При положительной динамике сборов за 2005 г., страховщики ссылаются на высокий уровень выплат по ОСАГО. Некоторые компании, не справившись с грузом финансовой ответственности, вынуждены уйти с этого рынка, оставляя свободу действий крупным и известным игрокам.
Автобизнес,
29 апреля 2006 г.
ОСАГО – вопросы остаются 7836 просмотров
При положительной динамике премий, собранных страховыми компаниями в 2005 г., страховщики ссылаются на высокий уровень выплат автовладельцам в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Некоторые страховые операторы, не справившись с грузом финансовой ответственности, вынуждены уйти из данного сегмента страхового рынка, оставляя свободу действий крупным и известным компаниям. Приведет ли это к стабильности для всех участников экономических отношений?
Динамика положительная, но стабильности недостаточно
В прошлом году страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО, собрали премии на сумму 54,069 млрд. руб., что на 10% превышает уровень 2004 г. При этом страховщики заключили 28,73 млн. договоров ОСАГО. Объем произведенных в 2005 г. выплат составил 26,4 млрд. руб., это на 43% больше, чем в 2004 г. Показатель средней выплаты по одному страховому случаю увеличился на 12% - 23,014 тыс. руб. Средняя стоимость одного страхового полиса в 2005 г. относительно 2004 г. почти не изменилась и составила 1,882 тыс. руб. Всего в минувшем году было заявлено 1,215 млн. страховых случаев по ОСАГО, из которых урегулированными считаются 1,147 млн. Такова статистика РСА.
Несмотря на незначительный срок с момента запуска ОСАГО в России, соответствующими полисами располагают более 90% автовладельцев. Специалисты считают это весьма высоким показателем для такой страны как Россия, с ее большой территорией, количеством и структурой автопарка, а также менталитетом россиян.
Это свидетельствует только об одном - рынок ОСАГО достаточно насыщен. Соответственно, для дальнейшей успешной работы в этом сегменте страховщикам придется скорректировать свою стратегию и тактику поведения по данному направлению.
Учитывая специфику страхового продукта, не предполагающую большую вариативность предложения, операторы, чтобы как минимум сохранить свою рыночную долю, будут уделять максимальное внимание сервису. Для автовладельцев это обстоятельство станет несомненным плюсом, ведь работой страховщиков удовлетворены не больше половины их клиентов, прошедших через систему урегулирования страховых случаев.
Показатели аварийности в РФ в 2005 г. ДТП из-за нарушения ПДД водителями Основные виды происшествий
Но для дальнейшего развития бизнеса и, что немаловажно, для его расширения - одного сервиса недостаточно. Чтобы обеспечить свою успешную деятельность, страховщикам придется работать, используя традиционную схему - через экспансию в регионы. Это является одной из тенденций рынка ОСАГО в кратко- и среднесрочной перспективе. Подтверждение такого "хождения в регионы" уже есть. Наиболее привлекательными, по мнению страховщиков, являются Московская, Липецкая, Архангельская области, а также Татарстан и Башкортостан, где ведущие страховые операторы из Москвы и других регионов уже "раскинули" свои филиальные сети.
По мнению операторов страхового рынка, такая регионализация рынка не только позволит увеличить страховые сборы, но и будет способствовать большей устойчивости бизнеса, когда убытки в одних регионах могут компенсироваться прибылью в других.
Пока же работу страховых структур в данном сегменте в целом нельзя назвать стабильной. Расходы компаний растут быстрее, чем премии. Вложения, осуществляемые страховщиками в расширение филиальных сетей и повышение качества обслуживания, на данный момент не приносят столь существенного результата, являясь своеобразным дополнительным финансовым бременем.
Страховые операторы ссылаются на то, что уже сейчас убыточность ОСАГО превышает предусмотренный предел, который был заложен при принятии закона - 77% от страховых сборов. В ряде регионов выплаты находятся на уровне более 80% от страховых сборов, иногда этот показатель равен 100%.
В итоге многие страховщики уходят с данного рынка. Причины этого заключаются как в неправильной политике компаний в целом, так и в отдельных просчетах. В некоторых случаях полученные средства направляются не на формирование резервов для будущих затрат, а на излишнее финансирование инфраструктуры. Нередко то же происходит и с финансовыми ресурсами из резервных фондов, используемыми не по назначению. Кроме этого, имеет место и торговля украденными полисами и базами данных клиентов. Но гораздо более негативное воздействие оказывают некорректно рассчитанные территориальные коэффициенты в ряде регионов, где реальная аварийность превышает расчетную. К таким территориям относятся Дальний Восток, Урал и Сибирь.
Кроме того, на убыточность ОСАГО влияет отсутствие стандартов и отработанных методик, регулирующих расчет стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, на основании чего рассчитываются суммы выплат страхователю. Данный фактор приводит к возникновению разногласий между автовладельцем, независимым экспертом и страховщиком, отсутствию в страховой компании полноценной единообразной базы данных по урегулированным убыткам. К тому же существенно ограничивается возможность контроля за действиями независимых экспертов и сотрудников страховой организации, увеличиваются временные затраты на расчет убытков по различным методикам, уменьшается эффективность работы экспертов, снижается возможность комплексного анализа базы калькуляций и выплат.
