Теоретическая статья о ценообразовании в страховом секторе.
Эксперт,
17 июня 2001 г.
Врожденный порок
2474 просмотра
Насколько своевременно и полностью страховая компания возмещает клиентам убытки — напрямую зависит от ее тарифной политики. Ценообразование, пожалуй, самый сложный и неоднозначный процесс в страховой деятельности. В товарном бизнесе соответствие стоимости товара и его себестоимости определить просто: производитель должен сперва осуществить все затраты, произвести продукт, исходя из этого рассчитать себестоимость и лишь затем вывести готовый товар на рынок. Все маркетинговые мероприятия обосновываются объективными знаниями, ведь уже известно, какую величину составили расходы, связанные с производством товара или оказанием услуги. В страховании все ровно наоборот: цена продукта (страхового полиса) назначается до того, как он будет "произведен". Фактически страхователь платит некую назначенную страховой компанией сумму лишь за ее возможные будущие выплаты. Затратная часть для страховщика начинается лишь после наступления страхового события. Подобный отлаженный механизм определения цены порождает главную проблему, оказывающую огромное влияние на надежность конкретного страховщика и страховой отрасли в целом, — проблему необоснованного назначения тарифов.
Невыдуманная проблема Во всех наших обзорах, посвященных конкретным видам страховой деятельности, мы обязательно приводим тарифы по всем компаниям, активно работающим на соответствующем рынке. При этом каждый раз, несмотря на максимальную стандартизацию вопросов в рассылаемых компаниям анкетах, мы получаем очень сильный разброс в тарифах. Казалось бы, все одинаково — риски, условия работы и условия страхования, а тарифы у страховых компаний различаются в два-три раза, а то и более. Особенно это бросается в глаза в массовых видах страхования — в добровольном медицинском, страховании выезжающих за рубеж, страховании автомобилей и автогражданской ответственности. Впрочем, и в корпоративном страховании говорить о сравнимости тарифов не приходится, но это хотя бы объяснимо: эксклюзивные специфические риски требуют индивидуального расчета тарифов. А в том же автостраховании все у всех одинаково, а тарифы различаются. Недавно под видом потенциального клиента мы обзвонили страховые компании с просьбой застраховать гражданскую ответственность для автомобиля ВАЗ-21093 с одним водителем, имеющим большой стаж вождения. Что же получилось? Тарифы при лимите ответственности 10 тыс. долларов у различных компаний варьируются в 2,6 раза — от 80 до 200 долларов (таблица 1). Что делать человеку, желающему застраховаться? Покупать самые дешевые полисы боязно. Есть риск "напороться" на компании, испытывающие финансовые трудности (например, совсем недавно обанкротились "Континент-Полис" и "Народный резерв", специализировавшиеся как раз на автостраховании). Может, заключить договор с одной из самых "дорогих" компаний, уповая на то, что эта-то уж точно не разорится? Это логично, но, во-первых, жалко денег, а во-вторых, сегодня надежность компании далеко не всегда определяется лишь ценовыми факторами. А может, выбрать золотую середину? Такое решение может показаться самым подходящим. Однако оно отнюдь не единственно верное: по мнению ряда российских экспертов, в целом наши тарифы занижены, а значит, надо остерегаться и компаний из средней ценовой ниши. Правда, другие эксперты уверены, что страховщики, напротив, "жируют", назначая неоправданно высокие тарифы. В общем, пришла пора разобраться в этом вопросе. Первое, что приходит в голову, обратиться к опыту международных страховых компаний. К сожалению, зарубежная практика страхователю мало поможет. Во-первых, проблему надежности страховой компании там решают рейтинговые агентства. Во-вторых, там просто невозможны такие, как у нас, различия в тарифах. В экономически развитых странах уже давно все унифицировано: стандартизированные правила, сформированные ожидания потребителей. Конкуренция идет между брэндами страховых компаний и дополнительными сервисными услугами. У них ценовые войны — это ценовой диапазон на несколько процентов, в то время как у нас — в разы.
