«Союз страховых организаций» направил заключение на проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Президент Союза страховых организаций Александр Коваль направил на имя Заместителя министра финансов России Алексея Моисеева заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков).
По мнению Союза страховых организаций, предлагаемые изменения в законы носят формальный характер, касаются в основном замены терминов и наименований в отдельных нормах отдельных законов. Проект не учитывает специфику каждого из финансовых рынков, его нормы не сбалансированы и не согласуются между собой.
Так, в статье 1 Проекта предлагается дополнить ст. 39 Закона от 22 апреля 1996 года № 39 «О рынке ценных бумаг» пунктами 8 и 9 о том, что профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны быть членами саморегулируемой организации, а также о том, что лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг…. выдается соискателям при наличии ходатайства о выдаче лицензии, которое подается саморегулируемой организацией, членом которой соискатель предполагает стать.
Вместе с тем, если для профессиональных участников рынка ценных бумаг членство в СРО предлагается сделать обязательным, то членство страховых и микрофинансовых организаций в СРО в Проекте, и соответственно, в Законе от 27.11.1992 года № 4015-1-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Законе от 02.07.2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» никак не отражено и не взаимосвязано с получением лицензий на профессиональную деятельность.
Статьей 14 Проекта вносятся изменения в ст. 7 и 10 Закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», которые устанавливают порядок рассмотрения Банком России жалоб и заявлений инвесторов в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления. Кроме того, изменения устанавливают порядок и формат проведения публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Вместе с тем, в Законе от 27 ноября 1992 года № 4015-1-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» порядок и сроки рассмотрения жалоб страхователей, застрахованных лиц, не определены вообще. Публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о страховой деятельности в Проекте не отражены и в отраслевом законодательстве не предусмотрены.
При этом, вопросы надлежащего исполнения и совершенствования законодательства о страховании, особенно социально значимых его видов, таких например, как ОСАГО, ОСОП, ОМС, агрострахования, приобретают все большую остроту и актуальность не только для страхователей (застрахованных), но и для государства, и на Банк России возлагается обязанность и полномочия по защите прав и законных интересов страхователей.
Однако интересы инвесторов на рынке ценных бумаг в обновленном законодательстве представлены и защищены в большем объеме, чем интересы других категорий потребителей финансовых услуг.
В предлагаемом Проекте нет положений о том, какой орган осуществляет регистрацию саморегулируемых организаций некредитных организаций, в том числе – страховщиков, ведет их реестр, осуществляет надзор за их деятельностью.
Статьей 36 Проекта предлагается внести изменения и дополнения в статьи 41 и 81 Закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Вместе с тем, в действующей редакции закон содержит всего 36 статей.
Если имеется в виду ст. 4.1 закона, тогда не понятно другое. А именно: почему в этой норме слова «федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) заменяются словами «Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), а в других статьях закона остаются формулировки «орган страхового надзора».
Предлагаемый Проект содержит множество других стилистических, грамматических ошибок и неточностей.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что Проект нуждается в существенной доработке и не может быть принят в предлагаемой редакции.
Союз готов принять участие в указанной работе.