Но, пожалуй, ничто так не увеличивает величину страховых выплат, как ситуация с аварийностью в нашей стране, которая достигла критических значений. По данным Министерства транспорта РФ, за 12 месяцев 2005 г. количество дорожно-транспортных происшествий составило 223 342, погибло 33 957 и ранено 274 864 человека. В нашей стране практически ежедневно на дорогах погибает более 100 человек, а 600 - получают увечья. Ежегодный материальный ущерб от ДТП составляет около 200 млрд. руб. При этом рост всех основных показателей аварийности зарегистрирован во всех федеральных округах и на территории 27 субъектов РФ. Несмотря на профилактику грубых нарушений Правил дорожного движения (ПДД), являющихся основными причинами ДТП (удельный вес выявленных фактов превышения скорости движения, нарушений правил обгона, управления транспортным средством в состоянии опьянения составил около 50% от всех нарушений), стабилизировать обстановку не удалось. Впервые за последние годы в 2005 г. произошел рост аварийности (+1,7%) на автотранспорте, принадлежащем юридическим лицам, что свидетельствует об ослаблении контроля за соблюдением требований по безопасности дорожного движения.
Ряд ДТП, совершенных в прошлом году и в начале текущего года, выявил существенные недостатки в работе по обеспечению безопасности дорожного движения среди юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами для собственных нужд.
Рост аварийности по вине водителей автобусов отмечается на протяжении трех последних лет. В 2005 г. совершено 5278 ДТП (+8,8%), в которых погибло 566 (+1,8%) и ранено 7982 (+14,6%) человека.
Практически каждое второе ДТП совершено водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам. Ими совершено 3137 ДТП (+10,6%), в которых погибло 334 (+5%) и ранено 4773 (+16,2%) человека.
Во многом в связи с этим РСА запускает проект по апробированию на российских дорогах системы контроля за скоростным режимом, какие с успехом применяются в развитых странах.
Данное нововведение может быть опробовано уже в этом году на выездных и скоростных трассах Москвы и С.-Петербурга. Техническая сторона проекта уже готова к реализации, однако необходимо время для корректировки соответствующего законодательства.
Внедрением пилотной версии системы в России, скорее всего, займется научно-производственная компания "Системы микроволнового контроля" (СИМИКОН). При этом необходимый объем инвестиций, по мнению страховщиков, превышает 10 млн. долл. Хотелось бы надеяться, что данный проект во всех его версиях будет реализован и станет действительно эффективной мерой, позволяющей уменьшить число ДТП и убытки страховщиков, что снизит скорость выбытия страховых компаний с данного рынка. Если нововведение будет успешно опробовано на дорогах указанных территорий, то, возможно, данная система будет применяться на всей территории России. В этом случае предполагается распределить финансирование столь крупномасштабного проекта между РСА и государством.
Во Франции такая система была введена два года назад. Для контроля скоростного режима на дорогах устанавливались скоростеметры, фиксировавшие превышение скорости, номер, марку машины, нарушителя, после чего данные передавались в информационный центр для немедленной выписки штрафа. Причем все штрафы являлись обязательными, а разбирательство с ведомствами по поводу правомерности наказания возможно только после соответствующей оплаты. Внедрение системы контроля скоростного режима в этом государстве позволило существенно снизить аварийность и смертность на дорогах. Если в 2002 г., до реализации проекта, в ДТП в этой стране погибло более 8 тыс. человек, то в 2005 г., когда система уже функционировала, данный показатель снизился до 5 тыс. человек. В России в 2005 г. погибло более 34 тыс. человек. Концентрация продолжается
В 2006 г. в секторе ОСАГО, по некоторым оценкам, станет на 30 компаний меньше, что будет способствовать еще большей концентрации. Очевидно, что в число потенциальных аутсайдеров войдут небольшие организации с минимальной долей рынка по данному направлению - менее 2%, низкой капитализацией и большой убыточностью. Что касается вопроса концентрации, то на сегодняшний день в структуре страховых продуктов шести компаний доля ОСАГО приближается до 80%. У трех десятков остальных страховых организаций ОСАГО занимает более половины их портфеля.
