Обзор тенденций российского рынка автострахования
Профиль,
13 апреля 2008 г.
Повысить нельзя понизить 2429 просмотров
Страхование автокаско становится все менее рентабельным, некоторым компаниям уже сейчас приходится субсидировать это направление за счет других видов страхования. Однако автомобилисты, ссылаясь на зарубежный опыт, по-прежнему считают тарифы по каско сильно завышенными.
Объемы рынка автокаско в последние годы растут опережающими темпами, сборы по этому виду страхования ежегодно увеличиваются на 30-50%. Люди все чаще приобретают новые и более дорогие автомобили в кредит благодаря широкому внедрению кредитных программ. В 2007 году доля новых иномарок в России увеличилась по сравнению с годом 2006-м почти на 10%, составив около 65% от общего количества иномарок. Растет и страховая культура населения, которое все реже полагается на традиционное русское «авось» и прибегает к помощи страховых компаний. «Если рассматривать структуру портфеля договоров с физическими лицами, то, безусловно, автострахование и ОСАГО занимают лидирующие позиции. Это связано прежде всего с приоритетами именно этих видов страхования у населения», — признает заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование» Елена Салахетдинова. «В последние годы наметилась тенденция к росту доли автострахования как на рынке в целом, так и в портфелях компаний. В страховой группе «УралСиб» доля автострахования занимает 44% в общей структуре страхового портфеля», — соглашается продакт-менеджер по автострахованию страховой группы «УралСиб» Егор Лысой. А по словам руководителя управления страхования автотранспорта СК «Стандарт-Резерв» Анны Павловой, доля автострахования в портфеле ее компании превышает 70%. Эксперты еще два года назад предупреждали страховщиков, что такое увлечение автострахованием может негативно сказаться на финансовых показателях компании, если прибыльность этого бизнеса начнет снижаться. «СОАО «Регион» не стремится к увеличению объема страховых премий по каско в общей структуре страхового портфеля, так как это чревато его несбалансированностью», — отмечает заместитель генерального директора СОАО «Регион» Вячеслав Шубырев. В настоящее время многие участники рынка отмечают: нынешние тарифы по каско уже на уровне рентабельности, а у некоторых компаний даже ниже. Они сознательно идут на демпинг в этом сегменте, так как боятся потерять ранее завоеванную долю рынка. Действительно, если компания резко повысит стоимость полисов, клиенты начнут уходить к конкурентам, а на растущем рынке это негативно скажется на стоимости компании и ее инвестиционной привлекательности. Поэтому многие игроки продолжают удерживать демпинговые тарифы, рассчитывая на то, что рынок будет расти, по крайней мере, еще несколько лет. Однако другие утверждают: если отдельные компании в экстренном порядке не пересмотрят тарифную политику, они могут оказаться на грани банкротства. Наиболее ярким примером подобной перспективы может служить ОСАГО: в отдельных областях автогражданка по тем или иным причинам, в первую очередь из-за заниженных региональных коэффициентов, убыточна. Те компании (региональные), которые в этих областях имели в портфеле свыше 70% договоров ОСАГО, либо уже ушли с рынка, либо постепенно сворачивают свою работу по этому направлению, концентрируясь на имущественном страховании, ДМС и т.д. Уход с рынка за последние два года целого ряда страховщиков ОСАГО — это весьма тревожный сигнал для тех, кто демпингует и на рынке каско. По оценкам участников рынка, сейчас тарифы по каско у некоторых компаний находятся на 20%, а иногда и на 30% ниже уровня рентабельности этого бизнеса.
