По итогам 9 месяцев 2012 года чистая прибыль Группы «СОГАЗ» по МСФО
По итогам деятельности за 9 месяцев 2012 года чистая прибыль Страховой Группы «СОГАЗ» в составе компаний ОАО «СОГАЗ», ООО СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ», ОАО СК «СОГАЗ-МЕД», ООО СК «СОГАЗ-АГРО», ООО СК «СОГАЗ-Медсервис», ООО «ММЦ «СОГАЗ», SOVAG (Германия), «SOGAZ a.d.o. Novi Sad» (Сербия) по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) увеличилась в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 9 466 млн рублей. Начисленная премия по страховым компаниям, входящим в состав Группы, выросла на 42% и составила 68,9 млрд рублей.
Объем страховых премий Группы СОГАЗ
Доля ОАО «СОГАЗ» в совокупных сборах Группы за 9 месяцев 2012 года составила 90% по сравнению с 96% за аналогичный период прошлого года. Снижение процентной доли ОАО «СОГАЗ» в общем объеме страховых премий Группы стало результатом приобретения в 2012 году контрольного пакета акций немецкой страховой компании SOVAG.
Общий объем начисленной страховой премии ОАО «СОГАЗ» за 9 месяцев 2012 года составил 63,3 млрд рублей (в т.ч. 3,5 млрд рублей по входящему перестрахованию), что на 34% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
Основными направлениями деятельности ОАО «СОГАЗ» остаются: корпоративное имущественное страхование (доля в страховом портфеле — 34%), добровольное медицинское страхование (32%) и страхование строительно-монтажных рисков (15%). Их суммарная доля в страховом портфеле за 9 месяцев 2012 года составила 80%. Сборы по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО) составили 1,6 млрд рублей, что позволило ОАО «СОГАЗ» занять первое место среди страховщиков в данном сегменте рынка.
В рамках реализации стратегии развития СОГАЗа в середине 2012 года стартовала программа по развитию розничных продаж по всей территории Российской Федерации в таких направлениях, как автострахование, страхование имущества, ипотечное страхование. В рамках этой программы в течение 2012 года были разработаны и успешно внедрены новые продукты, максимально отвечающие требованиям рынка, а также подписаны соглашения с более чем 225 автодилерами. Помимо этого, результатом деятельности ОАО «СОГАЗ» в течение 2012 года стало сотрудничество с 59 крупными федеральными банками по страхованию залогов юридических лиц, с 178 банками – по ипотечному страхованию и с более чем 50 лизинговыми компаниями по страхованию оборудования, передаваемого в лизинг. За 9 месяцев 2012 года общий объем страховых премий через партнерский канал продаж вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3,4 млрд. рублей. Из них на долю автострахования (в т.ч. ОСАГО) пришлось 51% при росте абсолютного значения данного показателя на 38% относительно аналогичного периода прошлого года и на долю страхования имущества юридических лиц – 29% при росте на 127%.
Помимо этого, в течение 2012 года ОАО «СОГАЗ» увеличило объемы страховой премии по страхованию крупных федеральных клиентов, среди которых существенный рост по сравнению с 2011 годом пришелся на Роснефть, Ростелеком, Мосводоканал, в результате чего доля крупных федеральных клиентов в портфеле ОАО «СОГАЗ» выросла до 36% (9 месяцев 2011 года – 31%). Таким образом, по результатам деятельности ОАО «СОГАЗ» за 9 месяцев 2012 года доля рыночных корпоративных продаж возросла на 64%.
Основные финансовые показатели деятельности ОАО «СОГАЗ»
Прирост чистой прибыль Группы «СОГАЗ» за 9 месяцев 2012 года составил 5 328 млн. рублей, преимущественно за счет ОАО «СОГАЗ».
Чистая прибыль ОАО «СОГАЗ» по результатам деятельности за 9 месяцев 2012 года достигла 9,7 млрд. рублей (за 9 месяцев 2011 года: 5,1 млрд. руб.). Существенный рост прибыли обеспечил общий рост страхового портфеля (+34%) и рентабельности страхового бизнеса преимущественно за счет имущественного страхования.
ОАО «СОГАЗ» оценивает рентабельность страхового бизнеса через расчет комбинированного коэффициента, определяемого как отношение суммы произошедших убытков, расходов на заключение договоров страхования и расходов на ведение дела к заработанной страховой премии. По результатам деятельности ОАО «СОГАЗ» за 9 месяцев 2012 года комбинированный коэффициент снизился на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 80%. Основной причиной роста рентабельности стало снижение убыточности по имущественным видам страхования. Помимо этого, на фоне роста страхового портфеля в течение 9 месяцев 2012 года ОАО «СОГАЗ» сохранил величину управленческих расходов на уровне аналогичного периода прошлого года (12%).
Инвестиционная политика
В основе инвестиционной политики Группы «СОГАЗ» лежит консервативный подход, в рамках которого уделяется особое внимание не только ликвидности финансовых вложений, но и надежности эмитентов. Размещение средств страховых резервов и собственных средств осуществляется Группой преимущественно в депозиты крупных федеральных банков с высоким рейтингом надежности, а также в финансовые инструменты наиболее крупных и финансово устойчивых компаний-эмитентов. По итогам 9 месяцев 2012 года благодаря сложившейся ситуации на финансовом рынке доходность рыночного портфеля финансовых вложений ОАО «СОГАЗ» составила 8%.
Дочерние компании ОАО «СОГАЗ»
В 2012 году ОАО «СОГАЗ» получило контроль над немецкой страховой компанией SOVAG, выкупив дополнительные 5% акций страховщика, тем самым обеспечив себе выход на европейский рынок страхования. За 9 месяцев 2012 года объем начисленной страховой премии SOVAG составил 83,2 млн. евро.
Также в 2012 году в Сербии начала свою работу «SOGAZ a.d.o. Novi Sad», собравшая более 1 млн. евро страховой премии за 9 месяцев 2012 года.
Страховая Группа «СОГАЗ» ориентирована на предоставление комплексных страховых услуг ключевым клиентам, выступая в качестве универсального страховщика. В рамках этой задачи Группа активно развивает страхование жизни и медицинское страхование. ООО СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» обслуживает сотрудников ключевых клиентов Группы. По результатам деятельности за 9 месяцев 2012 года общий объем премий по страхованию жизни составил 2,9 млрд. рублей.