Крупнейшие страховщики ОСАГО
Что касается изменений долей ведущих игроков на рынке ОСАГО в 2005 г., то каких-либо существенных подвижек в страховой табели о рангах не произошло. Однако, по мнению специалистов, следует выделить ряд нюансов. Компания "Росгосстрах", несмотря на агрессивную маркетинговую политику для физических лиц, а также широко декларируемые победы в тендерах по страхованию автопарков, в первую очередь муниципальных, не смогла существенно увеличить объем собираемой премии. Возможно, дальнейший рост страхового портфеля компании в данном сегменте будет связан с приобретением региональных операторов ОСАГО. "РЕСО-Гарантия" и "Ингосстрах" демонстрировали определенный прирост сбора премии, что позволило закрепить существующие позиции на рынке. Впрочем, текущая динамика данного показателя компаний не способна изменить доли рынка, удерживаемые крупнейшими игроками. Фактически только две ведущие компании могут в настоящее время серьезно увеличить свое участие в ОСАГО - "РОСНО" и "Стандарт-Резерв". На протяжении 2004-2005 гг. данные организации демонстрировали наиболее значимую динамику сбора премии. Учитывая сложившуюся динамику, в 2006 г. эти операторы могут войти в пятерку крупнейших страховщиков ОСАГО. К вопросу о нововведениях
Российский вариант ОСАГО стремятся приблизить к европейским нормам. Минфин России определил ряд поправок, согласно которым с 1 июля предполагается ввести прямое урегулирование убытков по ОСАГО и упрощенное оформление аварий без представителей ГИБДД - в случае, если ответственность каждого из участников аварии застрахована и ущерб не превышает 20 тыс. руб. Возможность прямого урегулирования убытков сводится к тому, что потерпевший обращается в свою страховую компанию, где застрахована его ответственность, эта организация взыскивает выплаченное возмещение со страховщика виновника аварии. Сегодня пострадавший, чтобы возместить ущерб, пользуется услугами страховой компании виновного в дорожно-транспортном происшествии. Но вопросы здесь возникают сами собой. Что делать, если участники ДТП оценили ущерб меньше, чем в 20 тыс. руб., а экспертиза показала его превышение? Не приведет ли упрощенный порядок оформления ДТП к росту мошенничества и т.п.?
Многие другие спорные моменты также связаны с определением ущерба. К примеру, в некоторых европейских странах функции контроля при оформлении выполняют эксперты-техники, которые, кроме определения ущерба, устанавливают причинно-следственную связь между повреждениями автомобилей и характером ДТП, указанного в извещениях. В России такой практики нет.
Введение прямого урегулирования убытков и упрощенного оформления ДТП представляется нереалистичной мерой для многих представителей страхового рынка. Основные проблемы в данном случае связаны с упоминаемыми ранее технической экспертизой и отсутствием единых стандартов работы компаний. В РСА считают, что вводить систему прямого урегулирования надо только после изучения международного опыта. В качестве одного из примеров приводится та же Франция, где ОСАГО было введено в 1958 г., но добровольное соглашение о прямом урегулировании между 20-ю крупнейшими страховщиками заключено только спустя десятилетие. В 1960 г. в государстве был введен единый формуляр извещения о ДТП, который в 1972 г. стал общепринятым во всех странах Евросоюза. Согласно данному документу дорожная полиция не выезжала на аварии, если в них не был причинен ущерб жизни и здоровью. При этом участники ДТП заполняли соответствующие формуляры и обращались за выплатой в "свои" страховые компании. Достаточно важным участником в данном случае являлся Институт технической экспертизы. Подобная структура во Франции была организована в середине 50-х гг. XX в., когда страховщиками был согласован единый список экспертов, заключения которых не оспаривались. Через некоторое время в этом процессе стало участвовать государство, обеспечив тем самым большую прозрачность и подконтрольность деятельности технических экспертов.
Представители РСА отмечают, что для успешного введения в нашей стране системы прямого урегулирования и упрощенного оформления ДТП необходимо было разработать специальную концепцию, предусматривающую меры постепенного перехода. Документ, над которым будут работать в одной из консалтинговых компаний, выбранной РСА, должен учитывать нормативно-правовые аспекты, требования к независимой технической экспертизе, порядок информационного взаимодействия между страховщиками. Кроме того, необходимо определить единые стандарты работы страховщиков в рамках упрощенного оформления ДТП, особенно по определению виновности.
Очевидно, реализация всех нововведений потребует достаточно много времени для всех участников ОСАГО. Как оцениваются итоги работы по ОСАГО в 2005 г. страховщиками? За соответствующими комментариями мы обратились в некоторые ведущие российские страховые компании.
Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора компании "Росгосстрах"
- Главный итог 2005 г., на мой взгляд, заключается в том, что ОСАГО полностью состоялось как инструмент социальной защиты. Согласно социологическим исследованиям компании "Росгосстрах", полис ОСАГО приобрели 95% автолюбителей - это очень высокий показатель. Наши исследования показывают, что доверие населения к страховщикам растет. Об этом свидетельствует, в частности, рост числа автомобилистов, предпочитающих для урегулирования своих проблем на дороге обращаться к страховщику - в конце 2005 г. этот показатель был равен 83%. Более того, увеличивается доля автолюбителей, считающих ОСАГО реальной защитой от неприятностей на дорогах - 57,5% в конце 2005 г., хотя в начале 2005 г. фигурировало 41,6%.
Что же касается перспектив рынка ОСАГО, то я считаю, что в дальнейшем он будет незначительно увеличиваться за счет притока в страну новых и дорогих автомобилей. Но этот рост будет незначительным - 7-10% в год. Другим источником прироста рынка является повышение качества сервиса со стороны страховщиков.
Примечательным событием года на рынке ОСАГО я бы назвал отзыв лицензий у нескольких компаний, занимавшихся "автогражданкой". Это событие с очевидностью доказало, что ОСАГО - трудный и специфический вид бизнеса, заниматься которым в состоянии только крупные страховщики, с разветвленной филиальной сетью и сложившейся системой урегулирования убытков. Страховое сообщество, понимая, что недобросовестные действия отдельных компаний могут нанести ущерб всему страховому бизнесу, оперативно развернуло программу компенсационных выплат, выполнение которой взял на себя РСА. "Росгосстрах" стал одним из уполномоченных агентов РСА в рамках реализации данной программы.