Все равно дорого
Несмотря на ценовой демпинг в сегменте каско, многие автомобилисты по-прежнему считают тарифы страховщиков завышенными. Они ссылаются на зарубежный опыт, где годовой полис страхования значительно дешевле, чем в России. «Действительно, тарифы по каско в России выше, чем на американском или европейском страховом рынке. Однако считать их несправедливыми нельзя. На то есть объективные причины», — отмечает Вячеслав Шубырев. Тарифы рассчитываются, исходя из статистики по убыточности, как по риску «ущерб», так и по риску «угон». В числе многих факторов, влияющих на страховой тариф, плохое состояние наших дорог, низкий уровень раскрываемости угонов, небольшое число (в сравнении с той же Европой и США) автовладельцев, страхующих свою собственность. Помимо этого формирование размера страхового тарифа по каско зависит еще и от марки и модели автомобиля, его «рисковости» с точки зрения угона, срока эксплуатации, условий эксплуатации, числа лиц, допущенных к управлению, их стажа и возраста, добавляет Елена Салахетдинова. Кроме того, на стоимость полиса влияет форма урегулирования убытков по риску «ущерб», стоимость ремонта тех или иных марок, наличие каких-либо ограничений или, наоборот, расширений условий полиса (например, включение в договор франшизы, расширение территории действия договора страхования и т.д.). Каждая компания самостоятельно формирует базовые тарифные условия по каско, предлагаемые клиентам. При этом страховая компания исходит из собственной статистики убыточности по тем или иным категориям автомобилей с учетом всех перечисленных выше факторов. Также принимаются во внимание аналогичные предложения конкурентов на рынке страховых услуг. «Есть несколько марок автомобилей, которые покупают люди со спортивным стилем в езде, по ним аварийность и тарифы выше. Молодые и неопытные водители чаще попадают в аварии, для них тарифы тоже выше», — добавляет начальник управления поддержки розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Илья Лопатинский. «Тариф может прыгать от компании к компании — у кого-то выше, у кого-то ниже. В зависимости от стоимости автомобиля, марки этот коридор может составлять 7-8% по иномаркам и 9-12% — по отечественным машинам», — отмечает заместитель директора департамента агентских и партнерских продаж Московской страховой компании Сергей Федотов.
Существуют способы оптимизации расходов по каско. Так, для уверенных, опытных водителей, у которых страховой случай наступает в среднем раз в 2-3 года, Егор Лысой предлагает страхование с франшизой: «Механизм прост. Например, при франшизе в $500 все убытки в пределах этой суммы клиент урегулирует сам. А в случаях, когда размер убытка превышает сумму франшизы ($500), страховщик выплачивает клиенту возмещение за вычетом суммы франшизы».
Представители страховых компаний категорически не согласны с распространенным среди автомобилистов мнением о том, что тарифы по каско завышены: «С моей точки зрения, тарифы на каско, наоборот, занижены. Компании борются за свою долю на рынке, конкуренция напряженная, в таких условиях тарифы снижены предельно», — говорит Егор Лысой. Все это приводит к тому, что автострахование становится убыточным видом для ряда страховщиков. «Такая ситуация долго продолжаться не может. Тариф будет стремиться к справедливой стоимости», — отмечает Лысой. Автостраховщики считают, что необходимость роста тарифов обусловлена сменой парка автомобилей, увеличением стоимости нормочаса на автосервисах и инфляцией, которая не в полной мере отражается в стоимости автомобилей. Сегодня многие автодилеры зарабатывают исключительно на сервисе и запчастях, продавая автомобили с минимальной наценкой. Кстати, тарифы за последние два-три года фактически не выросли, хотя стоимость ремонта автомобиля сильно увеличилась.
Кстати, в ОСАГО сложилась примерно такая же ситуация: базовый тариф не менялся уже более трех лет, и его величина в настоящее время уже не в полной мере отражает реальную ситуацию с возмещением убытков от ДТП. Но страховщики ничего сделать не могут: базовый тариф, как и региональные коэффициенты, которые также в значительной степени влияют на убыточность ОСАГО, утверждается правительством. «О необходимости повышения тарифов говорилось многократно, — отмечает вице-президент Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. — Стоимость страховки зачастую занижена, к числу наиболее проблемных регионов относятся Урал, Сибирь, Поволжье, северные территории. И компании уже отказываются от заключения новых договоров ОСАГО, используя разные предлоги для отказа продажи страховых полисов». Ранее Российский союз автостраховщиков направил в Министерство финансов России предложения по корректировке тарифов по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, призванные стабилизировать ситуацию в этом сегменте страховых услуг. В частности, предлагалось повысить базовый страховой тариф с 1980 рублей до 2417 рублей для автовладельцев. Понимая серьезность ситуации, к осени текущего года правительство намерено рассмотреть вопрос о корректировке тарифов по ОСАГО. Но в таком же приказном порядке изменить тарифы по каско правительство не в состоянии — компании самостоятельно устанавливают расценки на этот вид страхования. Многие страховщики сейчас просто не могут решиться на повышение тарифов, так как остальные игроки продолжают демпинговать.
