Cпециалисты СК «Альянс» указали на незаконность сложившейся на Урале практики страхования ответственности перевозчиков
Представители СК «Альянс» (с апреля 2012 г. ОАО СК «Альянс» объединяет под своим брендом страховые компании «РОСНО», «Прогресс-Гарант» и САК «Альянс») выступили в Екатеринбурге с альтернативой страхованию гражданской ответственности перевозчика, которое не разрешено текущим российским законодательством.
По их мнению, новые программы позволят повысить доверие перевозчиков к страховым продуктам, и в целом активизировать слабо развитый рынок страхования грузов. Свои предложения специалисты СК «Альянс» озвучили накануне на круглом столе «В поисках инструмента защиты товаров на автострадах России», организованном при участии Уральской логистической ассоциации, Администрации г. Екатеринбурга и КГ EkBpromo.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что в отличие от развитых стран, где страхованием охвачено более 90% перевозимых грузов, в России страхуется не более 5% внутренних перевозок. При этом, практически весь объем отечественного рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург. На Урале этот сегмент рынка фактически не развит. Главная причина – недоверие большинства грузовладельцев и перевозчиков к институту страхования в целом, как действенному способу защиты своих имущественных интересов. Осложняет еще возможное взаимодействие сторон нелегитимность страхования гражданской ответственности перевозчика в России.
По закону страхование ответственности перевозчика не допускается, так как ответственность эта наступает в силу договора, а не закона. Неоднозначная позиция судов – решения, принятые по схожим делам, зачастую противоречивы, - пояснила заместитель начальника управления страхования грузов ОАО СК «Альянс» Елена Вдовина. – Мы приняли решение, что в рамках страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов, в отличие от некоторых наших коллег мы не можем нарушать закон никогда и не при каких обстоятельствах».
Кроме того, добавила эксперт, классическое страхование ответственности перевозчика экспедитора имеет существенные недостатки. Среди них – покрытие рисков противоправных действий третьих лиц возникает только по решению суда, невозможность покрытия специфических рисков (например, ДТП по вине третьих лиц), ограничение размеров возмещения размерами, предусмотренными законодательством и международными конвенциями (КДПГ). Поэтому СК «Альянс» предложила рынку комплексную программу страхования грузов и ответственности транспортных операторов, которая позволяет страхователю самостоятельно выбирать интересующие опции страхового покрытия в соответствии со своими финансовыми возможностями.
Начальник управления корпоративных продаж филиала «Уральская дирекция» ОАО СК «Альянс» Сергей Деревнин добавил, что новая программа для транспортных компаний позволяет на легитимной основе покрывать риски ответственности перевозчика за груз, наряду с классическим страхованием грузов, как по разовым, так и по генеральным договорам.
Все присутствие на конференции страховщики были едины во мнении, что в страховое законодательство РФ необходимо внести изменения, однозначно позволяющие страховать ответственность перевозчика и экспедитора по договору.
Президент НО «Уральская Логистическая Ассоциация» Сергей Шавзис высказал пожелание, что новые комплексные решения от страховщика найдут позитивный отклик в местном бизнес-сообществе. Он напомнил, что страхование грузов и ответственности перевозчика общемировая практика, и местным игрокам не избежать вопроса интегрирования в эти процессы. А зам.ген.директора по стратегическому развитию ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг высказал надежду, что уже в ближайшие время перевозчики смогут выстроить такие же доверительные и комфортные отношения со страховщиками, как некоторое время назад с банкирами.