«Союз страховых организаций» направил заключение на проект «О внесении изменений в КоАП»
Президент Союза страховых организаций Александр Коваль направил на имя Директора Департамента финансовой политики Министерства финансов России Сергея Барсукова заключение на проект Федерального Закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях».
По мнению Союза страховых организаций предлагаемый законопроект не учитывает специфику страховой деятельности и не предусматривает возможности применения дифференцированного размера штрафов к различным субъектам за различные правонарушения.
Несмотря на неоднократные публичные заявления руководства ФСФР о необходимости такой дифференциации и на обещания самого Минфина России в короткие сроки внести необходимые поправки в КоАП РФ в Государственную Думу Российской Федерации, размеры штрафов, налагаемые на юридических лиц в соответствии со ст. 19.5.9 и 19.7.3 КоАП РФ остаются несоразмерно высокими.
Вместе с тем, в соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2013г № 1-П «.. при введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления "гибкой" дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.
В действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Все вышеизложенное можно отнести и к статьям 19.5.9 и 19.7.3 КоАП РФ, не допускающим назначение дифференцированного наказания, в том числе и ниже низшего предела, с учетом имущественного положения юридического лица.
С учетом изложенного предлагаем еще раз рассмотреть законопроект с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации и мнения всех заинтересованных лиц.
Союз готов принять участие в работе рабочей группы по законопроекту и представить свои предложения по данному вопросу.