Разберемся с причинами Обратимся к товарным рынкам. Там продажа продуктов по заниженным ценам может осуществляться в трех ситуациях. Первая, по идее, самая распространенная, — демпинг. Как правило, он связан с явным или неявным дотированием государством производства определенных товаров (или вообще с заниженной себестоимостью продукции у некоторых отдельно взятых производителей). В современном страховании такое практически невозможно. Вторая ситуация — выход на рынок новых игроков, поддерживаемых крупным капиталом (скрытая реклама). В подобном случае снижение тарифов является обычным маркетинговым ходом. Инвестору, по большому счету, все равно, как привлекать покупателя: занижать ли стоимость товара, изменять ли его характеристики или вкладывать средства в его рекламу. В российском страховании говорить о серьезных западных инвестициях пока не приходится, а внутренние инвесторы, как правило, не обладают таким запасом финансовой прочности и терпения, чтобы их дочерняя страховая компания могла работать долгое время не по законам окупаемости (есть, конечно же, и контрпримеры, но их пока — единицы). Так что пока мы наблюдаем лишь краткосрочные снижения цен маркетингового характера, осуществляемые как за счет внутренних резервов страховщика или перестраховщика, так и за счет финансовых вложений "хозяина". И, наконец, третья ситуация — продажа некачественных и некондиционных товаров или товаров с измененными свойствами ("впаривание"). При этом продавец может как объявлять потребителю об особенностях товара, послуживших причиной снижения цены, так и обманывать его, скрывая реальные свойства товара. Страховой рынок отличается от товарных еще в одном: неоправданно широкий диапазон цен у страховщиков объясняется еще и неправильным расчетом тарифов. Скорее всего, эта "детская болезнь" и есть главная причина ценовых диспропорций рынка.
Об актуариях и статистике Расчет тарифов и страховых резервов есть основная задача специалистов-актуариев. Их работа состоит в том, чтобы, основываясь на статистических данных, рассчитать вероятность наступления страхового события по определенной группе рисков и среднюю величину возможных убытков. Затем с учетом полученных данных, расходов на ведение дела и небольшой прибыли страховщика установить оправданные страховые тарифы. Это — теория. Практика, к сожалению, иная. Вот как прокомментировали специалисты компании "Якорь" эту проблему: "Тарифные ставки по различным видам страхования различны: где-то завышены, где-то занижены. Но ни по одному виду страхования ни в одной страховой компании размер тарифов не рассчитывается на основании статистических данных и реальной убыточности". Категорично, но, с некоторыми оговорками, очень близко к истине. Конечно, в последнее время грамотной оценке риска начинают уделять огромное внимание при страховании промышленных рисков крупных корпораций. Постепенно крупные страховщики обращаются к научным методам и в массовых видах страхования. Но ситуация в целом не меняется, и этому есть множество объяснений. Во-первых, профессия актуария для России относительно нова и их серьезная подготовка началась совсем недавно (у актуариев высокого уровня должно быть университетское математическое образование). В итоге наличием суперпрофессионалов может гордиться лишь очень небольшое число крупнейших страховых компаний. Во-вторых, чтобы актуарий посчитал риски и провел тарификацию по какому-то продукту, нужны не только его знания, но и полноценная статистика. Ведь в том случае, когда у страховой компании число клиентов по какому-то виду страховой деятельности составляет тысячу, а порой и сто человек, ни о какой статической обоснованности назначения тарифов говорить нельзя. В-третьих, очень популярный принцип ведения бизнеса — "зачем нам тратить силы и средства, когда можно просто скопировать тарифы у известного страховщика и по ним работать". На первом этапе развития коммерческого страхования в России такая практика являлась оправданной: тогда примером для всех были "Ингосстрах" и "Росгосстрах", обладавшие огромными базами данных и научным потенциалом. Сейчас же в подобной логике стал виден один важнейший просчет: то, что при большом страховом портфеле и его диверсификации по различным видам страхования может сделать крупный страховщик, просто убийственно для небольшой страховой компании.