Новым в практике применения Закона об ОСАГО в 2005 г. стала коррекция территориальных коэффициентов и коэффициентов для юридических лиц, что было положительно воспринято страховым сообществом.
Если говорить о планах, то в настоящее время активно обсуждаются перспективы введения на нашем рынке норм Европейского протокола, когда потерпевший получает выплату в собственной страховой компании, а не в компании виновника ДТП.
Другое преобразование связано с введением штрафов для страховщиков за задержку выплаты по ОСАГО. Примечательно, что инициатором данного ново-введения стала Государственная Дума РФ. Разумеется, задержка выплат недопустима, но я вынужден подчеркнуть, что речь при этом должна идти не о календарных, а о рабочих днях. Следует также отметить, что реализация этого новшества связана с некоторыми "подводными камнями". Во-первых, это прогнозируемый рост мошенничеств, так как страховщики должны будут выбирать между тщательностью проверки при подозрении на мошенничество и угрозой санкций. Во-вторых, из-за не совсем проработанных вопросов у страхователей может появиться экономический стимул для затягивания разбирательства, потому что у ряда депутатов есть желание исчислять период штрафных санкций через 15 дней и завершать его днем вынесения судебного решения. Но при этом следует иметь в виду, что судебные разбирательства могут длиться годами.
О каких-либо изменениях тарифов по ОСАГО речь может идти только после подведения итогов третьего года действия Закона об ОСАГО. Как показывает опыт стран Восточной Европы, "пик" выплат достигается именно в этот период. После того, как Министерство финансов РФ ввело новые коэффициенты к тарифу для юридических лиц и изменило территориальные тарифы, ситуация стала более стабильной. Однако в некоторых регионах - части Сибири, на Урале, Дальнем Востоке - убыточность ОСАГО продолжает оставаться высокой из-за роста инфляции и высокой стоимости авторемонта.
К позитивным тенденциям я бы отнес активность ФССН, жестко следящей за выполнением законодательства в сфере ОСАГО. Эти действия в перспективе должны сделать рынок ОСАГО максимально прозрачным и открытым, равно как и повысить надежность работающих на нем страховщиков.
Другой положительный момент - это вышеназванная корректировка поправочных коэффициентов.
К недостаткам Закона об ОСАГО, которые надо устранять, я бы отнес, во-первых, его недостаточное удобство для страхователей. Сейчас в тексте данного документа и принятых на его основе нормативных актах существует большое количество положений, требующих замены или уточнения. Во-вторых, необходимо увеличить страховую сумму при причинении вреда жизни и здоровью - каждый потерпевший в ДТП должен иметь право получить возмещение ущерба по жизни и здоровью в размере до 240 тыс. руб.
В-третьих, целесообразно усовершенствовать процедуры получения документов со стороны ГИБДД, на основании которых страховщик принимает решение о выплате страхового возмещения. В-четвертых, надо официально принять легитимные стандарты и методики независимой технической экспертизы, которые бы признавались страховщиками, потерпевшими и независимыми экспертами.
Очевидно, в этом году продолжатся банкротства небольших компаний, не уделявших серьезного внимания тому, как развивать данное направление страхового бизнеса. По оценкам ФССН, в ближайшее время лицензии будут отозваны еще у 10 компаний. На самом деле, этот процесс является, скорее, позитивным, поскольку таким образом происходит своего рода "очищение" рынка. Но страхователям при покупке полиса ОСАГО следует быть особенно внимательным и выбирать только крупного и надежного страховщика с хорошей репутацией и известным брэндом - страховую компанию, которая представляет реальную страховую защиту, а не просто продает полисы. Илья Богданов, начальник аналитического отдела компании "Ингосстрах"
- В прошедшем году наблюдался остаточный рост степени проникновения ОСАГО, рассматриваемого как отношение числа застрахованных автомобилей к общему количеству эксплуатирующихся транспортных средств. В целом данный показатель вырос с 85 до 93%. Имеющийся уровень проникновения соответствует показателям развитых стран. Хотелось бы отметить, что дальнейший рост сбора премии - при неизменности законодательства - будет осуществляться исключительно за счет экстенсивного и интенсивного роста российского автопарка - увеличения количества автомобилей, а также замены старых машин на новые, более мощные.
Положительная динамика выплат по сравнению с предыдущим годом объясняется прежде всего тем, что больше половины договоров ОСАГО впервые были заключены в 2004 г. Следовательно, первым полным годом, в котором осуществлялись страховые выплаты, является именно 2005 г. В прошлом году данные выплаты осуществлялись не только по текущим, но и по истекшим договорам страхования.
Среди проблем ОСАГО, которые были решены в пользу страхового сообщества в 2005 г., стоит особенно выделить изменения в Закон об ОСАГО, вступившие в силу летом 2005 г. и снявшие ряд неопределенностей в использовании фонда компенсационных выплат РСА. Эти изменения позволили нейтрализовать напряженность в страховом сообществе и среди клиентов страховщиков, возникшую после того, как несколько крупных операторов ОСАГО перестали платить по своим обязательствам.
