Дискуссия о необходимости развития обязательного и добровольного страхования
110km.ru, Санкт-Петербург,
28 июля 2013 г.
«Автогражданка»: смена курса? 3215 просмотров
Недавно Министерство финансов выступило с предложением отказаться от системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в пользу вмененного страхования. «Сотрясание воздуха» вполне может дойти до реальной смены порядка.
В государственной программе РФ «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», которая уже направлена на рассмотрение правительства, описаны перспективы рынка страхования и ряд мер, повышающие качество предоставляемых страховых услуг в стране. В частности, чиновники призывают к использованию страхования как к дополнительному элементу к иным методам и формам обеспечения гражданской ответственности.
Согласно предложенному порядку, приоритет должен отдаваться добровольной форме страхования, а долю обязательных видов страхования следует ограничить. Иными словами, введение новых видов страхования в обязательной форме будет возможно «только при наличии высокого уровня рисков, представляющих угрозы для большого числа объектов в размере, заведомо превышающем возможность его компенсации причинителем вреда, эффективности и выгодности страхования по сравнению с другими инструментами управления рисками и с соблюдением иных принципов обязательного страхования».
Минфин уже внес в правительство предложение о поэтапном отказе от всех видов обязательного страхования. Программа рассчитана до 2020 года. Как передает слова зам. министра финансов Алексея Моисеева «Российская газета», это связано с недовольством действующими тарифами как автомобилистов, так и страховых компаний.
«Осенью нас ждет большая работа с Госдумой и общественностью: мы вводим тарифный коридор, чтобы на первом этапе ограничить движение цены на ОСАГО и вверх, и вниз», – сообщил зам. главы Минфина.
Инициатива отмены ОСАГО обсуждается уже не первый раз. В качестве причин называются: экономия денег страхователей, ограничение прав и свобод человека и гражданина и т.д. На этот раз привычную «автогражданку» предлагают заменить вмененной, т.е. появятся законодательные акты, в которых, по сути, будет прописано следующее: риск должен быть застрахован, но как он должен быть застрахован – это вопрос. Таким образом, автомобилист будет все равно обязан иметь страховку (при том, что по своему юридическому статусу вмененное страхование является добровольным), но вот объем страхового покрытия и конкретные условия страховой защиты могут варьироваться. Эксперты полагают, что бить тревогу раньше времени пока не стоит, однако, на всякий случай, стоит повнимательнее присмотреться к обсуждаемой инициативе, ведь перестроиться будет непросто.
«С учетом того, что только 10 лет назад началось воспитания культуры страхования автомобилистов, с данной инициативой мы вынуждены будем снова перестраиваться. А это достаточно сложно. В России необходимо продолжать направление совершенствования закона об ОСАГО (создание определенного тарифного коридора, то есть установление минимальных и максимальных значений страховых тарифов, унифицирование оценки причиненного ущерба, совершенствование системы прямого возмещения убытков и т.д.). Но одновременно с развитием обязательного страхования воспитывать культуру добровольного страхования, придерживаться направления его стимулирования», - считает Александр Чирвонов, руководитель службы экстренной технической помощи Компании ЛАТ.
Сперва следует обратить внимание на закон об ОСАГО – такого мнения придерживаются эксперты. На их взгляд, существующий документ нуждается в серьезной доработке. Кроме того, новая описанная система в конечном итоге приведет к тому, что от идеи полностью отменить полис «автогражданки» откажутся в пользу трансформации ныне существующего жестко тарифицированного ОСАГО, подконтрольного государству.
«Отмена госрегулирования тарифов приведет к их росту и к появлению новых мошенников на рынке. Не исключаю, что инициатива Минфина — это попытка государства уйти от давления со стороны страховых компаний, требующих повышения тарифов, и в то же время стремление отвести от себя недовольство автомобилистов, снять с себя ответственность за поведение страховщиков. Я против отмены системы ОСАГО, против отмены тарифов, регулируемых государством. Закон все-таки работает, он устанавливает «правила игры» и для страховщиков, и для автомобилистов. Но необходимо в нем жестко прописать исчерпывающий перечень оснований для отказа в выплате и ответственность за незаконный отказ в выплате, вплоть до отзыва лицензии.
Страховым компаниям следовало бы не жаловаться на низкие тарифы и убыточность (денег всегда мало) и под любым формальным предлогом занижать выплаты, а помнить, что их бизнес — это не сбор страховых взносов, а оказание качественной услуги клиентам, без бюрократической волокиты, при наступлении страхового случая», - прокомментировал Александр Заводов, менеджер проектов Агентства Бизнес Новостей.
Дмитрий Сорокин, руководитель направления юридической поддержки страховой деятельности компании «Интач», убежден, что наиболее целесообразными реформами в сфере ОСАГО видятся изменения, направленные на частичную либерализацию законодательного регулирования этого вида страхования, а также создание определенной конкуренции, в том числе ценовой. Последнего удастся добиться путем перехода от полностью регулируемых тарифов к определенному тарифному коридору, при котором максимальные и минимальные границы фиксируются на государственном уровне, а в пределах этих границ тарифы определяются страховыми компаниями.
Еще одним большим камнем преткновения эксперты видят в самом воспитании всего автомобильного общества. На сегодняшний день, по мнению спикеров, ни одна из сторон, будь то страховщики или автовладельцы, не готовы к отмене ОСАГО. Более того, новый порядок может и вовсе сбить с толку совсем недавно привыкшего к обязательной страховке автовладельца, которых, увы, не так много в стране.
«К сожалению, ситуация в России сложилась так, что массовая страховая культура в стране отсутствует – полисы даже при вмененном страховании будет приобретать очень малая доля населения, а подавляющее большинство автовладельцев будет искать пути обхода реализации права страхования своих рисков любым способом, в любом месте. Одна группа автовладельцев будет полностью избегать страхования своих рисков, вторая - добросовестно приобретать продукты, фактически не имеющие страхового покрытия. Также сегодня еще много недобросовестных игроков на страховом рынке в целом», - сказал Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование».
Согласно новым правилам игры, страховщики могут оказаться в весьма выгодной ситуации, поскольку фактически им «развяжут руки», и они смогут запустить множество тарифов под разные виды рисков, которые будут более удобны и рациональны для них. Что до автомобилистов, то они выиграть смогут лишь на механизме конкуренции, правда, в случае рационализации тарифов и рисков, к которому должны стремиться страховые компании. Проводя параллели с нынешними ставками на КАСКО, поверить в выгоду для водителей пока сложно, но время покажет.
Арина МИЛАЯ
Вся пресса за 28 июля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 11 марта 2025 г.
Чистая прибыль страхового сектора РФ за 2024 г. может достичь рекорда - аналитики

