Медицинское страхование и защита прав пациентов
Медицинский вестник,
15 ноября 2009 г.
Возвращение долга 32004 просмотра
В последнее время противостояние между теми, кто защищает права пациентов, и теми, кто предоставляет медуслуги за деньги, обострились. Объективно оценить изменившуюся диспозицию и должен был описываемый нами судебный процесс.
Гражданке N, проживающей в Нижней Туре, пришлось обратиться в Свердловскую областную клиническую больницу в связи с давней травмой: сильно болела спина, было множество жалоб на здоровье. Нижнетуринский врач в направлении к неврологу зафиксировал и необходимость ядерного магнитно-резонансного томографического исследования (МРТ) для уточнения диагноза.
Записаться по телефону на все назначенные консультации пациентке не удалось, поэтому 9 июня 2008 года она приехала на прием лишь к одному специалисту. Тот, по результатам осмотра, никакой «своей» патологии не увидел, однако, услышав о давней травме, настоятельно рекомендовал показаться травматологу. Правда, сделал это устно, без официального направления. Без направления в тот же день N на бесплатный прием травматолога попасть не могла, но ей тут же посоветовали обратиться в хозрасчетное (коммерческое) отделение той же больницы, где пройти все рекомендованные консультации и исследования можно гораздо быстрее. Посчитав затраты на дорогу (только билет на автобус в областной центр и обратно стоит порядка 800 рублей), пациентка решила, что оплатить необходимую ей консультацию травматолога-вертебролога в хозрасчетном отделении (320 рублей) проще, чем возвращаться домой и записываться на бесплатный прием.
Однако, как выяснилось, и «столичный» врач ничего определенного без МРТ сказать не может. Поэтому травматолог назначил следующую явку с результатом исследования. N, имея письменную рекомендацию с категоричным «явка с результатом МРТ», но опять же не получив официального направления, оплатила ОКБ по договору платных услуг сумму 1 334 руб.
Весной 2009 года N узнала от специалистов страховой компании, выдавшей ей полис ОМС, что действия персонала больницы нарушают ее право на бесплатную медицинскую помощь: услуга МРТ входит в программу государственных гарантий и по полису ОМС предоставляется бесплатно при наличии медицинских показаний. На основании заявления N страховщик обратился в защиту ее интересов в ОКБ с претензией на возврат незаконно полученной суммы. Получил отказ. Администрация ОКБ ссылалась на то, что N сама пожелала пройти назначенное ей исследование в платном порядке, отказавшись от трехмесячного ожидания очереди на бесплатную МРТ, якобы существующей в больнице. Полная и достоверная информация о порядке платного и бесплатного предоставления услуг и о правах пациентов в системе здравоохранения, по словам руководителя, всем пациентам ОКБ предоставляется без исключения.
Не согласившись с доводами администрации, N указала в повторном заявлении в страховую компанию, что о существовании очереди на бесплатную МРТ она впервые узнала из ответа главврача на претензию медицинского страховщика, никто ей ее права в больнице не разъяснял, альтернативы бесплатной медицинской помощи не предлагал. Сама она (пока не получила достоверной информации о своих правах) считала законными действия персонала больницы, когда «платный» специалист назначил ей «платную» МРТ.
При поддержке медицинского страховщика, оформив доверенность на представление ее интересов профессиональному юристу, N обратилась в мировой суд г.Екатеринбурга с иском к Свердловской ОКБ о защите прав потребителя, требованиями о возврате уплаченной по договору суммы, процентов на эту сумму, возмещении морального вреда в связи с нарушением своих прав на полную и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Доводы ответчика в суде базировались на том, что: N сама желала получать медицинские услуги вне очереди и без направления специалиста ОКБ на платной основе; рекомендация травматолога не является медицинским назначением, а выполнение рекомендованных врачом процедур — всего лишь право, а не обязанность пациентов; информация о праве на бесплатную медпомощь и порядке получения бесплатной помощи доводится до пациентов путем «наглядных стендов во всех отделениях больницы», а также «постоянно» разъясняется персоналом. Надлежащим доказательством информирования пациентов, по мнению стороны ответчика, являлась вычеркнутая им в договоре платных услуг строчка о том, что «услуга не входит в программу государственных гарантий», а также наличествующая строчка о том, что «информация о возможности получения услуги бесплатно мне предоставлена» в акте выполненных работ.
Доводы стороны истца в суде оказались более убедительными. В частности, указывалось, что пациент не обладает знаниями в медицинской и юридической сферах; рекомендация врача воспринимается им как назначение по медицинским показаниям, которое пациент исполняет не в силу нормативной обязанности, а под страхом за свое здоровье. При таких условиях пациент оплачивает необходимую ему медицинскую помощь вынужденно, при отсутствии альтернативы бесплатного получения услуг.
Согласно нормативным актам РФ и Свердловской области, платная медицинская помощь предоставляется гражданам только сверх программы госгарантий, при условии ее выполнения лечебным учреждением; искусственное формирование очередей на бесплатную медицинскую помощь с целью «выдавливания спроса» на платные услуги не допускается. При этом сама очередь не должна превышать 1 месяца даже по дорогостоящим видам исследований.
Юрист страховой компании особо отметила в суде, что ссылка ответчика на трехмесячную очередь на бесплатные исследования при том, что платно МРТ можно сделать (на той же аппаратуре, приобретенной на бюджетные средства) в течение нескольких дней, свидетельствует о недопустимых действиях больницы, нарушающих права граждан на доступную бесплатную медицинскую помощь в угоду коммерческим интересам.
Поскольку ответчик не смог доказать фактов надлежащего выполнения им программы госгарантий, действительного наличия и объективной необходимости формирования трехмесячной очереди на бесплатное исследование, а также действительного волеизъявления N на получение услуги МРТ платно вне очереди, решение суда было однозначным: требования истицы о возврате уплаченной суммы с процентами и возмещении морального вреда удовлетворить, а также взыскать с ответчика штраф в государственный бюджет за невыполнение требований потребителя в досудебном порядке.
Вся пресса за 15 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|