Виталий Ус, директор Центра страхования финансовых рисков РОСНО комментирует Проект ФЗ «О внесении изменений в статьи 31.1 и 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"»
Впервые на уровне государственного института - Министерства финансов РФ - признано, что в сфере гражданского оборота по сделкам с жилыми помещениями существуют реальные проблемы, касающиеся защиты имущественных интересов участников сделок. До настоящего момента контроль и регулирование рынка жилой недвижимости не были достаточными.
Количество самих сделок неуклонно растет, но при этом, к сожалению, «падает» качество их оформления: отменено требование к нотариальному удостоверению сделок по купле-продаже жилой недвижимости, нет специальных требований к лицам, осуществляющим риэлтерскую деятельность. По нашим оценкам, значительная масса сделок (до 50 % и более) вообще проходит без сопровождения риэлторских компаний, прошедших какую-либо сертификацию. Не секрет, что на фоне кризиса риэлторские компании зачастую сокращают расходы за счет проверок объектов недвижимости, юридической поддержки. Многие бывшие сотрудники риэлторских компаний, уйдя "на вольные хлеба", предлагают частные услуги по сопровождению сделок. Участники сделок с недвижимостью, как правило, не в состоянии самостоятельно провести экспертизу на предмет чистоты прав участников сделки. Ухудшает ситуацию и то, что существует множество условий, которые могут привести к потере права собственности на приобретенное жилье, в том числе судебные иски третьих лиц, права которых не были учтены при купле-продаже, технические и нотариальные ошибки. По нашим оценкам, до 3 % сделок с жилой недвижимостью в итоге оспаривается в суде и порядка 1,5 % расторгается по решению судов
Предполагается, что законопроект создаст «действенный механизм защиты участников гражданского оборота по сделкам с жилыми помещениями», что «будет способствовать снижению остроты проблем в жилищной сфере». Но в существующем варианте законопроект имеет, скорее, экономическую направленность, нежели создает новые механизмы защиты имущественных интересов покупателей жилья. Так, сегодня данный законопроект больше направлен на предотвращение возможных злоупотреблений, когда за выплатами компенсаций будут обращаться намеренно "в заранее смоделированной ситуации" с целью получения компенсации с виновника причиненного ущерба. Стоит отметить, что уже в сегодняшних реалиях предложенная сумма компенсации – 1 млн рублей – явно недостаточна для покрытия убытков покупателей жилья в городах. А такие проблемы рынка недвижимости, как наличие пробелов в законодательстве, несовершенства системы регистрации прав собственности и сделок с недвижимым имуществом, отсутствие реально действующих государственных механизмов, направленных на защиту прав собственников недвижимого имущества остаются нерешенными.
Остается верить, что данный законопроект будет отправлен на доработку, а до тех пор единственным действенным механизмом защиты имущественных интересов собственников жилой недвижимости, позволяющим уже на этапе заключения сделки с объектом недвижимости выявить имеющиеся дефекты в праве собственности на него, является титульное страхование (страхование имущества на случай его утраты в результате прекращения права собственности по вступившему в законную силу решению суда).
Компенсация убытков, понесенных в результате утраты права собственности на жилое помещение, производится в размере страховой суммы, устанавливаемой в соответствии со страховой (рыночной) стоимостью объекта недвижимости. Также страховая компания обеспечивает клиента, при возникновении у него спора с третьими лицами, касающегося права собственности на недвижимое имущество, квалифицированной юридической поддержкой на всех этапах урегулирования спора, как досудебных, так и судебных. Следует отметить, что для клиента наибольший эффект достигается, когда титульный страховщик работает в связке с профессиональным риэлтором, обеспечивая как надлежащее оформление сделки и качественный подбор объекта недвижимости, так и защиту имущественных интересов собственника недвижимости.