Проект модернизации системы страхования в туристической сфере
БОСС,
14 сентября 2008 г.
С туроператоров спросят сполна 2048 просмотров
В конце сентября в Государственную думу должен поступить законопроект, предусматривающий поправки в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Поправки эти главным образом будут касаться увеличения размера ответственности туроператоров.
Свежие поправки
Скандалы в туристической отрасли, которыми ознаменовалось начало нынешнего туристического сезона, снова со всей серьезностью поставили вопрос о несовершенстве отечественного законодательства в данной сфере.
Последние поправки к закону «О туристской деятельности», принятые в позапрошлом году, узаконили наказание туроператоров рублем.
Однако последние события показали, что для обеспечения туристам счастливого и безоблачного отдыха этого явно недостаточно. Теперь наказание предлагается ужесточить и усовершенствовать.
Тем не менее первыми заинтересованными в этих поправках оказались сами участники туристического рынка, которые призвали ужесточить контроль за отраслью. На эту инициативу незамедлительно откликнулось Министерство спорта, туризма и молодежной политики, которое было образовано в мае нынешнего года. Свежеиспеченное министерство, похоже, решило провести масштабную реформу рынка туристических услуг. Первым делом оно пообещало подготовить к осени целый пакет мер по ужесточению правил работы туроператоров и степени их ответственности. Ожидаются поправки в Уголовный и Административный кодексы, а также повышение размера финансовых гарантий.
Кроме того, министерство собирается ужесточить условия включения туроператоров в федеральный реестр.
Главным новшеством, вводимым этими поправками, станет такая мера ответственности, как исключение из реестра туроператоров по решению суда. Кроме того, чиновники министерства собираются дополнить статью 171 Уголовного кодекса о незаконности предпринимательства при работе без внесения в реестр. Также в их планы входит изменить статью 14.1 Административного кодекса, дополнив ее ответственностью туроператоров и турагентов за предоставление услуг ненадлежащего качества. А именно, для компаний, работающих на направлениях внутреннего туризма, предполагается размер ответственности увеличить с 500 тыс. до 1 млн руб., а для внешнего туризма — с 10 млн руб. до 50 млн руб. и более.
Эти изменения предполагается принять в течение предстоящей осени.
Слово и дело
Факт подготовки поправок был также подтвержден и директором Департамента по формированию государственной политики и организации туристической деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Надеждой Назиной. Чиновница заявила, что первоочередной задачей нового ведомства является пересмотр закона об основах туристической деятельности и увеличение фингарантий.
«Раньше, до случая с “Детуром”, подобные ситуации проходили более спокойно, потому что туроператорам хватало средств на выплату компенсации туристам, — пояснила она turinfo.ru, — сейчас же пострадали более 600 туристов. На сегодняшний день в РОСНО уже подано заявлений на возмещение более чем на 20 млн, и они продолжают поступать, при этом страховая сумма составляет всего 10 млн». По словам г-жи Назиной, в ее ведомство уже обращаются туристы, у которых не принимают заявления в связи с тем, что страховая сумма уже давно исчерпана. «Этот пример показал, что финобеспечение надо менять в сторону увеличения», — добавила директор нового департамента.
По ее словам, работа над внесением дополнений в ФЗ «Об основах туристской деятельности» начнется в ближайшем будущем, как только будет укомплектован штат нового департамента. «Я не могу сказать, что мы уже сейчас начнем настаивать на увеличении размера существующих фингарантий. Но мы начнем прорабатывать этот вариант, к обсуждению которого привлечем турбизнес, саморегулируемые и общественные организации и других экспертов. Времени у нас мало, поэтому к этой работе мы приступим уже сейчас. Рынок должен консолидироваться, на нем нужны настоящие туроператоры, и страдать наши туристы не должны. А небольшие операторы должны консолидироваться, объединяться в холдинги и вместе отвечать за свои поступки, то есть нести бремя выплаты увеличенных фингарантий».
Как нам реорганизовать туризм?
Эксперты убеждены в оправданности таких мер. По их словам, в настоящее время в России зарегистрировано 3800 операторов, среди которых есть компании с многомиллионными долгами. Контроль же за детским выездным туризмом отсутствует вовсе, им сегодня занимаются и юридические, и физические лица, не имеющие никаких прав на эту деятельность.
