Страхование ответственности членов строительных СРО
Собственник,
15 февраля 2009 г.
Предложены новые правила игры на строительном рынке 2767 просмотров
Вопрос о том, что заменит строительные лицензии и как строители в саморегулируемых организациях будут отвечать за ошибки друг друга, обсуждается уже больше двух лет. АСР на этой неделе представила документ, согласно которому строители будут нести взаимную ответственность, оставив страховым компаниям весьма ограниченное место. В тонкостях концепции разбирался «Собственник».
Ассоциация строителей России (АСР), выступившая инициатором введения системы саморегулирования в строительстве вместо «устаревшего» лицензирования, сделала следующий шаг в этом направлении. Была представлена концепция страхования ответственности членов СРО. Взаимная ответственность строителей вкупе со страхованием всех рисков, по мысли разработчиков документа, должны избавить рынок от непрофессиональных компаний и обманутых дольщиков.
Мостик к «светлому будущему»
Хотя Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», принятый 1 декабря 2007 года, по-прежнему остается рамочным для строительной отрасли, в Ассоциации строителей России продолжают работать над нюансами, подразумевая, что рано или поздно переход от лицензирования к СРО станет повсеместным.
Однако по крайней мере до конца 2010 года большинство подрядчиков, имеющих на руках лицензию, не будут вступать ни в какие НП и СРО, пока у них не закончится срок действия разрешения на работу, считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. Действительно, за прошедший год (со дня вступления закона в силу), по данным АСР, было зарегистрировано всего четыре саморегулируемых организации в строительстве, в том числе две межрегиональных. Проблема и в высоких вступительных взносах, и в непроработанных механизмах прав и ответственности.
Сама АСР, по признанию ее президента Николая Кошмана, становиться саморегулируемой организацией не будет, чтобы избежать обвинений в ангажировании собственных интересов во власти. Между тем, конечно, состоящие в Ассоциации застройщики заинтересованы в создании СРО, чтобы нанимать подрядчиков, которые несут ответственность друг перед другом и застрахованы от нанесения убытков.
Объединяться же, по убеждению Кошмана, нужно быстрее, поскольку создание СРО приведет рынок в порядок и позволит провести ревизию стройподрядчиков, «вытолкнуть» с рынка случайные компании, которые выигрывали тендеры путем демпинга, а потом не знали, как выполнять заказы, а также свести к минимуму количество обманутых дольщиков-соинвесторов жилого строительства.
Круговой поруки мало
В чем же роль страхования в таком случае и почему необходимо было создавать целую концепцию, хотя давно существуют принципы страхования гражданской ответственности и строительных рисков?
Во-первых, как объяснил президент «Русской страховой транспортной компании» Александр Кондратенков, при наличии договора со страховой компанией у каждого из членов СРО уменьшаются взносы в компенсационный фонд – с минимальной суммы в 1 млн руб. до минимума в 300 тыс. руб.
Хотя, замечает Сергей Фильченков, даже для компаний с оборотом в 300 млн руб. и выше отчисление 1% оборотных средств в страхование ответственности и плюс необходимость внесения средств в компенсационный фонд (объем которых зависит от количества участников СРО – их должно быть не менее ста) является достаточно крупной суммой. «Особенно ситуация усугубляется существующим в текущий момент кризисом в строительном секторе, когда компании испытывают дефицит финансирования, и некоторые из них стоят на грани выживания», – аргументирует эксперт. Но, несмотря на это, Фильченков согласен, что страхование необходимо, так как в условиях того же кризиса компенсационного фонда может и не хватить.
Как утверждают страховщики, участвовавшие в разработке концепции, принятые в документе страховые суммы и рекомендации компаниям были сделаны как раз с учетом кризиса, и в дальнейшем они могут быть значительно повышены: максимальное страховое покрытие сейчас составляет 100 млн руб., а со стабилизацией экономической ситуации в стране страховая сумма может дойти, скажем, до 1,5 млрд, сообщила вице-президент РСТК Наталья Завьялова.
Во-вторых, авторы концепции постарались выйти с «человеческим лицом» к самим страховым компаниям. «Требования к страховым организациям были разработаны таким образом, чтобы максимально избежать искусственных ограничений на новом для страховщиков рынке, потенциал которого оценивается в несколько миллиардов рублей», – прокомментировал Александр Кондратенков. Он отметил, что первоначально, при разработке документа, были предусмотрены ограничения и по рейтингам, и по размеру собственных средств страховщиков, однако в дальнейшем РСТК отказалась от этого, так как подобный подход только ограничивает конкуренцию, но не отражает объективного положения вещей.
Вот только во всем этом остается небольшая неувязка: страхование, в том числе и для СРО, продолжает оставаться добровольным. Впрочем, у членов СРО свободы в выборе чуть меньше: хочешь – плати 1 млн, хочешь меньше – заключай договор страхования. В противном случае организации будут работать вновь по принципу «Совесть пассажира – лучший контролер», но на одном взаимном доверии далеко не уехать.
В любом случае всякая система и концепция требует предварительной «обкатки» на деле. Не исключено, что со временем условия изменятся и страхование сделают обязательным. На это уповают и в АСР.
Алевтина МАКСИМОВА
Вся пресса за 15 февраля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Строймонтаж страхование (CMR), Страхование дольщиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
15 апреля 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 15 апреля 2025 г.
Система автострахования в Союзном государстве заработает через неделю

|
|
360.ru, 15 апреля 2025 г.
Юрист Радько рассказал о мошеннической схеме при ДТП с европротоколами

|
|
Лента.Ру, 15 апреля 2025 г.
Россияне жалуются в страховые компании на врачей. Почему важно соблюдать клинические рекомендации?

|
|
Sputnik Беларусь, 15 апреля 2025 г.
Минимальный срок страхования транспорта сокращен в Беларуси до 5 дней

|
|
Колеса.kz, Алматы, 15 апреля 2025 г.
Страховые полисы в Казахстане не оформляют с 7 апреля

|
|
Областная газета, Екатеринбург, 15 апреля 2025 г.
ВТБ и «Росгосстрах» определили ключевые риски для имущества бизнеса

|
|
Интерфакс, 15 апреля 2025 г.
Акционеры СК «Ренессанс Жизнь» одобрили присоединение бывшей СК «Райффайзен Лайф»

|
|
Псковская лента новостей, 15 апреля 2025 г.
Под риском пострадать от заморозков оказались не менее 4,7 тысячи га садов и виноградников

|
|
UzDaily.uz, 15 апреля 2025 г.
Стремительный рост страхового сектора Узбекистана обусловлен высокорисковыми направлениями бизнеса

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 15 апреля 2025 г.
В РФ могут обязать организаторов концертов и матчей страховать зрителей

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 15 апреля 2025 г.
В России с начала года зафиксированы рекордные продажи полисов КАСКО

|
|
Report.Az, Баку, 15 апреля 2025 г.
ЦБА: Рост страховых взносов произошел за счет ограниченного числа компаний

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 апреля 2025 г.
Немецкие страховщики поддерживают отказ обязательного страхования от природных катастроф

|
|
Банковское обозрение, 15 апреля 2025 г.
ЦБ предложил новые требования к кредитному страхованию жизни

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 апреля 2025 г.
Allianz Commercial предупреждает о росте гражданских беспорядков

|
|
Авторадио, 15 апреля 2025 г.
Общие полисы ОСАГО для РФ и Белоруссии начнут продавать с 23 апреля

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 апреля 2025 г.
Андеррайтеры будут проверять покупателей на наличие ИИ, но пока никаких исключений нет

|
 Остальные материалы за 15 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|