Для формирования устойчивого портфеля в условиях растущей убыточности страховых операций по ОСАГО компаниям нужно иметь в виду, что среднерыночный уровень выплат вырос с 32% в 2004 г. до 48% в 2005 г. В связи с этим страховщики, вероятно, будут тщательнее анализировать предложения по страхованию, станут расширять бизнес только в наиболее перспективных регионах и т.д.
По итогам 2005 г. с рынка уже ушли 10 компаний, занимающихся ОСАГО, и хотя не все из них разорились из-за активного продвижения "автогражданки", нельзя не отметить резкий рост убыточности в ряде регионов. Крупные федеральные страховщики имеют возможность сбалансировать страховой портфель, компенсируя высокую убыточность в одних регионах за счет относительной стабильности в других. Для региональных компаний вопрос стоит намного острее, поэтому не исключено, что в 2006 г. часть из них также уйдет с рынка ОСАГО. Поэтому средним и небольшим страховым компаниям с достаточной капитализацией, преимущественно региональным, для работы в сегменте ОСАГО необходим более тщательный отбор рисков.
В качестве основных перспектив развития рынка ОСАГО в 2006 г. можно выделить следующие.
Во-первых, дальнейшие поглощения мелких страховщиков и отзывы лицензий у неблагонадежных компаний неизбежны, следует предположить, что в наступившем году количество страховщиков, занимающихся ОСАГО, будет сокращаться. С учетом объема уже заявленных поглощений доля десяти крупнейших страховщиков ОСАГО, вероятно, приблизится к 70%.
Во-вторых, в связи с тем, что в 2005 г. началось обсуждение норм Европейского протокола по урегулированию убытков страховщиками ОСАГО, когда каждый страховщик регулирует убытки по ОСАГО своих клиентов, механизм данного соглашения, скорее всего, будет определен уже в 2006 г. Сергей Скоморохин, начальник отдела ОСАГО управления автострахования группы "АльфаСтрахование"
- Для нашей компании ушедший год в целом оправдал возлагаемые надежды относительно ОСАГО. Выбранная компанией стратегия была реализована. По итогам 2005 г. просматривается увеличение продаж как по регионам, так и в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге. Можно с уверенностью констатировать рост общих сборов по ОСАГО относительно 2004 г., возрос и средний размер страховой премии по компании. В 2006 г. "АльфаСтрахование" планирует занять более активную позицию на рынке ОСАГО.
Вместе с тем по итогам 2005 г. ряд крупных страховщиков сократили свою долю на рынке ОСАГО. При этом заметно улучшилось положение некоторых других известных страховщиков, что в первую очередь связано с тем, что изначально ряд компаний не совсем верно определили прибыльный сегмент рынка. В настоящий момент данные страховщики пересматривают свою стратегию на рынке ОСАГО. К позитивным моментам реализации ОСАГО можно отнести применение с 1 января 2006 г. на территории РФ новых страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 739. При разработке этих показателей Правительством РФ была учтена большая убыточность по юридическим лицам, в связи с чем увеличены страховые тарифы в отношении данных категорий страхователей.
К негативным моментам реализации Закона об ОСАГО, несомненно, можно отнести проявляющуюся тенденцию по уходу с рынка части страховых компаний. Отзыв лицензий у таких страховщиков связан с отсутствием реальной возможности отслеживать финансовое положение этих организаций. Учитывая социальную направленность Закона об ОСАГО, следует заметить, что данный факт не может вызывать озабоченность всего страхового сообщества.
Осталась нерешенной проблема, связанная с недостаточно жестким контролем МВД (ГИБДД) своих обязанностей по проверке страховых полисов ОСАГО. В некоторых регионах это приводит к уменьшению количества заключаемых договоров по обязательному страхованию.
Кроме того, отсутствует единый реестр и порядок аккредитации независимых экспертов, что влияет на рост количества потерпевших, недовольных размером страховых выплат.
Если говорить о перспективах дальнейшей реализации ОСАГО, то в 2006 г. в качестве пилотного проекта рядом страховщиков будет предпринята попытка введения прямого возмещения вреда в некоторых субъектах РФ. Апробация данного проекта напрямую связана с попытками Министерства финансов РФ внести с 1 июля 2007 г. изменения в ФЗ РФ №40. Для того чтобы эти нововведения не стали неожиданностью для всего страхового сообщества, такую процедуру необходимо отработать уже на данном этапе. Сергей Абалакин, директор департамента страхования автотранспорта в Московском регионе компании "РОСНО"
- В 2005 г. реализация ОСАГО в компании "РОСНО" проходила плановыми темпами. Завершилось создание отлаженной системы урегулирования убытков: сформирована команда высококвалифицированных специалистов, занимающихся рассмотрением обращений потерпевших; выстроены отношения с профессиональными независимыми экспертными организациями, имеющими разветвленную сеть филиалов, находящихся не только в областных центрах, но и в самих регионах. Все эти шаги позволили создать дополнительные удобства для потерпевших при обращении в "РОСНО" и оценке причиненного ущерба. Созданная система в 2005 г. работала без сбоев, что позволило нашей организации выполнить свои обязательства по страховым выплатам, а потерпевшим в установленный срок получать страховое возмещение.
