Финансы, учет и налогообложение страховых организаций в посткризисных условиях.
Аудит и налогообложение,
19 ноября 2000 г.
Финансовый кризис и страховой рынок 3716 просмотров
Финансовый кризис тяжело ударил по всей экономике России, включая и страховой сектор. Замораживание государственных ценных бумаг и резкое падение курса рубля имеют два основных последствия для страхового бизнеса — сокращение платежеспособного спроса на страховые услуги и снижение платежеспособности самих страховых компаний.
Из-за девальвации национальной валюты и сопутствующего ей роста цен в условиях значительной зависимости России от импорта существенно уменьшились реальные доходы населения и активы предприятий. Вследствие этого произошло резкое сокращение спроса на страхование, которое, как правило, имеет замыкающий характер в потребностях населения и предприятий (за исключением случаев обязательного страхования в силу закона или по условиям контрактов). Перспективные масштабы снижения совокупной страховой премии из-за кризиса оценить довольно сложно. Однако можно предполагать, что уже в ближайшие полгода объем премии, поступающей от физических лиц, сократится не менее чем в два раза в пересчете в конвертируемую валюту. Примерно так же или больше сократится реальный объем премии по классическому страхованию имущества и ответственности юридических лиц. Причиной падения сбора страховой премии наряду с экономическими причинами является очередной рецидив роста недоверия к банкам и прочим финансовым институтам среди населения. На наш взгляд, неизбежным следствием этого будет значительное сокращение объемов накопительных видов личного страхования. В условиях девальвации объем ответственности страховой компании, выраженный в рублях, резко падает по сравнению с реальной стоимостью убытков страхователя. Для тех клиентов, которые заключили договоры с ответственностью, номинированной в рублях, потери могут составить на сегодняшний день до 70% страховой суммы. Поэтому девальвация дискредитирует саму идею страхования: клиенты будут считать, что страховщики их обманули. Именно обесценение вкладов населения в Росгосстрахе в 1992 году привело к резкому падению престижа страхования. Замораживание государственных ценных бумаг проделало бреши в платежеспособности практически всех страховых компаний, хотя ряд крупнейших страховщиков, играющих определяющую роль на рынке, понесли относительно небольшие прямые потери. Однако надо учитывать, что косвенные последствия кризиса не менее значительны, чем прямой ущерб страховщикам. Дело в том, что "закупорка " банковской системы привела к существенному усложнению проведения платежей премии и страхового возмещения. Следствием потери ликвидности многих банков стало замораживание депозитов страховщиков.
В соответствии с ростом курса доллара реальная стоимость рублевых активов страховщиков также уменьшается. Особенно отрицательно это сказывается на страховых компаниях, практикующих установление страховой суммы в валюте: потенциально это означает рост уровня выплат сообразно курсу доллара более чем в три раза. Из-за снижения платежеспособности страховщиков уже начались задержки выплат страховых возмещении, сложности в расчетах по перестрахованию между российскими компаниями, что еще больше осложняет ситуацию. Следствием этого может стать недоверие к перестрахованию внутри страны и резкий рост объемов внешнего перестрахования. На снижение ликвидности в ряде компаний накладывается такой фактор, как высокая убыточность страхового портфеля, часто не обеспеченная страховыми резервами, а также высокие расходы на ведение дела. Чаще всего компании, имеющие большое количество филиалов, хуже поддаются управлению в период кризиса и более подвержены внешним неблагоприятным воздействиям. Развитая агентская сеть также является тяжелым бременем для страховщика в условиях кризиса. Поэтому ряд российских страховых компаний, в последнее время сделавших упор на широкое развитие страхования физических лиц при помощи агентских и филиальных сетей, могут оказаться в тяжелом положении. Отрицательным следствием кризиса является и то, что на рынке можно ожидать роста доли кэптивного и корпоративного страхования (особенно в топливно-энергетической сфере и иных экспортных отраслях) в общем сборе страховой премии. Не претерпела существенных изменений система "зарплатного" страхования: она, напротив, получила дополнительный импульс к развитию. Ведь Правительство так и не построило эффективной системы пресечения зарплатного страхования, а в условиях кризиса резко растет искушение использовать полулегальные схемы снижения налогообложения фонда оплаты труда при помощи страховых инструментов. В условиях инфляции страховщики начали закладывать рост стоимости ликвидации последствий страховых событий в премию, что уже привело к удорожанию страхования.
