Анализ состояния российского рынка страхования объектов лизинга
Транспорт России,
9 декабря 2012 г.
Гарантия возврата, или Финансовый инструмент управления рисками 1079 просмотров
После кризиса лизинг вошел в число самых быстро растущих сегментов экономики. В посткризисные годы наблюдался ежегодный почти двукратный рост объемов операций. Для любой лизинговой компании главная задача - обеспечение максимальных гарантий возврата имущества. Наиболее эффективным механизмом в этом случае является страхование, играющее роль финансового инструмента управления рисками.
По сложившейся практике лизинговое имущество страхуется от целой группы рисков:
- хищения или уничтожения имущества, когда оно выбывает из владения лизингополучателя;
- от повреждения, когда необходим его ремонт, после чего лизингополучатель продолжает эксплуатацию;
- страхование гражданской ответственности (в частности, при лизинге транспортных средств);
- комплексные программы, включающие страхование «от всех рисков», в том числе рисков неполучения ожидаемого дохода в процессе эксплуатации.
Страхованием обеспечивается, как правило, дорогостоящее оборудование. Отдельно можно также выделить легковой, грузовой транспорт, строительную технику, железнодорожный подвижной состав. Доля страхования лизингового транспорта доходит до 100%, в настоящее время незастрахованные риски - редчайшее явление. По оценкам страховщиков, объем рынка страхования лизинговых операций составляет 10-12 млрд рублей страховых премий в год. Как свидетельствуют результаты опроса лидеров рынка лизингового страхования, в этом сегменте доминируют объемы крупного (пригосударственного) бизнеса, который уверен в своем будущем (вагоны, авиация). Инвестиции в виде лизинга в данные сегменты малорискованны и интересны крупным игрокам. Источником финансирования служат почти исключительно государственные банки.
Страховщики отмечают, что по сравнению с прошлыми годами падает спрос на лизинг тяжелого транспорта и оборудования всех видов. В этом сегменте, где раньше сильные позиции были у независимых российских и иностранных компаний, идет перераспределение объемов в пользу кэптивных компаний. Некоторый рост показывают сегменты легкового транспорта в связи с формированием отложенного спроса с 2009 года. Для независимых страховщиков объем доступного рынка снижается уже на протяжении 3-4 лет. Идет процесс вытеснения их в высокорисковый и низкодоходный сегмент транспорта и мелкого и среднего оборудования.
В 2012 году наблюдается отчетливая тенденция роста уровня конкуренции на рынке финансового и оперативного рынка, крупные лизинговые компании, такие как «Евро-план», «Каркаде», «АЛД-Автоматив», «Арвал», продолжают набирать обороты и активно развиваться в регионах, констатируют страховщики. Активную деятельность в сегменте ритейла сейчас ведут также компании при государственных банках, такие как «ВЭБ Лизинг», «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг». На эти три компании с государственным участием приходится около 43% от всего объема нового бизнеса.
Имеющее место быть увеличение конкуренции среди лизинговых компаний в борьбе за клиентов приведет к снижению ставок и увеличению объемов просроченной задолженности.
Рынок лизинга крайне чувствителен к неблагоприятным изменениям в экономической, политической и инвестиционной ситуации как в России, так и за рубежом, поскольку продукты лизинга являются долгосрочными (4-5 лет) вложениями для банков/инвесторов с низкой маржинальностью 2-5%. Просчитать стоимость рисков адекватно на таком горизонте планирования невозможно. Вместе с тем, в лизинг приобретаются в основном предметы производства, и рецессия и стагнация спроса автоматически снижают спрос на обновление основных средств. Кредиторов становится все меньше, и западные деньги постепенно замещаются российскими ресурсами. Поэтому основными кредиторами лизинговых компаний являются крупнейшие российские банки. Одновременно банки рассматривают лизинговые компании как конкурентов непосредственно банковскому кредитованию и кэптивному лизингу, поэтому развитие независимых и иностранных лизинговых компаний сильно затормозилось. Для страховщиков концентрация основных объемов лизинга в 5-6 кэптивных лизинговых компаниях снижает конкурентность и, как следствие, изменяет качество и стоимость услуги для конечного клиента. Кроме того, прогнозируется, что в случае сохранения действующих норм правового регулирования рынок лизинга будет продолжать расти за счет госкомпаний и крупных заказов. Структура портфеля лизинговых компаний будет смещаться в сегмент железнодорожного транспорта, авиации, тяжелой и специальной техники. Медленно будет расти доля страхования легковой техники, зданий и сооружений. Сегмент страхования оборудования будет расти только за счет модернизации крупных промышленных госпредприятий.