Вместе с тем прогнозы "РОСНО" по объемам продаж на рынке ОСАГО и росту убыточности данного вида страхования подтвердились.
Что касается ситуации на рынке, то она изменилась несущественно. По объемам продаж договоров ОСАГО в 2005 г. многие компании сохранили свои лидирующие позиции предыдущего отчетного периода. Это объясняется тем, что владельцы автомобилей предпочитают продлевать договора ОСАГО на следующий год с теми же страховщиками. Тем не менее "РОСНО" удалось значительно увеличить количество заключенных договоров и по итогам минувшего года занять шестое место среди страховщиков.
Для страхового сообщества 2005 г. был связан как с позитивными, так и негативными моментами в сфере ОСАГО. С одной стороны, ситуация на рынке стала более стабильной. Не смогли ее дестабилизировать даже такие нередкие для 2005 г. события, как банкротство и отзыв лицензий у ряда страховых компаний. Кроме того, оперативное вмешательство и слаженность действий по устранению предкризисных ситуаций со стороны государства и страхового сообщества доказали высокую степень устойчивости рынка ОСАГО. С другой - негативным фактором стала высокая убыточность в некоторых субъектах РФ. По полученной статистике за 2005 г., объемы выплат в них превысили 100% объема собранной страховой премии. Данная ситуация красноречиво свидетельствует о необходимости пересмотра коэффициентов страховых тарифов и приведения их в соответствие с убыточностью по конкретному региону. Павел Башнин, заместитель генерального директора компании "ГУТА-Страхование"
- Рассматривая направление по ОСАГО, нельзя обойти ситуацию на страховом рынке в целом. В связи с введением Закона об увеличении уставного капитала страховых компаний до 1 млрд. руб. страховой рынок ожидают серьезные перемены. Более трехсот компаний не обладают таким капиталом, но некоторые из них при этом владеют лицензией ОСАГО. Ситуация складывается таким образом, что сейчас эти игроки должны срочно искать деньги или отказываться от страховой деятельности. Это приведет к переделу той части рынка ОСАГО, которую не контролируют лидеры в этом сегменте.
В настоящее время "ГУТА-Страхование" работает над тем, чтобы привлечь в компанию наименее убыточных клиентов, какими являются владельцы иномарок до трех лет, а также корпоративных автопарков. Главной целью для нашей организации в 2006 г. является не столько увеличение рыночной доли по ОСАГО, сколько повышение качества работы подразделений. Компания намерена активно развивать работу с юридическими лицами. Для них "ГУТА-Страхование" создает новые, консолидированные страховые программы, к примеру, такие, как ОСАГО и имущество.
Работа по ОСАГО в 2005 г. выявила позитивную тенденцию, которая, на наш взгляд, будет иметь свое продолжение и в этом году. Если в 2004 г. страховые компании боролись за количество привлеченных клиентов, то в течение прошлого года акценты постепенно сместились в сторону качества обслуживания. Это положительно сказывается как на бизнесе страховщиков, так и на автовладельцах.
В этой связи "ГУТА-Страхование" стремится удержать клиентов и развивать институт системного кросс-сейла. Уже сейчас нашей организацией создана и успешно функционирует служба контроля качества. В 2006 г. компания намерена открыть новые пункты урегулирования убытков.
Негативным для страховых компаний является рост количества судебных разбирательств. Это связано с государственными нормативами по выплатам, а также появлением специалистов, готовых консультировать и судиться со страховщиками в случае задержки выплат или их отсутствия. "ГУТА-Страхование" готова к работе в таких условиях - требования по выплатам, установленные внутри компании, даже опережают государственные нормативы.
Для многих страховых компаний убыточность страхового портфеля по ОСАГО стала неожиданностью. Стоит отметить, что для нашей организации 2005 г. прошел без особых потрясений благодаря точным расчетам.
Работа по ОСАГО показала: во-первых, страховщики должны обладать финансовой мощью и достаточным количеством денежных средств для обслуживания текущих убытков; во-вторых, тарифы на ОСАГО по ряду регионов не соответствовали ситуации на местных рынках. В связи с этим тарифы, скорее всего, будут скорректированы правительством.
Что касается перспектив реализации ОСАГО в 2006 г., то по опыту европейских стран убыточность ОСАГО будет расти. В более отдаленной перспективе рынок перераспределится в пользу страховых компаний федерального масштаба.
Мы также ожидаем, что рост уровня страховой культуры на рынке приведет к увеличению продаж "КАСКО" и других страховых продуктов. Кроме того, не исключена возможность введения дополнительных видов обязательного страхования как для физических лиц - например, страхование жилья, так и для юридических - страхование опасных производственных объектов.
В заключение хотелось отметить, что ОСАГО стало первым реально действенным страховым инструментом в работе с физическими лицами. Если раньше население расценивало ОСАГО как налог, то сейчас количество негативных отзывов значительно сократилось. Владимир Антипов, заместитель руководителя центра автострахования Страхового дома Военно-страховой компании
- По итогам работы Страхового дома Военно-страховой компании (ВСК) в прошлом году было заключено 896 373 договора ОСАГО, суммарный объем премии по которым составил 1 542 227 тыс. руб., что на 6% больше показателя 2004 г. При этом сумма выплат по сравнению с предыдущим годом выросла на 52% и составила 587 902 тыс. руб.