Кризисные явления в сочетании с требованием увеличения уставного капитала приведут к еще большему снижению числа страховщиков: их останется не более нескольких сотен. В основном это будут московские компании и региональные страховщики, опирающиеся на финансовые и промышленные корпорации, а также на местные органы власти. Произойдет концентрация страхового капитала — часть компаний, не вписавшихся в требования рынка, должна будет присоединиться к более сильным страховым группам. Финансовый кризис — это своего рода "момент истины" для отечественного страхового рынка. С одной стороны, не за горами вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, одним из условий которого является снятие 49-процентного ограничения на долю иностранных акционеров в уставных капиталах российских страховых компаний, способного коренным образом изменить фирменную структуру российского страхового рынка. С другой — экстремальные условия, в которые поставлены российские страховщики в результате краха финансовой пирамиды госдолга, коллапса банковской системы, обесценения рубля, привели к тому, что выстоять и создать базу для развития в посткризисный период смогут лишь высокопрофессиональные страховые компании, сумевшие завоевать авторитет не только на внутреннем, но и на международном страховом рынке, опирающиеся на относительно устойчивую клиентскую базу. Компании, способные не только гарантировать выполнение своих обязательств перед страхователями, но и предложить новые, высокотехнологичные и действительно востребованные рынком страховые продукты. И задача государства — оказать максимально возможную поддержку таким компаниям с целью сохранения отечественного страхования как института, выполняющего важнейшую социально-экономическую функцию. Эта поддержка должна выражаться в реализации положений, предусмотренных Основными направлениями развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998— 2000 гг., одобренными Правительством, к которым, в частности, относится совершенствование страхового законодательства и государственного надзора за страховой деятельностью, инвентаризация нормативных актов, регламентирующих обязательное страхование, защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, принятие мер по охране интересов клиентов страховых компаний.
Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить отсутствие адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний — прежде всего страховые резервы — стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Требует решения и давно назревшая проблема наведения элементарного порядка в области обязательного страхования. Во многих случаях оно представляет собой дополнительные поборы с граждан, зачастую даже не предполагающих о том, что их "застраховали". Необходимо "проинвентаризировать" некоторые законы, декларирующие обязательность определенных видов страхования, на предмет их соответствия прежде всего интересам общества, а не отдельных страховых компаний. Реальной проблемой остается и затянувшаяся неопределенность в вопросе об оптимальной роли и функциях государственного страхового надзора. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о налогообложении операций, связанных со страхованием. Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что ряд положений российского законодательства создают препятствия развитию страхования в нашей стране. При этом именно реформирование налогообложения страхователей — потребителей страховых услуг мы считаем вопросом первостепенной важности. Сейчас налогообложение потенциальных клиентов страховых компаний настолько нерационально, что большая их часть теряет всякий интерес к заключению договора. Прежде всего целесообразно было бы отменить ограничение на включение в себестоимость затрат юридических лиц на страхование. В настоящее время на себестоимость могут быть отнесены расходы на страхование, не превышающие в сумме 1% от объема реализации продукции и услуг предприятия. Опыт показывает, что этого явно недостаточно. Если затраты на страхование принципиально признаны производственными затратами и включаются в себестоимость (в ограниченном размере), надо снять этот лимит. Кроме того, перечень видов страхования, взносы по которым включаются в себестоимость, необходимо несколько расширить. В него, в частности, должны быть включены страхование гражданской ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда без каких-либо ограничений, а также страхование экспортных кредитов.