|
|
Комсомольская правда, 11 марта 2025 г.
Жители ЛНР с начала года оформили 66 тысяч полисов ОСАГО

|
|
Tazabek, Бишкек, 11 марта 2025 г.
Комитет ЖК одобрил законопроект в сфере страхования жилья в третьем чтении

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
План рекорда

|
|
CityTraffic, Самара, 11 марта 2025 г.
Самарская Третьяковка потратит 11,5 млн рублей на страхование полотен Ван Гога, Сезанна, Моне

|
|
Российская газета онлайн, 11 марта 2025 г.
Убыточность в ОСАГО и каско в 2024 году выросла

|
|
ПРАЙМ, 11 марта 2025 г.
В НКР отметили рост совокупной чистой прибыли страховщиков в 2024 году

|
|
ТАСС, 11 марта 2025 г.
В НСИС назвали стоимость ОСАГО в Донбассе и Новороссии

|
|
НИА Красноярск, 11 марта 2025 г.
Аграрии края оценили готовность к посевной

|
|
РБК.Приморье, 11 марта 2025 г.
В 2024 году в Приморье на четверть вырос размер страховых выплат по ОСАГО

|
|
РБК.Приморье, 11 марта 2025 г.
Страховые выплаты приморским аграриям в прошлом году выросли на 54%

|
|
Интерфакс, 11 марта 2025 г.
Владельцы танкеров «Волгонефть» хотят создать фонды для расчетов по судебным делам

|
10 марта 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 марта 2025 г.
С помощью страховой платформы для новых электромобилей в Китае застраховано 114 000 авто всего за 1 месяц

|
|
Донецкое агентство новостей, 10 марта 2025 г.
Стоимость ОСАГО в Донбассе и Новороссии ниже на 1,5 тыс. руб., чем в целом по РФ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 марта 2025 г.
Южная Корея вводит более строгие меры по претензиям в автостраховании

|
|
МедиаРязань, 10 марта 2025 г.
Рязанцам стало проще отстаивать свои права на финансовые услуги

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 марта 2025 г.
Повышение температуры увеличивает частоту наводнений в Азии и усложняет их

|
 Остальные материалы за 10 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|