Эксперты, участвующие в разработке поправок, сходятся во мнении, что практика дает все основания говорить о необходимости дифференциации сумм финансовых гарантий в зависимости от реального объема ответственности туроператора перед его клиентами вместо предлагаемого одностороннего увеличения действующей суммы. Наиболее надежным вариантом они называют страхование ответственности туроператора по каждому договору с клиентом на основе заранее согласованных со страховой компанией тарифов. Другим вариантом, который чаще всего используют в мировой практике, является страхование ответственности туроператора, пропорциональное финансовому обороту за определенный период времени или сумме выручки компании от реализации туристических услуг.
Для подтверждения своих финансовых показателей за данный период туроператор должен предъявить страховщикам баланс и отчет о прибылях и убытках. Страховая компания, в свою очередь, может запросить данные о количестве проданных туров, кредиторской задолженности и т. д. Условием предоставления гарантии или заключения договора страхования может стать проверка независимыми аудиторами отдельных показателей работы фирмы.
Эксперты также считают, что целесообразно как минимум установить дифференцированные суммы гарантий для туроператоров в зависимости от их принадлежности к малому, среднему и крупному бизнесу. При этом большая часть российских туроператоров по показателям численности работников и объемам реализации услуг относится к малому бизнесу. В то же время объем выручки крупнейших отечественных операторов, по данным за 2007 год, составил от 9,3 до 12,9 млрд руб.
Очевидно, что в этой ситуации сохранение единой суммы финансовых гарантий для всех туристических фирм никак не может быть оправдано с экономической точки зрения.
При этом все эксперты сходятся во мнении, что существующий сегодня размер финансовых гарантий 10 млн руб. целесообразно сохранить для предприятий малого бизнеса, в то время как для туроператоров, относящихся к среднему бизнесу, сумму целесообразно повысить до 25 млн руб. В этом случае представители малого и среднего турбизнеса будут обязаны страховать свою ответственность по договору о реализации турпродукта в объеме 2,5% от установленных правительством предельных значений годовой выручки. И если следовать этой логике, то можно увеличивать обязательную сумму гарантий из расчета тех же 25 млн руб. на каждый дополнительный миллиард выручки, полученной от реализации услуг туроператором. То есть у крупнейших турфирм сумма гарантий в этом случае составит не 50 или 100 млн руб., как сейчас, а 300 и более млн руб. в расчете на год. А страховая компания с учетом оценки рисков сможет применять поправочные коэффициенты к рекомендованному тарифу, в том числе продажи самого тура и авиабилетов в общем объеме реализуемых услуг.
Однако недостатком такого подхода эксперты называют тот факт, что при жесткой привязке норматива в размере 2,5% к максимальным суммам выручки туроператоры с более низкими объемами реализации услуг будут реально оплачивать гарантии в сумме большей, чем 2,5% от их реального оборота. Поэтому предпочтительным, по мнению экспертов, является вариант, при котором компании с оборотом более 400 млн руб. в год будут оформлять гарантии пропорционально реальному показателю их суммы выручки за предшествующий период. При этом для компаний, осуществляющих чартерные программы, может быть установлен повышающий коэффициент в размере 0,5—1% к обороту. То есть при страховании их ответственности речь пойдет не о 2,5% годовой выручки, а о 3-3,5%.
Может также возникнуть вопрос, способно ли финансовое обеспечение в размере 2,5% от годовой выручки туроператора в реальности возместить ущерб потребителям. Однако эксперты не сомневаются, что для небольших турфирм минимум финансового обеспечения в 10 млн руб. составит на порядок большую долю годового оборота, исчисляемую десятками процентов. А для крупнейших фирм даже 100 млн руб. соответствуют выручке, получаемой за несколько дней работы, или составляют около 1% их выручки за год.
Разумеется, не стоит рассчитывать на то, что процедура страхования ответственности туроператоров после принятия этих поправок будет кардинально улучшена. Во всяком случае, она точно не упростится и не станет дешевле, особенно, если страховщики будут настаивать на проведении независимого аудита. Однако не стоит забывать, что право выбора страховщика остается за туроператором, что эта процедура, по всей видимости, будет достаточно быстро отработана и что финансовое обеспечение в конце концов будет увязано с реальной ответственностью туроператоров.
Кирилл БЛОХИН
Вся пресса за 14 сентября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Страхование финансовых рисков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|