Страховщики и регулятор выступили с консолидированной позицией по вопросу налогообложения – ЛСОУ
Страховщики и регулятор выступили с консолидированной позицией по вопросу налогообложения, сообщила президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталия Гудыма на пресс-конференции во вторник.
«Разработка проекта Налогового кодекса Украины проходила без участия представителей профессиональных объединений страховщиков. Как результат – отечественному страховому рынку предложено работать по системе налогообложения, аналогов которой нет ни в одной стране мира», – отметила президент ЛСОУ.
По словам Н.Гудымы, согласно проекту кодекса, при формировании прибыли под общую систему налогообложения, в расходную часть не учитываются никакие виды страховых резервов. То есть, страховые резервы – деньги страхователей – облагаются налогом по общей ставке.
При этом президент ЛСОУ отметила, что согласно действующему законодательству страховщик обязан в полном объеме формировать определенный перечень страховых резервов. Таковыми являются: резерв незаработанных премий и резерв убытков. Кроме того, «лайфовые» компании должны сформировать персонифицированные математические резервы по страхованию жизни. Обязывает страховщиков формировать резерв колебаний убыточности и закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», а постановление правительства о страховании ядерных рисков – резерв катастроф по данному виду страхования.
«В итоге мы имеем перечень обязательных резервов, которые должны найти отображение в Налоговом кодексе», – констатировала Н.Гудыма.
Президент ЛСОУ обратила внимание на сложность формирования резервов по страхованию жизни, в основе которого задействован актуарный способ. «Предложенный проектом кодекса механизм налогообложения резервов по «лайфу», приведет к полному отсутствию спроса со стороны клиентов на услугу страхования жизни», – сказала Н.Гудыма.
По ее словам проект предусматривает налогообложение средств страхователя, с которых уже уплачены налоги. Таким образом, положив деньги в страховую компанию, страхователь должен потерять 20% суммы и дополнительно уплатить 20% налога с инвестиционного дохода.
Президент ЛСОУ считает важным найти «золотую середину» между требованиями регулятора по формированию достаточных резервов и налоговых органов, выступающих за их неуменьшение.
Кроме того, Н.Гудыма обратила внимание на неравноправие налогообложения страховщиков и других субъектов предпринимательской деятельности. По ее словам, все субъекты предпринимательской деятельности облагаются налогом как одно целое предприятие, при этом страховщик отдельно облагает налогом страховую и финансовую деятельность. Она также отметила, что при таком подходе убытки от страхования не смогут перекрыться прибылью от финансовой деятельности. Таким образом, страховщик должен будет платить налоги, несмотря на свою убыточность.
Президент ЛСОУ уверена, что в данном случае необходимо использовать порядок формирования прибыли страховщика в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. По ее мнению, нужно формировать прибыль или убыток от обычной деятельности, которая включает прибыль (или убыток) от основной (страховой) деятельности; от иной операционной деятельности; от финансовых операций и от иной обычной деятельности.
«Такой порядок формирования прибыли страховщика предоставит полную картину о его прибыли или убытках в целом, при этом отпадет необходимость ведения громоздкого учета разниц в налоговом и бухгалтерском учете» – констатировала Н.Гудыма.
Учитывая непростую ситуацию, сложившуюся на рынке страховых услуг после опубликования проекта Налогового кодекса, ЛСОУ настаивает на том, чтобы Министерство финансов выслушало предложения страховщиков к документу, поскольку, уверена президент ЛСОУ, именно консолидированная позиция всех сторон положительно отразиться на развитии страхового рынка, а также позволит наполнить государственный бюджет.