Осторожность не повредит Отсутствие статистики по рынку — большая беда российских страховщиков. С научной точки зрения, в подобной ситуации у страховых компаний лишь один выход: назначать повышенные тарифы, гарантированно позволяющие выполнять обязательства перед клиентами. Такое решение, действительно, верно при страховании венчурных рисков, по которым количество заключаемых договоров очень мало, и при страховании крупных корпоративных рисков, где возможные убытки велики и при неправильной тарификации один страховой случай может стать для компании фатальным. В подобных случаях только накопление статистики по конкретному риску или увеличение числа клиентов, страхующих схожие риски, может повлиять на снижение тарифов. Поскольку на российском рынке ничего подобного практически не происходит, то и тарифы по-прежнему значительно превышают зарубежные. Есть завышению тарифов и еще одно логичное объяснение — у нас по сравнению с западными странами больше степень риска. О факторах, не позволяющих снижать тарифные ставки в классическом страховании строительно-монтажных рисков, рассказал нам гендиректор страховой компании "Гефест" Александр Миллерман: "Во-первых, зачастую российские стройки начинаются без окончательной технической проработки и проектно-сметной документации. Строители идут на это, чтобы ускорить процесс, выиграть тендер, не потерять подряд. Во-вторых, на степень и качество риска серьезно влияет культура производства и строительства, а она, к сожалению, еще невысока. И в-третьих, довольно часты случаи, когда проект меняется уже в ходе строительства. Так, при сооружении путепроводов при реконструкции МКАД наши специалисты, инспектировавшие объекты, не раз видели, что строится не то, что было застраховано: например, вместо мостовых конструкций из железобетона устанавливались металлические конструкции". Летом прошлого года на вопрос Миллермана: "Как бы вы оценили строительно-монтажный риск, если проектно-сметная документация еще не готова, а строительство уже началось?" — специалисты Кельнского перестраховочного общества ответили, что в Германии такие риски вообще не страхуются. Так что неудивительно, что там тарифы в этом виде страхования не поднимаются выше 0,3% от страховой суммы, а у нас при сооружении объектов повышенной сложности не опускаются ниже 0,8%. Компании же, предлагающей значительно меньшие тарифы, стоит опасаться. При сотрудничестве с ней рассчитывать на полноценные выплаты не приходится. Аналогичная ситуация и в других видах классического корпоративного страхования. Значительного снижения цен на страхование клиент может добиться лишь в нескольких случаях. Либо когда приносимый им страховщику портфель рисков настолько велик и привлекателен, что за него разворачивается борьба между страховыми компаниями. Либо когда клиент сам начинает работать по западным канонам, уделяя большое внимание проблеме управления рисками и осуществляя полноценную процедуру оценки рисков в профессиональных зарубежных компаниях. Только в таком случае снижение тарифов оправданно. В обычной же ситуации при выборе страховщика по крупным рискам ориентироваться на низкие тарифы не стоит.
Стратегия богатых В массовых видах страхования ценовая политика компании может очень сильно зависеть не только от научных расчетов тарифов, но и от маркетинговых решений, связанных с финансовыми возможностями страховщика. Здесь заниженные тарифы зачастую могут быть вызваны кратковременным желанием привлечь клиентов. В том случае, когда портфель по соответствующему страховому бизнесу невелик, а финансовая "подложка" существенна, страховщик свободно может демпинговать. Дальнейшая логика его работы проста. Низкие тарифы и активная маркетинговая политика способствуют привлечению большого числа клиентов. По мере увеличения клиентской базы накапливается статистика. Через год-два, в течение которых компания работает по соответствующему направлению себе в убыток, этой статистики становится достаточно для расчета научно обоснованных тарифов. В дальнейшем тарифы лишь корректируются с учетом особенностей различных потребительских групп. Для клиентов или объектов, наиболее подверженных риску, тарифы поднимаются, для клиентов с потенциально низкой убыточностью — опускаются. Наилучшей иллюстрацией подобного цикла является развитие страхования автогражданской ответственности в России. Современная ценовая ситуация на этом рынке была приведена в таблице 1. Лидером рынка и законодателем мод на нем является "Ингосстрах". Чтобы разобраться в вопросе справедливых тарифов на этом страховом рынке, обратимся к опыту этой компании. Сейчас "Ингосстрах" попадает в относительно высокую ценовую нишу. Но еще совсем недавно (в 1999 году) ситуация на рынке кардинально отличалась, и "Ингосстрах", напротив, предлагал свои страховые полисы по самым низким ценам — от 83 долларов за годичный полис с лимитом ответственности в 10 тыс. долларов! Безусловно, на первом этапе такой тариф был назначен главным образом на основе маркетинговых исследований, касающихся возможностей и желаний клиентов платить за страховые полисы. Ровно через полтора года было объявлено об изменении тарифов — для большинства страхователей они увеличились. Почему это произошло и почему именно через полтора года? Дело в том, что полгода ушло на привлечение клиентов, год — на наблюдения за ними, а точнее, за убыточностью страхования. "Ингосстрах", работая по этому направлению себе в убыток, аккуратно выполнял все обязательства, но при этом четко отслеживал, сколько он платит и с какими клиентами что происходит. В итоге были выделены группы риска и найдены степени повышения цен для каждой из них. Прошлой осенью "Ингосстрах" первым на российском рынке сделал важнейший шаг: была разрушена прямая зависимость тарифов от мощности автомобиля. Это определило развитие рынка АГО. До этого тарифы всегда грубо связывались с платежеспособностью клиента по цепочке: большая мощность — дорогой автомобиль — богатый клиент — высокий тариф. Статистические исследования позволили установить зависимость стоимости страховки от надежности автомобиля и профессиональных качеств водителя. В частности, при значительном повышении тарифов для большинства клиентов, они остались неизменными для высокотехнологичных дорогих автомобилей с хорошими системами безопасности и управления. Теперь задача компании — детальное разделение клиентов на группы: в США, например, клиенты перед заключением договора страхования АГО должны ответить на анкету, которая позволяет их идентифицировать по 32 параметрам. Такая детальная классификация позволит назначить каждой из групп справедливые тарифы. Нынешняя практика единых тарифов, стимулирующая уравниловку, когда более профессиональный водитель на качественной машине вынужден доплачивать за водителя, наиболее подверженного рискам, по мнению специалистов компании "Ингосстрах", оправдана лишь при отсутствии статистики. Следом за "Ингосстрахом" многие другие компании повысили и дифференцировали тарифы. Небольшие и средние компании, не имея возможности самостоятельно рассчитывать тарифы, сочли новые тарифы "Ингосстраха" обоснованными. Крупные же компании сами пришли к выводу о необходимости изменения тарифов и повысили их практически в одно время и независимо друг от друга. Дело в том, что все они за последнюю пару лет смогли в несколько раз увеличить свой клиентский портфель и накопить статистику, необходимую для расчета тарифов. По мнению главного актуария ВСК Владимира Новикова, "именно такая тарифная политика, когда за "лучшие" для страховщика риски назначаются меньшие тарифы и наоборот, позволяет решить проблему обеспечения рентабельности автострахования в Москве. Развитый страховой рынок характерен переходом от войны тарифов по принципу "больше-меньше" к конкуренции через лучшую дифференциацию тарифов".
Полезные советы Впрочем, и сейчас еще очень много компаний предлагают полисы автострахования по крайне низким ценам. Как правило, демпингуют новые игроки. Компаниям-лидерам уже абсолютно ясно, что низкие тарифы по автострахованию гарантированно делают этот вид убыточным. Демпинг же новичков тоже объясним: так они пытаются привлечь клиентов. Но вот можно ли однозначно сказать, что страховаться в "дешевых" компаниях опасно? По-видимому, нет. Ясно, что за гарантии надежности надо платить больше (на сегодня все лидеры рынка предлагают вполне высокие тарифы), но ведь смогли же достаточно долгое время "Ингосстрах", ВЕСтА, РОСНО и другие крупные компании держать низкие тарифы, хватило же им для этого финансовой мощности! Вполне вероятно, что и большинству новых на этом рынке страховщиков также хватит средств для оплаты убыточности по массовым видам страхования на время их раскрутки, а значит, те, кто сейчас купит их полисы, смогут и сэкономить деньги, и рассчитывать на то, что страховщик добросовестно выполнит свои обязательства. Несколько советов в помощь тем, кто решил рискнуть и застраховаться по низким тарифам. Совет первый. Демпинг наименее опасен, если его осуществляют обеспеченные средствами страховые компании, входящие в крупные финансово-промышленные группы. В этой связи, например, не должны удивлять самые низкие тарифы по автострахованию у аффилированной к "Славнефти" страховой компании "Сибирь" или у компании "Нефтеполис", являющейся "дочкой" и одновременно страховщиком "Роснефти". Совет второй. "Безболезненно" для клиента демпинговать по конкретному виду могут лишь компании, в которых этот вид не является превалирующим. Крайне опасно, когда низкий тариф на каком-то сегменте страхового рынка предлагает компания, у которой 90% взносов собирается именно на этом сегменте. Если же на этот сегмент в компании приходится менее 10% взносов, то клиент может особо не беспокоиться. Надо сказать, что к демпингу прибегают подчас и крупные известные страховщики, выходя на новый для себя сегмент страхового рынка. Наиболее выразительный пример в автостраховании сейчас — компания МАКС. Перед заключением договора не помешает ознакомиться с финансовыми показателями компании: величиной ее активов, собственными средствами, показателями ликвидности и платежеспособности. Финансовые итоги года на российском страховом рынке — в таблице 2. Совет третий. Низкие тарифы могут быть связаны и с перестрахованием рисков за рубежом. Именно так