РОСНО запустила новую программу страхования транспортных операторов
СК «РОСНО» разработала новую программу комплексного страхования, которая позволяет обеспечить защиту имущественных интересов перевозчиков (экспедиторов) при возникновении обязательств по возмещению ущерба владельцу груза.
СК «РОСНО» одной из первых решила проблему грузоперевозчиков, которые в силу законодательных причин [В соответствии с п. 1 ст. 932 Гражданского кодекса РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, установленных законом. На сегодняшний день в Российской Федерации не существует законодательного акта, который бы предусматривал страхование ответственности транспортных компаний по договору (за исключением перевозчика опасных грузов и таможенного перевозчика). Таким образом, по закону, страхование ответственности перевозчика/экспедитора не допускается. Эта ответственность наступает в силу обязательств по договору, а не в силу закона. Судебная практика пришла к тому, что подобные договоры страхования ответственности даже если и заключаются, признаются ничтожными, то есть не имеющими юридической силы. В результате - страховое возмещение по ним не выплачивается, и страхователь - транспортная компания - может рассчитывать лишь на возврат уплаченного страхового взноса] не могут застраховать свою ответственность по договору перед грузовладельцем, а при утрате или повреждении груза, произошедшей по вине третьих лиц, вынуждены рассчитывать только на свои средства при возмещении ущерба клиенту.
Новая программа страхования транспортных компаний, разработанная РОСНО, состоит из двух частей. Она предусматривает страхование груза как имущества (гибель, повреждение, утрата груза или контейнера по различным причинам), где страхователем выступает перевозчик, а выгодоприобретателем грузовладелец. Такой подход не противоречит законодательству, является прозрачным и понятным для клиента благодаря четкому списку застрахованных рисков и исключений из страхового покрытия. Также по желанию клиента полис может включать необходимые транспортному оператору риски возможного нанесения ущерба третьим лицам и окружающей среде (например, при перевозке опасных грузов), которые в отличие от ответственности по договору, страховать можно.
Выработанный РОСНО подход позволяет максимально защитить имущественные интересы транспортного оператора, который имеет возможность модифицировать страховое покрытие согласно своим финансовым приоритетам за счет формирования набора рисков.
Страхователь может ограничиться базовым покрытием (ДТП по вине перевозчика, кража, грабеж, повреждение груза вследствие использования транспортных средств со скрытыми дефектами) или же расширить полис за счет включения дополнительных рисков (поломка рефрижератора, гибель, утрата, повреждение контейнера, порча груза в результате просрочки в доставке, выдача груза неправомочному получателю, гибель и повреждение груза при погрузочно-разгрузочных работах, утрата, гибель, повреждение груза в результате ДТП, произошедшего в отсутствие вины страхователя, утрата груза в результате разбойного нападения и других).
Одно из самых значимых преимуществ программы заключается в том, что договор страхования грузов для транспортных операторов значительно упрощает процедуру урегулирования убытков: если ранее страховым случаем считалось наступление ответственности перевозчика, которую зачастую можно установить только решением суда, то теперь страховым случаем является факт повреждения (гибели) груза по установленной договором причине, подтвержденный претензией заинтересованного лица.
Фактически, это означает устранение необходимости следовать процедуре установления ответственности перевозчика, жестко регламентированной транспортным законодательством, и в значительной степени сокращает сроки рассмотрения документов страховщиком.
В условиях экономического кризиса РОСНО предусмотрела различные удобные страхователю подходы к расчету страховой премии. В частности, кроме классического расчета, основывающегося на количестве транспортных средств страхователя, применяется расчет по количеству планируемых рейсов. Преимущество последней схемы заключаются в том, что в течение года премия может меняться в зависимости от фактического объема перевозок.
«Принятый ранее подход к страхованию ответственности транспортной компании в рамках «классических» полисов ставил потенциального клиента в зависимость от решения страховой компании, от итогов судебной практики, от взаимоотношений с заказчиком, и фактически не обеспечивал клиента полноценной защитой, поскольку не покрывал многие риски, не являющиеся рисками возникновения ответственности, но традиционно принимаемые на себя перевозчиками и экспедиторами для сохранения отношений с заказчиком. Это побудило нас к созданию нового предложения. Мы надеемся, что страхователи по достоинству оценят предложение качественной страховой защиты их интересов, полностью соответствующей нормам действующего законодательства»,- отметила Дарья Туркина, начальник отдела страхования грузов РОСНО.