При выборе долгосрочных стратегий развития страховых операция и структуры страхового портфеля необходимо учитывать характерную для современной российской действительности возможность непредсказуемых изменений внешней “нормативной” среды, прежде всего, в сфере налогообложения как по содержанию, так и по времени вступления изменений в силу. Наиболее неприятными по своим последствиям для страховщиков изменениями нормативной среды стали “обвал” рынка государственных ценных бумаг и “замораживание” государственного внутреннего долга. В результате происходит нерегулируемая и неконтролируемая переориентация страховщиков в использовании инвестиционных инструментов — от рублевых к обеспеченным валютой, следствием которой может стать дальнейшее падение курса рубля. Новая редакция правил размещения страховых резервов, принятая Минфином РФ в начале 1999 г. и предусматривающая инвестиции в иностранную валюту и драгметаллы, не решает этой проблемы. Это подтверждает сделанный ранее вывод о том, что деятельность страховой компании будет по-настоящему эффективной лишь в сочетании с обеспечением эффективности страховой деятельности в целом за счет, прежде всего, оптимального регулирования нормативной базы. Анализ видов страхования, определяющих ситуацию на страховом рынке в настоящее время и в ближайшем будущем, показал, что наиболее устойчивыми к непредсказуемым изменениям нормативных документов являются стратегии, ориентирующие страховщика на работу с населением, в первую очередь — на страхование имущественных интересов граждан и развитие страхования ответственности. Это объясняется несколько меньшим влиянием последствий финансового кризиса на положение населения по сравнению с влиянием на предприятия, а также сформировавшейся у части населения, особенно в провинции, привычкой к страхованию своего имущества. Более того, кризис увеличил объективную потребность в страховании у активной, но небогатой части населения, как в единственно доступной форме защиты своих имущественных интересов, что подтверждается повышением в начале 1999 г. темпов прироста страховых взносов у компаний Росгосстраха, работающих с населением, по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. Социальная база страхования формируется через вовлечение широкого круга страхователей в страховые отношения. Это предполагает мотивацию страхователей и мотивацию страхового персонала для такой работы. Мотивация страхователей достигается, прежде всего, через развитие потребности в страховании. К сожалению, отмена постановления Совета Министров СССР от 2.10.81 по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, по сути подорвала одну из основ массового распространения страхования и лишила недорогой страховой защиты миллионы людей. Задержка рассмотрения в Государственной Думе законопроекта о страховании автогражданской ответственности, принятие которого могло бы стать поворотным моментом в развитии страхового рынка в условиях кризиса, является еще одним примером неэффективного регулирования страховой деятельности со стороны законодательной и исполнительной властей. Поэтому основным способом мотивации широких слоев населения остается сохранение доверия к страховщикам. И здесь крайне важным для любой компании и страхования в целом остается безукоризненное выполнение своих обязательств перед страхователями, т.е. сохранение платежеспособности, являющейся лучшей мотивацией для повторного обращения в компанию. Таким образом, обеспечение платежеспособности решает не только финансовые, но и социальные задачи. Российская экономика недополучает огромные деньги вследствие неразвитости в стране долгосрочного страхования жизни, а одна из важных причин этого — нежелание государства решать проблему индексации взносов граждан по долгосрочным договорам в органы государственного страхования, обесценившихся в 1991-95 гг. Серьезной проработки эти проблемы не нашли и в основных направлениях развития национальной системы страхования. Страхование юридических лиц, бурно развившееся во время широкого применения различных псевдостраховых схем, в период обострения экономического кризиса и ужесточения налогообложения широкой перспективы не имеет. Поэтому основными клиентами для все большего числа российских страховщиков становятся граждане. Для успешной, эффективной работы с ними потребуются специальные организационные меры, определяемые во многом социально-экономическим положением населения. Дальнейшее развитие страховой деятельности потребует создания благоприятных нормативных условий не только в сфере налогообложения страховщиков и их клиентов — юридических лиц, но и налогообложения доходов физических лиц, прежде всего, отказ от действующих начислений в фонды и налогов со страховых выплат работникам предприятий по имущественным и, частично, личным (профзаболевания, несчастные случаи) видам страхования. Для расширения социальной базы страхования необходимо уменьшение налогооблагаемой базы физических лиц на величину затрат по страхованию жизни и автогражданской ответственности. Это позволит не только привлечь в экономику дополнительные средства от размещения резервов по этим видам страхования, но и частично заместить социальные затраты бюджета страховыми выплатами. Поскольку большинство населения России проживает в провинции и там же производится и перерабатывается большая часть промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение социальной базы страхования должно идти в направлении укрепления и развития региональных страховых компаний. Социальную базу страхования должна сформировать система государственных страховых компаний, в первую очередь система Росгосстраха благодаря ее разветвленной филиальной сети, навыкам работы с широкими слоями населения, большому количеству действующих договоров и сохранившемуся, по большей части, доверию населения. Компании Росгосстраха являются системообразующими страховыми компаниями, однако часть из них нуждаются в финансовом оздоровлении. Поскольку собственник системы — государство — средств для этого не имеет, предложена концепция развития, предусматривающая проведение реструктуризации системы, формирование и освоение новых сегментов рынка страхования ответственности и финансового оздоровления за счет собственных средств входящих в Росгосстрах компаний путем их рационального перераспределения и использования, в частности концентрации дебиторской задолженности, что позволит решать проблемы ее возврата более активно и на лучших условиях. Реструктуризация системы должна включать ликвидацию компаний, чья платежеспособность уже не