Влияние кризиса на российский рынок автострахования
Аргументы и факты,
2 ноября 2008 г.
ОСАГО начнет дорожать, а КАСКО подешевеет: как страховщики выживают в кризис 2515 просмотров
В большинстве сфер, связанных с финансовым рынком, пока лишь предполагают, насколько больно по ним ударит кризис. Это в полной мере касается автострахования. Итоги года подводить рано, но предположения уже довольно пессимистичны.
Если раньше эксперты, впечатленные стремительным ростом числа выданных автокредитов, уверяли, что в ближайшие 2-3 года 40-50% прирост ему обеспечен, то сейчас актуальны совсем другие прогнозы. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило обзор с «говорящим» названием «Рынок страхования автотранспорта: торможение после разгона». В нем говорится, что в 2008 году рынок автокаско вырастет на 27%, а рынок ОСАГО - всего на 11%.
Дело в том, что мировой финансовый кризис повлияет на темпы развития автострахования как напрямую - через снижение объемов автокредитования, так и косвенно - через уменьшение покупательной способности населения. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2008 году в стране будет приобретено около 2,75 миллиона машин. Ранее предполагалось, что спрос будет выше, и мировые автогиганты за год продадут не менее 3 миллионов автомобилей. Пока спад наиболее ощутим в сегменте бюджетных (до 20 тысяч долларов) и среднеценовых (20-35 тысяч долларов) моделей, где выше всего велика доля кредитных покупок. Но в дальнейшем он затронет весь рынок без исключения, считают эксперты.
Автостраховщикам придется плохо. По оценке аналитического агентства «Автостат», сегодня по КАСКО застрахованы до 20% легковых автомобилей, колесящих по российским дорогам. При этом «львиная доля» (75-80%) этих машин - новинки автопрома, выпущенные не более трех лет назад. И как минимум половина из них приобретена в кредит - ведь практически все банки выдвигают автострахование в качестве обязательного условия выдачи займа. Да и сами россияне все реже полагаются на «авось», предпочитая купить страховку и спать спокойно. Резкий рост автопродаж привел к тому, что машины начали покупать те, у кого нет ни гаража, ни даже места на охраняемой стоянке. Довольно дорогие марки начали позволять себе люди с маленьким стажем вождения. Им выгоднее купить страховку, нежели за свой счет чинить повреждения. Вот простой пример. Замена двух дверей, капота, правого зеркала, лобового и бокового стекол в одной из иномарок среднего класса обойдется более чем в 60 тысяч рублей, и это не считая работы. Страховка же на этот автомобиль стоила 52 тысячи рублей. Понятно, что страховая компания оказалась в убытке, а владелец машины неплохо сэкономил.
«Эксперт РА» оценивает автострахование, как один из наиболее убыточных видов страхования. В первом полугодии 2008 года средний уровень выплат по КАСКО достиг 52,2%, по ОСАГО - 57,7%. Теперь главные для страховщиков вопросы - «кто виноват» и «что делать»? «Основные факторы роста убыточности в добровольном автостраховании - демпинг, высокие комиссии посредникам, отсутствие механизма франшизы, стремительный рост цен на ремонт автомобилей в условиях крайнего дефицита авторемонтных мастерских и высокая угоняемость автотранспорта - комментирует сложившуюся ситуацию руководитель направления рейтингов страховых компаний департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Алексей Янин.- Причины роста убыточности в ОСАГО - неадекватные поправочные коэффициенты, инфляция и законодательное увеличение обязательств страховщиков».
Кстати, с ОСАГО - отдельная история. Его рынок почти в два раза меньше чем КАСКО. Эксперты «Автостата» оценивают его емкость в 2008 году в 75-80 млрд. рублей. При этом годовой коэффициент убыточности по ОСАГО на 1-ое июля 2008 года составлял более 70%. Но для многих страховщиков этот вид страхования - едва ли не единственный, по которому удастся найти клиентов. По всем остальным - не факт. Автокаско и страхование имущества станут жертвой спада кредитной активности, медицинские программы сократятся из-за массовых увольнений в компаниях и снижения трат на соцпакеты. Поэтому, скорее всего, страховщики не только не станут уменьшать тарифы по ОСАГО, но и сделают все, чтобы их повысить. В первую очередь, за счет увеличения региональных коэффициентов - сегодня Москва платит больше, чем многие регионы, где уровень жизни ниже.
Зато в сегменте КАСКО может начаться демпинг: слабые игроки начнут снижать цены, чтобы хоть как-то стимулировать продажи. Кроме того, они будут вынуждены улучшить качество андеррайтинга и сокращать расходы на ведение дела. Это приведет к тому, что некоторые категории водителей, как и некоторые модели автомобилей, будут страховать по «заградительному» тарифу. Слабые игроки рынка, не успевшие накопить необходимые резервы, могут не справиться с выплатой страховых возмещений в полном объеме. Они будут либо чаще отказывать под надуманными предлогами, либо сокращать объем выплат. Некоторые и вовсе могут объявить себя банкротами. Тогда их клиентам придется платить за ремонт из своего кармана. Чтобы избежать этого, эксперты советуют выбирать крупные и известные компании - они, скорее всего, благополучно переживут трудные времена. Слишком низкая страховая премия должна не обрадовать, а насторожить - это означает, что страховщик не слишком-то надежен. Набрать-то он клиентов наберет, а вот как будет выполнять свои обязательства?
В целом перспективы рынка автострахования пока туманны. С одной стороны, количество продаж автомобилей снизится, но с другой - останутся прежние клиенты, которые еще не погасили кредиты или просто желают продлить страховку. Страховщики, сумевшие их удержать, скорее всего, переживут трудные времена более или менее безболезненно. Тем же, кто целиком сосредоточился на «кредитных» клиентах, или не сумел заработать хорошую репутацию, придется вдвойне тяжело.
Наталья КАРНОВА
Вся пресса за 2 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Исследования, Тенденции, Автострахование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|