объясняет низкие тарифы по автострахованию директор московского филиала компании "Сибирь" Максим Крутько — мы обратились за комментариями именно в эту компанию, поскольку страховое сообщество постоянно обвиняет ее в демпинге: "Действительно, мы предлагаем одни из самых низких тарифов на московском страховом рынке. При этом мы не работаем себе в убыток: девяносто процентов рисков мы передаем за рубеж через известнейшего брокера Heath Lambert Group. Пару лет назад мы обратились к ним с просьбой найти известную западную компанию, чтобы перестраховать там наши риски при условии таких низких тарифов. Им это удалось: сейчас мы сотрудничаем с одним из синдикатов Ллойда. Может быть, для них сотрудничество с нами — это своеобразные инвестиции в развитие своего бизнеса в России. Это не важно. Главное, что партнер серьезный и обязательства выполняет. Однако хотелось бы сказать, что на рынке возможна ситуация (и примеры уже есть), когда заявления о перестраховании за рубежом используются недобросовестными страховыми компаниями в качестве приманки для клиентов, а реально за этими заявлениями ничего не стоит. В этой связи можно было бы посоветовать потенциальным клиентам в случае сомнений запросить у страховщика документы, подтверждающие наличие действующей договоренности с перестраховщиком". Совет четвертый. Покупая дешевый полис, надо четко изучить правила страхования, серьезно подойти к заполнению заявления на страхование и пунктуально следовать указаниям представителей страховой компании при наступлении страхового случая. Слишком уж велики соблазны для страховщика оставить себе лазейки для совершенно законного отказа в выплатах. Слишком часто на страховом рынке нам приходится встречаться с урезанными страховыми программами.
Борьба против качества Наиболее распространенная лазейка — страховые агенты или представители страховой компании замалчивают существенные условия договора страхования. В том же страховании АГО есть два типа полисов: с агрегатным лимитом ответственности (в этом случае страховая сумма — максимальная сумма, которую может выплатить страховая компания по всем событиям, которые произойдут за год) и с лимитом ответственности по каждому страховому случаю (здесь фактически суммарные выплаты страховщика не ограничены). Ясно, что первый полис должен стоить значительно дешевле второго. И это нормально. Клиенту же подобные нюансы неизвестны, вот он и думает, что купил за 100 долларов точно такой же полис, какой в другой страховой компании стоит 150 долларов. Есть и множество других небольших оговорок в правилах страхования, о которых стоит знать, прежде чем купить дешевый полис. Вот реальный пример из практики автострахования одной из демпингующих компаний. Этой зимой ночью на машину одного из ее клиентов с крыши дома упала снежная глыба и проломила корпус. На первый взгляд классический страховой случай. Именно так думал клиент. Однако оказалось, что в его полисе есть вот такое ограничение: "Ночью машина должна была стоять в гараже". Клиента ввел в заблуждение страховой агент, который сказал, что данное ограничение касается лишь риска "угон" и не распространяется на повреждения автомобиля. Вроде бы мелочь, а деньги страховая компания сэкономила. Чтобы избежать подобных проблем, ведущие российские страховые компании сегодня начинают ориентироваться на принцип "все включено". Согласно нему, в массовых видах страхования (автострахование, страхование выезжающих за рубеж и др.), где обычному клиенту невозможно объяснить все нюансы страхования, в полисе не должно быть никаких ограничений. Клиент, покупая страховку, предполагает определенный набор и определенное качество услуг, и он должен их получить — считают лидеры рынка. Естественно, такие полноценные полисы и стоить будут несколько больше, чем дешевые полисы со множеством явных или скрытых ограничений. Несколько иная ситуация в добровольном медицинском страховании. Там страховщики также добиваются снижения стоимости за счет множества условий следующего типа: не более двух видов физиотерапевтических процедур за год, не более пяти пломб, не более одного дорогостоящего исследования и т.д. Так что ничего удивительного нет в том, что стоимость прикрепления в одну и ту же поликлинику может различаться на порядок — 200 и 2000 долларов. Понимая это, надо с самого начала изучить ограничения и найти для себя нужное соотношение объема услуг и цены. Если вы приходите в компанию, предлагающую низкие тарифы, то должны осознавать, что возможны неприятности: будь то ограничение ответственности страховщика, ухудшение качества обслуживания (например, ремонт автомашины в дешевых техцентрах) или просто задержка в выплатах. Чтобы большую часть подобных проблем снять и отличить здоровое, финансово-обеспеченное снижение цен в рекламных целях от необоснованного, достаточно научиться "читать" условия страхования и узнать о финансовом состоянии страховой компании. Благодарим за помощь при подготовке статьи руководителя центра общественных связей компании "Ингосстрах" Павла Соловьева. РЕШЕТИН Е.
Статья приведена без таблиц.
Вся пресса за 17 июня 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|