Наконец, наше законодательство сдерживает развитие страхования жизни, и Налоговый кодекс, и действующий сейчас Закон "О подоходном налоге" предусматривают включение в налогооблагаемую базу физического лица взносов работодателя по страхованию жизни. То есть налог должен быть уплачен уже сегодня, несмотря на то, что реальную выгоду работник получит через много лет. Понятно, что это сделано с целью пресечь попытки ухода от налогообложения с помощью страхования. Но как раз по "зарплатному" страхованию это бьет в последнюю очередь, так как оставляет возможность для использования следующей схемы: взносы предприятие перечисляет по имущественному страхованию, а выплаты работники получают по страхованию жизни. При этом не требуется, чтобы предприятие вносило большие суммы по страхованию жизни, так как этот договор — всего лишь прикрытие, создающее видимость законности такой операции. Реально же страдает, в первую очередь, честное долгосрочное страхование, которое должно быть аккумулятором и поставщиком на рынок долгосрочных и дешевых инвестиционных ресурсов. Иностранные страховщики скоро смогут вполне официально прийти на российский рынок и создать полностью контролируемые дочерние страховые организации. При этом они практически не смогут столкнуться с конкуренцией со стороны маломощных страховых предприятий и организаций России. Если на 1 января 1998 г. в Государственном реестре значились 2334 страховые организации, то к 1 июля 1998 г. их было уже 2144, а на 1 января 1999 г. — 1864 . В 1998 г. были отозваны лицензии у 496 страховых организаций, а зарегистрированных компаний было только 53. Как показал анализ, структурные изменения в страховой системе идут преимущественно в следующих направлениях. Во-первых, создаются группы страховых компаний, остающихся юридически самостоятельными и связанными между собой участием в уставных капиталах и в управлениях компаниями. Во-вторых, на базе небольших самостоятельных компаний организуются филиалы или дочерние компании крупных страховщиков. Реже на базе объединяющихся компаний формируется новое юридическое лицо, так как это ведет к необходимости перелицензирования, а следовательно, к возможным временным потерям в развитии. Установление ускоренного процесса выдачи лицензий в таких случаях стало бы важным фактором более активного укрупнения российских страховщиков, что оказало бы определенное влияние на их стратегию, то есть на долгосрочно установленные цели. Перспективы развития страхового рынка во многом будут определяться реализацией принятого Правительством РФ Постановления от 01.10.98 г. "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах". Главная цель — создание такой страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, которая обеспечивала бы реальную компенсацию ущерба от стихийных явлений природы, техногенных аварий и катастроф, а также формирование и максимальное использование инвестиционных ресурсов страхования.
Одной из приоритетных задач является страховая защита крупных промышленных, транспортных, энергетических и других объектов общегосударственного значения. Отрасли, обладающие большими финансовыми возможностями, формируют собственные (кэптивные) страховые компании. Отраслевые рамки для реального возмещения ущерба, конечно, узки, однако основа страхования создается. Гораздо хуже обстоит дело на предприятиях отраслей хронически безденежных, но работающих в условиях повышенного риска, для которых единственный путь — это включение всех расходов по страхованию в затраты на производство продукции (работ, услуг). Но вместе с тем размер страховых тарифов должен устанавливаться на научно обоснованной базе, с тем чтобы избежать неоправданного завышения тарифов, особенно там, где не действуют в должной мере законы рыночной конкуренции. Крайне важно развитие страхования среди населения. Но для этого необходимы серьезные меры для повышения доверия населения к страховым компаниям, и в первую очередь — восстановление сбережений населения по договорам страхования жизни, заключенным с органами государственного страхования до 1992 г. Стимулирование граждан к заключению договоров долгосрочного страхования может быть достигнуто при условии: • обеспечения стабильного высокого дохода на страховые взносы; • выплаты по окончании договора дополнительного бонуса за счет инвестиционной прибыли; • исключения страховых взносов из налогооблагаемого годового дохода; • установления государственной гарантии на страховые полисы. Последнее обстоятельство в нынешних условиях является самым главным. Поэтому следовало бы предусмотреть размещение резервов по страхованию жизни и пенсий в специально выпускаемые государственные бумаги с валютным обеспечением. Лицензирование и контроль за операциями по названным видам страхования должны быть более жесткими.
