Эксперт РА: в 2012 году количество кэптивных компаний на рынке банкострахования продолжит расти
31 мая 2012 года состоялась пресс-конференция «Банкострахование: передел рынка?», организатором которой выступило рейтинговое агентство «Эксперт РА». Основными темами для обсуждения на пресс-конференции стали результаты, которые показал рынок банкострахования в 2011 году, перспективы его развития в ближайшие годы, а также роль кэптивных компаний на рынке.
«В 2011 году быстрее всего в секторе банкострахования росли страховые компании, аффилированные с банками, – отметил Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА». – Доля кэптивных страховщиков в банкостраховании увеличилась с 15% в 2010 г. до 28% в 2011 г. Мы прогнозируем, что в 2012 г. кэптивные страховщики заберут большую долю розничного банкострахования: этому будет способствовать появление страховых дочек Сбербанка и Россельхозбанка. Если же говорить о рынке в целом, то в 2012 году банкострахование продолжит расти темпами в 30%. В 2011 году объем рынка банкострахования составил 125 млрд руб., в 2012 году мы прогнозируем около 160 млрд. руб.».
По мнению Игоря Жука, заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам РФ, кэптивные страховые компании в ближайшие годы продолжат лидировать на рынке банкострахования по всем показателям: «Мы ожидали подобный рост кэптивных страховщиков на рынке и ничего криминального в этом не видим. Появление подобных компаний двигает рынок банкострахования вперед и поможет ему, по нашим оценкам, в будущем развиваться большими темпами, чем остальной рынок. В свою очередь и универсальные страховые компании и кэптивные игроки на рынке должны думать не только об увеличении объема своих продаж, но и развивать сервис предоставления услуг клиентам, а также расширять продуктовую корзину. Также, традиционно остро стоит вопрос информирования клиентов о тех кредитных и страховых услугах, которые они получают. К нам приходит большое количество жалоб на то, что потребители финансовых услуг до конца не понимают, что подписывают, и какие последствия за этим могут последовать. Нужно минимизировать подобные ситуации».
Весь прошлый год мы наблюдали постепенную монополизацию рынка банкострахования кэптивными компаниями банков, – подчеркнул Андрей Мартьянов, исполнительный директор СГ «МАКС». – ФАС постепенно узаконивает отношения банков с собственными дочерними компаниями, чем только ускоряет этот процесс. Также на рынке продолжается демпинг в наиболее прибыльных сегментах в виде снижения уровня тарифов и роста комиссий. Наиболее быстрый рост в 2011 году показал сегмент розничного страхования (38%). В 2012 году мы видим перспективу в направлении страхования недвижимости юридических лиц, страхования залогов клиентов МСБ, а также страхования эмитентов банковских карт от риска несанкционированного списания денежных средств: количество подобных случаев последние годы неуклонно растет».
«Цель создания кэптивных компаний – максимизация прибыли по одному клиенту, поэтому неудивительно, что многие банки выводят на рынок банкострахования своих кэптивных игроков: все стремятся наращивать свои доходы, – считает Сергей Ефремов, вице-президент ОАО «СГ МСК». Подобные организации обладают большими перспективами для развития, ведь еще на стадии запуска дочернего старт-апа, банк предоставляет ему для работы свою клиентскую базу, продажную сеть, а также готовое IT-решение. Главный риск для дочерней компании, в данном случае, полная зависимость от материнского банка. В 2012 году мы ожидаем продолжения тенденции развития и превращения компаний-кэптивов в универсальные «дочерние» страховые компании: это дает им большую независимость, возможность выхода на открытый рынок и стимулирует развитие альтернативных каналов продаж».