Выступление 9.12.2010 на круглом столе члена экспертного совета по законодательству о страховании Комитета ГД по финансовым рынкам Павла Бунина
По поводу Законопроекта «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой»
По словам Президента Дмитрия Медведева, на сегодняшний день сельхозпроизводителями страхуется максимум 20% посевов.
Причины очевидны:
-страхование невыгодно,
-страховые компании не берут на себя риски,
-очень трудно добиться нормального перестрахования таких рисков,
-высокие тарифы.
И как следствие при возникновении катастрофических ситуаций (страхового случая) тяжесть компенсаций ложится на государство и из бюджета приходится выделять миллиарды рублей.
Сельское хозяйство в России находится в зоне рискованного земледелия. Сельхозпроизводители, должны страховаться так, как это делается во всём мире. Застрахованы должны быть основные риски – и сельхозпроизводители должны быть уверены, что они получат реальное возмещение при наступлении страхового случая, при возникновении убытков, причинении вреда.
Законопроект «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» очень важный и нужный, но его необходимо доработать ко второму чтению.
1. Законопроектом предлагается принципиально иной по сравнению с действующим механизм получения господдержки – бюджет будет выплачивать 50% премии непосредственно страховщику.
2. Формально такой подход противоречит Бюджетному кодексу в части установления перечня лиц, которым предоставляется субсидия (кто это будет: страховщик или производитель сельскохозяйственной продукции), но стоит подумать о точечных исключениях. Существующий сегодня механизм, когда получателями субсидий являются сельхозпроизводители, доказал свою неэффективность.
3. При этом не надо забывать о проблеме формирования страховых резервов.
• Страховщик отражает операцию и формирует резервы как со 100 % (50 % отражается как дебиторка страхователя).
• Дебиторка принимается в покрытие резервов, если она не просрочена.
• Если государство не перечисляет страховщику 50 %, то дебиторка будет являться просроченной, и не будет приниматься в качестве активов, принимаемых для покрытия страховых резервов.
4. Правовой статус объединения страховщиков – Некоммерческая организация, форма – Союз. Законопроектом предусматривается СРО, но:
• СРО в основном, используется для передачи регулятивных функций от государственного органа на рынок, т.е. в случаях, где произошел отказ от лицензирования (на всем финансовом рынке – лицензирование). В то же время есть положительный пример РСА, который работает более 8 лет, являясь некоммерческой организацией, но без статуса СРО.
• Закон о СРО устанавливает требования к количеству участников (согласно Закону об СРО: не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности).
5. Необходимо уточнить порядок работы с образуемыми фондами
Действующие акты в области страхования предусматривают обязанность страховщиков осуществлять резервирование под будущие убытки. Согласно законопроекту будут созданы два фонда: фонд компенсационных выплат и ФЧС.
Регламент работы фонда Компенсационных выплат необходимо дополнить основанием отзыва лицензии, так как это сделано в 40 ФЗ об ОСАГО, что позволит восстановить нарушенное право потерпевшего в короткие сроки, это выплата по отзыву лицензии. Процедуры банкротства могут затягиваться на продолжительное время.
Также мы предлагаем придать особый статус ФЧС (фонд чрезвычайных ситуаций). В законопроекте - Фонд финансируют только страховые компании. Мы предлагаем формировать фонд не только за счет страховщиков, но и за счет сельхозпроизводителей. Хотя здесь тоже есть вопросы: кто будет финансировать фонд при его исчерпании (возможно гос. бюджет) и до конца не определено понятие чрезвычайные ситуации, при которых возникают катастрофические убытки.
В заключение, мы очень надеемся, что благодаря закону «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» рынок агрострахования качественно заработает, и мы сможем формировать в целом то, что называется цивилизованным страховым рынком.