«Союз страховых организаций» подготовил заключение на поправки в ФЗ «Об ОСАГО»
Глава «Союза страховых организаций» направил на имя Председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Натальи Бурыкиной заключение на проект Закона № 191229-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ» и Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
По мнению «Союза страховых организаций», анализ данного законопроекта не отражает заложенных в пояснительной записке к нему целей повышения эффективности защиты прав потерпевших при возмещении вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу.
Предлагаемые к рассмотрению нормы, в случае их принятия, не только не решат поставленную задачу, но и, в ряде случаев, ухудшат положение страхователей и потерпевших. Нарушение баланса интересов страховщиков и страхователей может привести к снижению финансовой устойчивости первых, и создаст дополнительные трудности и риски, в том числе в части снижения гарантий возмещения причинённого вреда, для вторых.
В частности, введение обязанности для страховщиков организовать ремонт поврежденного автомобиля при отсутствии организационно-технических возможностей, критериев оценки качества работ, материальных и трудовых затрат, приведет не к решению проблем с возмещением вреда, а к их возрастанию. При этом функция организации ремонта никоим образом не соотносится с теорией и практикой страхового дела – задача страховщика произвести страховую выплату.
Считаем также целесообразным запросить у Правительства расчеты, экономическое обоснование и ориентировочные величины страховых тарифов в связи со значительным увеличением страховых сумм за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу. Представление указанных данных до процедуры 1-го чтения позволит и страхователям, и страховщикам оценить их адекватность установленным в проекте закона суммам выплат, а депутатам Государственной Думы принять взвешенное решение.
Вызывает серьезные сомнения определенное проектом увеличение в 2 раза, до 50 тыс. рублей, размера страховой выплаты, в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции. Отсутствие, каких бы то ни было расчетов, а также прогнозных оценок влияния данной нормы на рост числа мошеннических операций может создать проблемы, как для страховщиков, так и для страхователей.
Другая норма с резким 16-кратным увеличением суммы аналогичных выплат для отдельно взятых четырех субъектов Российской Федерации, где сосредоточено максимальное число автолюбителей и, соответственно, происходит наибольшее количество ДТП, еще более усугубит проблемы.
Практика проведения финансового эксперимента на страховщиках и автовладельцах, изложенного в федеральном законе выглядит сомнительной. Если эксперимент окажется удачным, то его следует распространить на автовладельцев остальных субъектов РФ, а если неудачным – отменить для автовладельцев Москвы, Московской области, С-Петербурга и Ленинградской области? И другой вопрос – за одну и ту же цену (без учета региональных коэффициентов) жители разных субъектов получают разные по объему и качеству услуги?
Предлагаем исключить данную норму из законопроекта, как непроработанную и не подкрепленную экономическими выкладками. Более того, принимая во внимание, что эти новации законопроекта направлены на борьбу с «пробками», следует заметить, что значительная часть автовладельцев имеет еще КАСКО и ДСАГО, что предполагает ожидание ими на месте ДТП сотрудников полиции и/или аварийных комиссаров.
Одностороннее увеличение, не просчитанной и необоснованной финансовой нагрузки на страховые организации, при одновременном возрастании ответственности за исполнение требований закона в отношении потерпевших, с высокой долей вероятности приведет к банкротству большей части страховщиков, опустошению компенсационного фонда и краху системы ОСАГО.
С уважением,
Президент Союза А.П.Коваль