Весь год экспертами велся тщательный анализ ситуации на рынке автострахования в целом и ОСАГО в частности. В соответствии с первыми общими итогами 2005 г. Страховой дом ВСК занимает шестое место на страховом рынке по величине собранных премий, составившей 9 244 558 тыс. руб. Если говорить про ОСАГО, то здесь мы сохранили прежнюю позицию при занимаемой доле рынке в 2,85%.
Прошедший год выявил несколько тенденций на рынке ОСАГО, как позитивных, так и негативных. К первым, без сомнения, можно отнести принятие постановления Правительства РФ №739 от 08.12.2005 г., в соответствии с которым скорректированы значения коэффициентов, применяемых при расчете премий по ОСАГО. Данное постановление устранило также ряд спорных моментов - таких, как отнесение ТС к тому или иному типу для расчета тарифа.
Основным положительным результатом реализации ОСАГО в 2005 г. для ВСК стало то, что компании по-прежнему удается удерживать убыточность по данному виду в рамках утвержденной правительством нетто-ставки.
Из негативных тенденций, общих как для ВСК, так и для рынка ОСАГО в целом, отмечу продолжающийся рост убыточности по данному виду, который со временем может привести к неплатежеспособности ряда страховщиков. Косвенным свидетельством роста убыточности может служить тот факт, что при незначительных темпах роста величины собираемых премий темпы увеличения уровня выплат в среднем по рынку превышают 130%.
Негативно сказался на состоянии рынка отзыв лицензий у нескольких компаний, в результате чего снизился уровень доверия автовладельцев к страховщикам. Финансовым результатом ухода недобросовестных компаний с рынка стала дополнительная нагрузка по осуществлению компенсационных выплат, возложенная на Российский союз автостраховщиков.
Одной из главных нерешенных проблем по-прежнему остается отсутствие единой базы данных по договорам ОСАГО и произошедшим страховым случаям. Такая база могла бы реально обеспечивать функционирование системы бонус-малус, а также решить проблему страхового мошенничества. Однако для ее создания необходимо сотрудничество всех участников рынка, в то время как далеко не у всех страховщиков имеется адекватная база по собственным договорам ОСАГО. Касательно перспектив реализации ОСАГО - в текущем году мы ожидаем дальнейший рост убыточности, но его темпы, скорее всего, несколько снизятся. Вне всякого сомнения, увеличится доля выплат, приходящихся на возмещение ущерба жизни и здоровью. Еще одним определяющим фактором станет дальнейшая кристаллизация рынка - продолжится уход с рынка небольших компаний, специализирующихся на ОСАГО, с последующей концентрацией бизнеса в крупных страховых организациях.
Надеюсь, что в ближайшем будущем будет решена проблема создания института независимых экспертов-техников, которая крайне необходима сообществу страховщиков.
Также важной задачей для страхового сообщества, которую планируется решить в ближайшей перспективе, является создание системы урегулирования претензий по Европейскому протоколу. В настоящее время ВСК принимает активное участие в подготовке нормативной и технологической базы для создания такой системы.
Относительно планов компании по рассматриваемому направлению - в 2006 г. наша стратегия на рынке ОСАГО не изменится. Мы продолжаем рассматривать этот вид страхования не как источник извлечения прибыли, а как дополнительный вид страхования, позволяющий предложить нашим клиентам комплексную страховую защиту. В связи с этим основным направлением деятельности ВСК по ОСАГО будет сохранение и расширение существующей клиентской базы.
Важным аспектом работы компании в сфере ОСАГО остается повышение качества и оперативности урегулирования претензий. Отлаженный механизм по урегулированию убытков, а также широкая региональная сеть, функционирующая в рамках единого юридического лица, позволили более интенсивно предлагать наши услуги другим страховым компаниям. В настоящее время уже более 90 страховых операторов, работающих на рынке ОСАГО, пользуются услугами Страхового дома ВСК по урегулированию убытков в тех субъектах Российской Федерации, где компании не имеют собственных филиалов. Георгий Кузин, начальник управления страхования автотранспорта компании "Природа"
- Страховая компания "Природа" не делает ставку на ОСАГО, рассматривая обязательное страхование автогражданской ответственности как имиджевый вид страхования. Полисы ОСАГО в нашей компании приобретаются, как правило, в пакете с полисом добровольного страхования автотранспорта. При этом никаких специальных мер по привлечению страхователей ОСАГО мы не применяем, а просто гарантируем безусловное выполнение компанией всех обязательств перед нашими страхователями. Объемы продаж по ОСАГО в 2005 г. остались на уровне 2004 г., однако размер произведенных выплат увеличился в полтора раза и по результатам прошлого года составил 48,7% от величины собранных премий.
