ВСС и АСЖ подвели итоги деятельности страховщиков жизни за 1 полугодие 2013 года
5 августа 2013 года Ассоциация Страховщиков Жизни совместно с Комитетом Всероссийского союза страховщиков по развитию страхования жизни подвела предварительные итоги работы на российском рынке страхования жизни за 1 полугодие 2013 года.
Были собраны и проанализированы данные по сбору премии и выплатам от 18-ти ключевых игроков рынка, членов АСЖ и ВСС, суммарно представляющих более 85% этого рынка.
Общий объем страховой премии по итогам полугодия вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 64,1% и составил 46,47 млрд. рублей, из них по страхованию жизни – на 84,4% и составил 34,42 млрд. рублей; по иному личному страхованию – 24,8% и 12,05 млрд рублей соответственно.
Размер страховых выплат по сравнению с первым полугодием прошлого года вырос на 4,02% и составил 5,43 млрд. рублей. При этом выплаты по страхованию жизни сократились на 8,1% и составили 4,01 млрд. рублей, в то время как выплаты по страхованию иному, чем жизнь увеличились на 66,3% до 1,42 млрд. рублей.
Рынок страхования жизни продолжает активный рост, в основном за счет увеличения объема продаж через банковский канал. Общий прирост премии был обеспечен не только за счет продаж программ страхования жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов, но и за счет продаж продуктов накопительного и инвестиционного страхования, которые становятся все более популярными на рынке. В частности, этим объясняется хороший рост по сборам премии, который показала компания «Сбербанк Страхование», вышедшая на рынок в конце 2012 года.
По результатам полугодия в ТОП-5 крупнейших компаний по страхованию жизни по общему объему собранной премии вошли: «Ренессанс Жизнь», которая увеличила сборы премии на 335,2%, «Альфастрахование Жизнь», «Росгосстрах Жизнь», «МетЛайф Алико» и «Русский Стандарт Страхование» (см. Таблицу 1).
В пятерку крупнейших компаний по личному страхованию вошли: «Ренессанс Жизнь», «PPF Страхование», «Росгосстрах Жизнь», «Альфастрахование Жизнь» и «МетЛайф Алико» (Таблица 2).
Комментируя итоги полугодия, Президент АСЖ и Президент МетЛайф Алико Александр Зарецкий сказал: «Бурный рост продаж через банковский канал, который продолжается в течение последних нескольких лет, помимо определенных рисков для страховщиков жизни, связанных с кредитным страхованием жизни, открывает возможности для предложения программ накопительного и инвестиционного страхования жизни. Хочу отметить, что за отчетный период этого года наметился позитивный тренд увеличения доли этих продуктов в общем объеме продаж клиентам банков. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее с учетом тех мер, которые предусмотрены в недавно утвержденной правительством Стратегии развития рынка до 2020 года, прежде всего, в отношении расширения продуктовой линейки и налоговых льгот».
Максим Чернин, Председатель Комитета ВСС по Страхованию Жизни и генеральный директор СК «Сбербанк страхование» отметил: «Который год подряд рынок страхования жизни демонстрирует очень высокие темпы развития. И снова основным драйвером роста стал банковский канал продаж. Однако стоит отметить, что теперь заметную роль играет уже не только кредитное страхование жизни, но и долгосрочные продукты – накопительное и инвестиционное страхование жизни. По нашим оценкам, доля долгосрочных продуктов на рынке составляет сегодня около 40% от общего объема премии по страхованию жизни. И это весьма отрадный факт. Уверен, что запланированные государством меры в рамках стратегии развития рынка страхования 2020, такие как стимулирующий налоговый режим для клиентов и законодательное расширение продуктовой линейки страховщиков, позволят еще в большей степени акцентировать развитие рынка именно на «длинных деньгах».
Таблица 1. Рейтинг крупнейших компаний по страхованию жизни, в тыс. руб.
Таблица 2. Сбор премий и выплаты в сегменте личного страхования в тыс. руб.
Таблица 3. Прирост премии в сегменте личного страхования за 1-е полугодие 2013/ 2012, %
Таблица 4. Прирост выплат в сегменте личного страхования за 1-е полугодие 2013/ 2012, в %