В подобном сценарии концентрация страхования в кэптиве будет возрастать, качество страхового покрытия не будет прогрессировать. Конкуренция развернется за рыночный сегмент малого и среднего бизнеса, Уде реально востребованы соотношение цена/качество и профессионализм страховщиков в части продажи и урегулирования убытков.
Прежний кризис 2008 года подталкивает лизингодателей к наиболее тщательной оценке финансового состояния клиента, однако в нынешней ситуации сильнейшая конкуренция не позволяет лизинговым компаниям ужесточить свои требования, скорее наоборот, заставляет их занижать планку - уменьшать размер аванса, более лояльно относиться к оценке финансового состояния лизингополучателя. Предыдущий кризис сформировал так называемый отложенный спрос, который в целом был реализован в течение 2010-2011 годов и вряд ли скажется в 2012 году, полагают эксперты страхового рынка.
По прогнозу специалистов, в 2012 году рынок лизинга прирастет на 10-20%. Раньше основным игрокам на рынке лизинга удавалось увеличивать свой портфель более быстрыми темпами за счет посткризисного периода. С оглядкой на прогнозы по развитию кризисных явлений в 2012-2013 годах маловероятен, по мнению аналитиков, рост рынка лизингового страхования более чем 10-15% в год. Однако возможны колебания, связанные, например, с реализацией анонсированных планов по замене авиапарков крупных перевозчиков, программами модернизации энергетического комплекса. При этом произойдет перераспределение страховых портфелей.
Рынок лизинга достаточно сильно подвержен влиянию кризисных факторов ввиду того, что для развития ему необходимо постоянное долгосрочное финансирование. Таким образом, в 2012 году темп роста рынка снизился и прирост планируется на уровне 15%. Сдержанность темпов роста предполагается в связи с тем, что в 2012 году не было единичных масштабных сделок, которые бы принципиально изменили ситуацию. Страховой рынок будет расти пропорционально рынку лизинговых операций, в свою очередь, предпосылками для развития рынка страхования имущества, приобретаемого в лизинг, по-прежнему будут оставаться развитие промышленности и активизация банковского кредитования.
Подтверждение сдержанным прогнозам уже есть. Так, по итогам первого полугодия рынок вырос на 34% против 80% по итогам 2011 года. Связано это прежде всего с тем, что у многих лизинговых компаний возникают проблемы с финансированием, так как банки значительно повысили ставки по привлеченным ресурсам, а также не очень активно кредитуют лизинговый сектор в ожидании кризиса. Р ынок лизинга достаточно сильно подвержен влиянию кризисных факторов из-за того, что для развития ему необходимо постоянное долгосрочное финансирование, плюс во время кризиса начинает сильно расти просроченная задолженность, что, в свою очередь, приводит к невозможности обслуживать лизинговыми компаниями имеющиеся кредиты. Напомним, что именно из-за этого в результате кризиса 2008 года с рынка ушло существенное количество мелких и средних лизинговых компаний.
Положительным моментом можно считать то, что в числе драйверов роста рынка на ближайшую перспективу будет государственная поддержка лизинга - крупные государственные проекты, такие как «Олимпиада-2014». Кроме того, благоприятно на развитие операций может повлиять возможное снижение таможенных пошлин на импортное оборудование и транспортные средства, связанное с вступлением России в ВТО.
Отрицательным фактором для рынка может оказаться неизбежная либерализация критериев риск-менеджмента - снижение требований лизинговых компаний к отбору клиентов, что приведет к неадекватному росту рисков по лизинговому портфелю. Возможное снижение маржи лизинговых компаний в стремлении удержаться на рынке приведет к сокращению числа игроков - участников рынка лизинга.
В остальном, соглашаются эксперты, в ближайшее время рост рынка будет носить органический характер. Долгосрочный прогноз развития рынка лизинговых услуг - достаточно сложная задача, но в целом позитивные тенденции здесь напрямую зависят от экономического роста и законодательной поддержки.
Вся пресса за 9 декабря 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование имущества, Управление риском, Страхование ответственности, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|