Итоги развития рынка ОСАГО в августе 2010 года
В августе 2010 года страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, продали 3,14 млн. договоров на сумму 7,95 млрд. рублей. По числу проданных полисов российский страховой рынок устойчиво превышает докризисный уровень, причем это превышение фиксируется с марта 2010 года (за исключением майских показателей). По объему собираемой премии рынок ОСАГО в 2010 году также устойчиво превосходит прошлогодние показатели. Все это свидетельствует о том, что рынок окончательно оправился от кризиса и продолжает поступательное развитие.
В большой степени прогресс рынка ОСАГО связан с ростом продаж новых автомобилей: по данным АЕБ в августе они выросли на 51% по сравнению с августом прошлого года.
При этом выплаты по ОСАГО в августе оказались несколько меньше, чем в августе прошлого года. Однако надо помнить, что этот показатель является весьма волатильным, заметно изменяющимся от месяца к месяцу. И, кроме того, августовский размер выплат заметно превосходит аналогичные показатели за 2008 год и более ранние годы. Таким образом, вклад системы ОСАГО в ликвидацию последствий аварий на дорогах постоянно растет.
В августе также заметно выросло количество заявленных и урегулированных страховых случаев. Августовские цифры заметно превосходят показатели по числу страховых событий за предшествующие годы. Они наглядно показывают рост числа автомобилей на российских дорогах, повышение интенсивности движения, а также увеличение общей аварийности.
На рынке ОСАГО сегодня имеется тенденция к увеличению средней страховой премии. В августе она составила 2,53 тыс. рублей против 2,48 тыс. годом ранее. Это говорит о том, что в России (прежде всего, в крупных городах) началось обновление автопарков, вследствие чего на страхование поступают более дорогие и мощные машины.
Прогресс рынка ОСАГО, в свою очередь, говорит о восстановлении платежеспособности российского среднего класса. Расчеты показывают, что более 85% оборотов автомобильного рынка обеспечивают 10% наиболее состоятельных россиян. В кризис их доходы заметно упали, тогда как общие доходы россиян выросли в номинальном и в реальном исчислении. Оживление рынка ОСАГО, рост продаж новых автомобилей, а также оживление прочих рынков, предлагающих услуги для среднего класса (в частности, туризм), говорят о восстановлении платежеспособности этой группы населения.