Тише едешь — дешевле будет
Хотя у компаний есть определенные тарифы на страхование отдельных марок автомобилей, у потенциальных клиентов страховщиков достаточно много возможностей снизить стоимость полиса. «В первую очередь это франшиза: ее применение может существенно снизить стоимость полиса, так, франшиза в $300 позволяет получить скидку до 35% (в зависимости от типа ТС или его стоимости) от стоимости полиса», — отмечает Сергей Федотов. Особенностью нашего страхового рынка является то, что франшиза у нас, в отличие от Запада, воспринимается клиентом довольно негативно. Тем временем любое мелкое повреждение гораздо проще отремонтировать, не прибегая к помощи страховой компании — просто приехав в сервис и заплатив за покраску поцарапанного бампера. В конечном счете это будет дешевле и для клиента, и для страховой компании, которая не тратит свои силы на урегулирование столь мелких убытков, считают эксперты. По их словам, основная загрузка центра урегулирования убытков всех без исключения страховых компаний приходится именно на мелкие ДТП. «Многие водители считают, что хотя бы один убыток у них точно будет, и поэтому франшиза невыгодна. На самом деле это не так. Скидка по франшизе, как правило, превышает ее размер. Это означает, что, даже если у водителя будет один убыток, размер его собственного участия (франшиза) будет меньше, чем сумма, которую он сэкономил при страховании», — считает Илья Лопатинский. «Мне представляется, что использование франшизы интересно прежде всего опытным водителям, которые могут сэкономить довольно приличную сумму на страховании», — добавляет руководитель департамента поддержки и развития бизнеса Промышленной страховой группы «ОСНОВА» Максим Пьянов. «Страхование с франшизой не только значительно дешевле, но и дает возможность сэкономить время, которое дороже суммы возмещения», — считает Анна Павлова. Дополнительным плюсом использования франшизы является то, что, отремонтировав мелкое повреждение самостоятельно, страхователь может в дальнейшем рассчитывать на скидку за безаварийную езду, которая, между прочим, составляет порядка 10% — это зачастую больше, чем стоимость ремонта поцарапанного бампера. «Очень важно, что любая заявленная авария влияет на стоимость полиса в следующем году, клиента лишают скидки за безубыточность. При страховании с франшизой не будут заявляться мелкие убытки, и оплата окажется существенно меньше за страховку при продлении договора», — подтверждает Анна Павлова.
«Стоимость полиса можно снизить как за счет безаварийной езды, установки противоугонных систем, так и за счет изменения условий хранения автомобиля в ночное время», — рассказывает Вячеслав Шубырев. Елена Салахетдинова советует также для снижения цены полиса «сузить» условия страхования: например, ограничить число лиц, допущенных к управлению, исключить из этого списка лиц с небольшим водительским стажем, выбрать оптимальный вариант урегулирования убытка по риску «ущерб». Если страхователь не настаивает на ремонте у официального дилера, то он также может снизить стоимость страховки.
Трудности выбора
На рынке автострахования работает несколько сотен компаний, как выбрать из такого многообразия операторов и программы, которые они предлагают? Анна Павлова советует в первую очередь обратить внимание на положение компании на рынке, размер уставного капитала, состав акционеров. Чем крупнее компания, чем больше у нее представительств, чем больше у нее развита филиальная сеть по всей России, тем более компания дорожит своим именем и ответственно подходит к взятым на себя обязательствам. После этого из этих компаний можно уже выбрать ту, чье предложение по страхованию выгоднее не только по цене, но и по условиям и объему страхового покрытия. «Прежде всего стоит обратить внимание на рейтинг компании, отзывы о ней, спросить у знакомых, страховавших свой автомобиль по каско. Я рекомендую рассматривать первые 10-15 компаний-лидеров. Качество их услуг точно не изменится за год действия страхового полиса», — добавляет Егор Лысой.
Выбирая страховщика, владелец автомобиля должен обязательно изучить условия договора страхования в части организации выплат и расчета страхового возмещения по незначительным и средним убыткам. При этом важно обратить внимание на следующее: франшизу по договору; возможность обращаться с заявлением о незначительном страховом случае без предоставления справок из компетентных органов, причем не только по элементам остекления, но и по кузовным деталям. «Надо отметить, что формулировки этого пункта у страховых компаний различаются, и, если у владельца хоть какие-то сомнения в трактовке, следует требовать разъяснения этих положений», — говорит Максим Пьянов. Следует также учесть ограничения по условиям хранения автомобиля и способ страхового возмещения. Как правило, для новых транспортных средств предусматривается выплата страхового возмещения путем оплаты стоимости ремонта машины у официального дилера. Необходимо убедиться, что страховая компания имеет договор на оказание услуг по ремонту застрахованных автомобилей с такой организацией. Важно также обратить внимание на способ расчета размера страхового возмещения при хищении или гибели транспортного средства. «Наличие перечисленных условий в договоре говорит о надежности страховщика. Что и должно в конечном счете влиять на выбор страхователя», — резюмирует эксперт.
Максим ЛОГВИНОВ
Вся пресса за 13 апреля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|