может быть восстановлена, слияние финансово неустойчивых компаний и сохранение, и развитие платежеспособных, прибыльных компаний. Финансово устойчивые компании системы Росгосстраха смогут решить актуальную проблему взаимоотношений федеральных и региональных страховых компаний, выступив проводниками государственной страховой политики и координаторами реализуемых в регионах федеральных и региональных страховых программ. Контроль за соблюдением страховщиками своих обязательств, как одна из частных форм регулирования и оценки эффективности страховой деятельности, возник еще в древности в форме специальных разделов в торговых договорах и уставах гильдий, а впоследствии — кодексов. По мере развития государственности страховой контроль перешел к государственным органам и принял форму страхового законодательства, регулирующего процесс образования и регистрации страховщиков, соблюдения их обязательств перед клиентами, размещения страховых резервов и в отдельных случаях — размера страховых тарифов. В некоторых государствах, в том числе и в России, процесс регулирования страхового дела принимал свою крайнюю форму — государственную монополию на страхование в целом или на его отдельные виды. Для того чтобы способствовать достижению цели страховой деятельности в современных условиях, финансовых контроль должен носить стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты компании и страховой деятельности в целом (платежеспособность, объемы страховой премии, выплат, прибыль) и поддерживать их. Поскольку эти показатели являются производными некоторых других показателей и определяются расчетным путем, то прежде необходимо обеспечить финансовый мониторинг показателей, характеризующих доходную и расходную составляющие деятельности страховой компании: объем совокупной собираемой страховой премии; инвестиционные доходы по видам инвестиций; прочие доходы; объем страховых выплат по видам страхования; технические резервы; расходы на ведение дела. Обработка и распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективного финансового мониторинга, особенно в масштабах страховой деятельности в целом. Результаты мониторинга должны быть доведены до соответствующих работников в реальном масштабе времени, без изменений и в форме, способствующей оперативному восприятию. Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения информации, связаны с различными коммуникационными ограничениями. Проведение мониторинга должно обеспечиваться специальными информационными технологиями — информационно-управляющими системами. Эффективная информационная система учитывает различия между уровнями управления, сферами действия, внешними обстоятельствами и дает каждому руководящему работнику информацию только того типа и качества, которая ему необходима. Для обеспечения обработки и получения информации в реальном масштабе времени, в концентрированном виде и с необходимой полнотой, адекватно учитывающей изменения во внутренней и внешней средах страховой компании, необходима автоматизация информационно-управляющих систем. Контроль эффективности страховой деятельности, как показывает анализ работы страхового надзора, без применения автоматизированных систем мониторинга и обработки контрольной информации просто теряет смысл, поскольку необходимая для принятия решения о финансовом оздоровлении или приостановлении действия лицензии информация формируется спустя лишь несколько месяцев после получения финансового отчета компании, когда кризисные явления могут приобрести необратимый характер. Оперативный автоматизированный контроль по многим финансовым параметрам позволит упростить и рейтинговые оценки. Принципиально важным является архитектурный принцип построения информационно-управляющей системы. В известных системах, например разработки фирмы “Инэк”, для расчета финансовых показателей по каждому страховому договору, необходимых для составления баланса, происходит постоянное обращение к подсистеме бухгалтерского учета, что ограничивает объем хранимых и обрабатываемых договоров величиной порядка 10-30 тыс. в зависимости от используемой бухгалтерской программы либо требует применения дорогих компьютеров с большим объемом оперативной памяти. Для обеспечения возможности широкого применения автоматизированных информационно-управляющих систем в страховых компаниях, ориентированных на работу преимущественно с населением и обслуживающих сотни тысяч страховых договоров, предложен архитектурный принцип построения базы страховых данных, основанный на предварительной финансовой обработке договоров страхования непосредственно в подсистеме их хранения (расчеты счетов поступлений, выплат и резервов) за счет включения в ее состав простейших вычислительных процедур. В дальнейшем эти промежуточные данные поступают в подсистему бухгалтерского учета и служат для составления финансового отчета, что позволяет реализовать систему на существующей инструментальной базе. Аналогичный подход к построению распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы может быть использован и для контроля эффективности страховой деятельности в целом, например, департаментом страхового надзора Минфина РФ. Опорными базами такой системы могут стать не только уже существующие немногочисленные межрегиональные инспекции страхового надзора, но и региональные страховые компании системы Росгосстраха с модернизированными информационно-управляющими системами, позволяющими учитывать и обрабатывать финансовые показатели других страховых компаний региона и передавать их в страховой надзор. Такое решение позволило бы сократить затраты бюджетных средств на расширение и перевооружение региональной сети страхового надзора. Таким образом, предложенные методы повышения эффективности прошли апробацию и без особых затруднений могут использоваться любым заинтересованным лицом. Вполне естественно, что эти схемы и методы не могут предусмотреть все возможные практические ситуации, однако предлагаемый эффективный алгоритм организации страховой деятельности от принятия решения до его воплощения через специфические технологические приемы страхования и многовариантную экономическую мотивацию участников к достижению целей достаточно универсален, обеспечивает экономию времени и средств и позволяет избежать многих типичных ошибок, негативные последствия которых неизмеримо больше, чем затраты на освоение предлагаемых методов.
А.П. Архипов, кандидат технических наук г.Тула
Вся пресса за 23 ноября 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Управление
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|