Серьезные изменения структура российского страхового рынка может претерпеть в результате развития взаимного страхования. В настоящее время единственным законодательным актом, которым руководствуются организаторы обществ взаимного страхования, является Гражданский кодекс РФ (ст. 968,1). Личное страхование, в том числе страхование жизни, должно входить в сферу деятельности обществ взаимного страхования. В 1999 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом. В этой связи внесены изменения в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (8), которыми ограничивается количественное присутствие иностранных страховщиков на российском страховом рынке (квота в суммарном капитале зарегистрированных в России страховщиков) и сфера их деятельности (из нее исключаются страхование жизни и обязательное государственное страхование), а также устанавливаются качественные критерии к зарубежным страховщикам: не менее 25 лет страховой деятельности и участие в страховых организациях, зарегистрированных в России не менее двух лет. С приходом иностранных страховых компаний с их огромным капиталом на российский страховой рынок нашим страховым компаниям необходимо будет изменить структуру организации, уменьшить тарифные ставки по видам страхования, а также снизить затраты по страхованию. Вместе с тем решение проблем перестрахования на ближайшую перспективу будет в значительной мере зависеть именно от иностранных страховых компаний, хотя большинство российских страховщиков считает, что свободный доступ иностранных компаний на российский страховой рынок представляет угрозу не только для экономической, но и национальной безопасности страны. Хорошо известно, что все наши компании вместе взятые по своим финансовым возможностям равны одной средней по величине зарубежной страховой компании. Поэтому о здоровой конкуренции говорить сложно. Уже сейчас через перестрахование рисков за рубежом из России ежегодно уходят сотни миллионов долларов. Одна только американская компания AIG, работающая на российском рынке, собирает в целом за год до 100 млрд. долларов страховых взносов.
Указанные обстоятельства послужили поводом для разработки соответствующего законопроекта, который прошел первое чтение в Госдуме в январе 1999 г. Следует отметить, что российские страховые компании вовсе не требуют запретить доступ иностранных компаний. Речь идет об ограничении участия иностранного капитала в обязательном страховании, страховании имущества государственных предприятий и т.д. (согласно действующему законодательству доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале отечественных страховых компаний не должна превышать 49%). В большинстве зарубежных стран существуют меры по защите национального страхового рынка. Поэтому многие специалисты считают, что принять предлагаемый законопроект — значит сохранить российскую национальную независимость, а вовсе не ущемить интересы иностранных страховщиков. 20 октября 1999 г. были окончательно определены законодательные ограничения для иностранных страховых компаний. Суть этих ограничений сводится к следующему: • иностранным компаниям, уже имеющим соответствующие лицензии, разрешается работать по программам страхования жизни, обязательного страхования и обязательного государственного страхования, а также по программам, осуществляемым за счет российских бюджетов, субъектов Федерации и муниципальных образований, до тех пор, пока не истечет срок действия лицензий; • компаниям, пришедшим на рынок после вступления Закона в силу, заниматься этими видами страхования запрещено. С вступлением в силу второй части Налогового кодекса РФ усложняется порядок уплаты налогов. Так, в соответствии со ст. 175 организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает НДС по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как 1/2 произведения общей суммы НДС, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
По подоходному налогу в отношении страховой деятельности предусмотрен ряд изменений: • по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, по которым выплаты, увеличенные на ставку рефинансирования, облагаются по ставке 35%; • по договорам имущественного страхования и страхования ответственности подпадает под налогообложение разница между страховой выплатой и рыночной ценой, установленной на момент заключения договора страхования, а также страховых взносов, уплаченных в течение действия договора страхования; • наряду с добровольным медицинским страхованием взносы по договорам страхования от несчастных случаев, заключенным за счет средств предприятия, не включаются в совокупный годовой доход при отсутствии выплат на руки застрахованным физическим лицам; • по договорам добровольного медицинского страхования подпадет под налогообложение оплата санаторно-курортного лечения (что негативно скажется на проведении данного вида страхования). Таким образом, увеличивается налоговый гнет по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет. По имущественным договорам страхования стараются обложить доход, полученный по договорам, заключенным с валютной оговоркой, когда за счет резкого скачка доллара США по отношению к рублю страховая выплата, например, за поврежденную дверь в автомобиле, равна страховой сумме при его гибели, определенной на момент заключения договора страхования. В заключение можно сделать вывод, что для развития страхового рынка необходимо: • во-первых, его регламентировать. Эту деятельность осуществляет государство, совершенствуя работу страхового надзора; • во-вторых, вдумчиво подходить к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах сохранения их платежеспособности; • в-третьих, особое внимание уделять договорам страхования как юридической основе всей страховой деятельности.
Алексей РОМАНОВ, советник III ранга МНС России
Вся пресса за 19 ноября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Налоговый климат, Инструменты, Исследования, Регулирование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|