Если говорить о ситуации на рынке ОСАГО в целом, то в настоящее время очевиден закономерный процесс раздела страхового поля по данному направлению в пользу нескольких крупных компаний. Думаю, что к 2010 г. большую часть рынка - около 90% - будут обслуживать порядка 10 операторов. Некоторые операторы уйдут с рынка по причинам финансовой несостоятельности, другие - по причине затруднений в организации работы представительств во всех субъектах РФ.
Реализация ОСАГО в 2005 г. имела свои положительные и отрицательные нюансы как для страховщиков, так и для страхователей. Позитивным моментом для последних можно назвать принятие поправок к страховым тарифам и обеспечение выплат из созданного страховщиками фонда не только за вред, причиненный здоровью, но и за повреждение транспортного средства, а также обеспечение выплат по полисам компаний, прекративших работу в ОСАГО. Негативные моменты обусловлены в основном длительностью получения страховой выплаты из-за необходимости предъявления справок ГИБДД на любое повреждение транспортного средства, а также долгим ожиданием приезда сотрудников ГИБДД для оформления документов при ДТП.
Для операторов страхового рынка "минусы" связаны с созданием единой базы данных, правовым решением вопроса о статусе аварийных комиссаров, утверждением единой системы определения стоимости восстановительного ремонта и порядком взаимодействия страховщиков при урегулировании убытка. Хотя стоит отметить, что для решения этих вопросов принимаются определенные меры, но все проблемы пока не решены.
В 2006 г. можно говорить о том, что ОСАГО реально действует и при всех недоработках уже сегодня защищает финансовые интересы водителей. Несмотря на продолжающийся рост убыточности по ОСАГО, для компаний, следящих за структурой портфеля и трезво оценивающих риски, процент выплат не превысит 70%. Уход с рынка ОСАГО нескольких операторов тоже имеет положительные моменты, поскольку многие страхователи стали более внимательно относиться к выбору компании и перестали верить в обещания получения "бесплатного сыра". Надеюсь, что в текущем году будет решен механизм обращения страхователя для выплаты страхового возмещения в свою компанию и ему не придется обивать пороги незнакомой организации, в которой застрахована ответственность нарушителя. На мой взгляд, сегодня у страховщиков есть практические предложения по совершенствованию механизма работы ОСАГО и улучшения качества обслуживания страхователей, которые могут быть реализованы в 2006 г.
Итак, услугами ОСАГО, несмотря на незначительный срок его реализации, пользуется подавляющая часть автовладельцев. Но не только обязательность данного вида страхования сыграла при этом свою роль. Страхователи все чаще рассматривают закон как эффективный способ возмещения убытков, а также разрешения конфликтов при различного рода авариях. Другой вопрос, что многие инструменты реализации ОСАГО требуют корректировки.
Страховые сборы увеличиваются, но их прирост неадекватен выплатам. Это во многом привело к выходу из данного сегмента части страховых компаний, как правило, небольших и, соответственно, концентрации бизнеса у крупных федеральных страховщиков, которые уделяют все большее внимание региональным рынкам.
В ближайшей перспективе подобные процессы в данном секторе будут иметь свое продолжение. Но о кризисе на рынке ОСАГО говорить пока рано. Скорее всего, можно констатировать существование определенных негативных тенденций.
Вся пресса за 29 апреля 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
13 ноября 2024 г.
|
|
Медвестник, 13 ноября 2024 г.
Скупой платит дважды: может ли быть эффективным бесплатное лечение без бесплатных лекарств?
|
|
Национальное аграрное агентство, 13 ноября 2024 г.
В России отмечен рост страхования сельхозживотных с господдержкой
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 13 ноября 2024 г.
В Челябинской области в три раза выросло число застрахованных сельхозживотных
|
|
Парламентская газета, 13 ноября 2024 г.
Оформить ДТП можно будет на «Госуслугах»
|
|
Интерфакс, 13 ноября 2024 г.
Страховщик Allianz увеличил квартальную чистую прибыль почти на четверть
|
|
НТВ, 13 ноября 2024 г.
Максимальный срок ремонта автомобиля по ОСАГО может вырасти
|
|
СибМедиа, 13 ноября 2024 г.
Страховщики взыскали за пожар в томской «Ленте» свыше 1,2 млрд рублей
|
|
korins.ru, 13 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года сумма накладных судебных расходов выросла более чем на треть
|
|
Коммерсантъ, 13 ноября 2024 г.
Автосервисы попали под санкции
|
|
Коммерсантъ-FM, 13 ноября 2024 г.
Утечки данных вносят в страховку
|
|
ПРАЙМ, 13 ноября 2024 г.
Страховщики намерены повысить натуральное возмещение при ремонте по ОСАГО
|
|
Российская газета, 13 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
12 ноября 2024 г.
|
|
Компания онлайн, 12 ноября 2024 г.
ОСАГО на день — и нет проблем
|
|
ГТРК Самара, 12 ноября 2024 г.
Житель Самарской области пойдет под суд за обман страховой на 400 тыс. рублей
|
|
Коммерсантъ-Самара, 12 ноября 2024 г.
Жителя Отрадного подозревают в мошенничестве в сфере страхования
|
|
SecurityLab, 12 ноября 2024 г.
Утечка данных? Страховка возместит: новая защита россиян с 2025 года
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 12 ноября 2024 г.
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
|
 Остальные материалы за 12 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|