«Союз страховых организаций» направил письмо статс-секретарю Министерства финансов Сергею Шаталову
Саморегулируемой организацией «Союз страховых организаций» рассмотрен проект Федерального Закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» (далее Проект).
Уважаемый Сергей Дмитриевич!
Считаем, что Проект не согласуется с общепринятыми нормами права и действующим отраслевым финансовым законодательством и не может быть принят в предложенной редакции по следующим причинам.
1. Отдельные нормы и положения Проекта, а, следовательно, и Проект в целом, противоречат Конституции Российской Федерации.
2. Проект содержит множество стилистических, грамматических и юридических ошибок и неточностей. Предложенный формат анализа Проекта закона не позволяет перечислять каждую из них, а неопределенность отдельных норм не дает понимания, что хотели сформулировать авторы Проекта, и, как следствие, не представляет возможности дать наши варианты формулировок.
3. Проект плохо структурирован, содержит много неконкретных, размытых понятий и терминов, что делает его труднодоступным к восприятию, а в дальнейшем, в случае принятия Закона, и к применению в качестве инструмента регулирования определенных отношений на финансовом рынке.
Так, Проектом устанавливается обязательность исполнения предупреждений, запросов, и решений Финансового уполномоченного и административная ответственность за их неисполнение. Вместе с тем, эти составляющие – обязательность исполнения запросов и решений, ответственность за их неисполнение – являются неотъемлемыми частями и основой любого государственного надзора.
Однако осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением федеральных законов, в соответствии с п. а) ст.71 Конституции Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, которая реализует свои полномочия через федеральные органы исполнительной власти. Передача надзорных полномочий некоммерческой организации, даже путем принятия специального закона, будет противоречить Конституции Российской Федерации.
Далее, Конституция Российской Федерации устанавливает равные права и равенство всех граждан перед законом и судом.
Вместе с тем, пункт 6 ч.1 ст.19 Проекта вводит новую для финансового рынка категорию «потребителей, имеющих особое общественное значение», ставя, таким образом, некоторых потребителей в преимущественное положение, однако не раскрывает, что означает это понятие.
В части 1 ст. 21 Проекта сформулированы требования, предъявляемые к финансовому уполномоченному, которым может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет с высшим образованием, имеющим опыт работы или взаимодействия в сфере финансовых рынков, не имеющий судимости...., а также обладающий высокой общественной репутацией. В Проекте не раскрыты причины возрастной и социальной (если судимость снята или погашена) дискриминации потенциальных кандидатов в Финансовые уполномоченные, не раскрыто понятие «высокая общественная репутация», не дано определение «опыта взаимодействия в сфере финансовых рынков».
В Проекте также указано, что в соответствии с настоящим Федеральным законом вводятся права и обязанности финансовых организаций по взаимодействию с вновь создаваемой Службой Финансовых уполномоченных и Финансовыми уполномоченными.
Вместе с тем, в Проекте сформулированы только обязанности финансовых организаций сотрудничать с Финансовым уполномоченным и Службой, подразумевая обязанность исполнять все запросы и допускать уполномоченного ко всем сведениям и документам, в том числе – составляющим банковскую тайну.
При этом никак не сформулированы права, которые возникают у организации в ходе такого «сотрудничества». В том числе, в Проекте не предусмотрено право финансовой организации обжаловать решения и другие административные действия Финансового уполномоченного, не определен механизм их обжалования и опротестования.
Права и обязанности Финансового уполномоченного не конкретизированы, содержат много размытых формулировок и понятий, содержание которых в проекте не раскрывается и определений им не дано. Это предоставляет Финансовому уполномоченному и Службе в целом возможность немотивированного выбора поведения при вынесении тех или иных решений, что является условием для злоупотреблений и коррупции.
Так, в п. 2 ч. 1 статьи 19 указано, что Финансовый уполномоченный вправе «давать указания и рекомендации организациям выносить в отношении организаций решения по обращениям заявителей». Из содержания непонятно, каким организациям уполномоченный вправе давать указания и какого рода, что он вправе рекомендовать. В такую формулу вполне укладывается, например, как возможность давать указания правоохранительным органам об уголовном преследовании руководителей финансовых организаций, так и возможность совершения множества других административных шагов и действий.
Такая неконкретность формулировок, размытость понятий и терминов, неопределенность полномочий предоставляет Финансовому уполномоченному и Службе в целом неограниченные возможности, в том числе и для злоупотреблений и коррупционных проявлений. Созданная Служба будет еще одним, дополнительным рычагом административного давления на финансовый рынок.
Далее, обязывая финансовую организацию вносить в договор с физическим лицом разъяснение о его праве обращаться к Финансовому уполномоченному, а также допускать Финансового уполномоченного к изучению любых материалов, даже если они содержат банковскую тайну, Проект создает Финансовому уполномоченному и Службе явные преимущества перед любыми другими некоммерческими организациями, в том числе, третейскими судами и институтом медиации, и даже перед государственным надзором.
Так, например, ч. 5 ст. 30 Закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» обязывает субъекты страхового дела предоставлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну). Таким образом, все вышеизложенное позволяет считать принятие исследуемого Проекта закона в таком формате преждевременным и противоречащим Конституции Российской Федерации.
Союз готов принимать участие в дальнейшем обсуждении законопроектов, направленных на совершенствование финансового рынка, в том числе, по защите прав потребителей финансовых услуг.
Президент Союза
Председатель Экспертного совета по законодательству о страховании
при Комитете ГД по финансовому рынку
А.П. Коваль