Растет влияние нестабильных погодных условий на прибыль компаний – предупреждает отчет Allianz
Наблюдается четкая связь между неожиданными погодными условиями и результатами компании. Плохая погода «больше не является оправданием» невыполнения целевых показателей по продажам. Сезон рождественских покупок – это один из многочисленных примеров, когда погодный риск является ключевым. Годовые расходы, вызванные регулярными погодными изменениями (регулярные погодные изменения – это любое отклонение от средних показателей температуры, точки конденсации, скорости и направления ветра, осадков, облачности и высоты облачного покрова, видимости и атмосферного давления, длящееся определенный период времени), могут в три раза превышать потери от глобальных стихийных бедствий. Растет спрос на специализированные продукты по снижению убытков от неожиданных погодных явлений, но многие компании по-прежнему не осведомлены о возможностях решения данной проблемы.
Частота возникновения нестабильных погодных условий растет по всему миру, подтверждением чему служат недавние крупные события, такие как тайфун «Хайян» на Филиппинах или наводнение на острове Сардиния, вызванное циклоном «Клеопатра». Тем не менее, хотя на первые полосы газет попадают только экстремальные явления, даже небольшие отклонения от ожидаемых погодных условий могут значительно повлиять на результаты компаний из самых разных отраслей.
В своем новом отчете «Погодный бизнес – как компании могут защитить себя от растущей изменчивости погоды», уделяющем основное внимание растущей важности погодных рисков для компаний, страховщик крупных промышленных рисков Allianz Global Corporate & Specialty SE (AGCS) указывает на экономические последствия нестабильных погодных условий и рассказывает, как компании могут защитить себя, используя новые подходы к «управлению погодными рисками».
В соответствии с данным отчетом, экономические последствия от роста повседневной изменчивости погодных условий значительно превышают и без того огромные суммы убытков, возникающих каждый год по причине стихийных бедствий. По оценкам AGCS, последствия регулярных погодных изменений для экономики Евросоюза могут составить до 406 млрд евро (346 млрд фунтов стерлингов / 561 млрд долларов США) в год. Для сравнения, за 2012 г. по всему миру произошло 905 стихийных бедствий, 93% из которых были связаны с погодой; они привели к убыткам в размере 170 млрд долларов США (источник: Munich Re). Более того, наблюдается значительный рост прямых издержек от нестабильности погоды по всему миру. По утверждению Allianz, только в течение последних трех лет страховщики по всему миру выплачивали 70 млрд долларов США в год по убыткам, связанным с экстремальными природными явлениями. В 80-е годы годовая сумма выплат по таким убыткам составляла «только» 15 млрд долларов США.
Во многих странах розничная торговля является одной из отраслей, наиболее подверженных неблагоприятным погодным условиям, особенно в чрезвычайно важный предрождественский период, когда традиционно наблюдается значительный рост объемов розничной торговли. Так, например, поскольку ритейлеры в США опасаются потерь объемов продаж в так называемую «Черную пятницу» (пятница после Дня благодарения), которая считается официальным стартом сезона рождественского шопинга, сеть ювелирных магазинов предприняла меры. «Ювелиры нуждаются в защите, так как если погода ухудшится в этот день, велика вероятность, что покупатели останутся дома и не поедут в магазины, - объясняет Джон Арпель, Управляющий директор Allianz Risk Transfer. - Сеть ювелирных магазинов оценили свою среднюю выручку в «Черную пятницу». Если в этот день идет достаточно сильный дождь, который вероятно отвратит людей от поездки за покупками, они будут защищены перспективой получения страхового возмещения».
Другие отрасли, сильно подверженные данным рискам – это агропродовольственная отрасль, строительство, продажи, энергетика, туризм и транспортный сектор.
Экономические последствия погодных явлений в мире:
Снежный Армагеддон в США, февраль 2010 года, расходы по уборке снега составили 160 млн долларов.
Наводнения в Австралии, декабрь 2010 года, 2 млрд евро убытков отрасли производства коксующегося угля.
Засуха в России, июль 2012 года, утрата 7,5% годового урожая.
Наводнение в Канаде, июнь 2013 года, рекордные страховые убытки в размере 2 млрд долларов.
Наводнения в Германии/Центральной Европе, июнь 2013 года, экономический ущерб в размере 18 млрд долларов.
Заморозки в Бразилии, июль 2013 года, гибель 65 млн тонн урожая тростника.
Защита от скрытых расходов, связанных с «нормальной» погодой
Несмотря на эти убытки, многие компании Великобритании все еще не осознают связь между климатическими условиями и своими поступлениями. Тем не менее, для негативных последствий на денежные обороты компании не обязательно, чтобы погодные условия были экстремальными. Иногда для снижения поступлений достаточно необычных, несезонных или просто неожиданных погодных явлений.
В прошлом многие компании не знали, как защитить свою прибыль от неблагоприятных погодных условий. Тем не менее, в настоящий момент наблюдается рост осведомленности и интереса к инструментам управления погодными рисками, например, предлагаемым дочерней компанией AGCS Allianz Risk Transfer (ART), позволяющим компаниям хеджировать данные риски так же, как риски, связанные с колебаниями процентных ставок или курсов обмена валюты.
Управление погодными рисками дает компаниям возможность создания индивидуальных стратегий по реагированию на конкретные погодные переменные, способные повлиять на их бизнес. Данные продукты используют независимые погодные данные и привязаны к действительным отклонениям от заранее оговоренных погодных показателей; при выполнении определенных критериев происходит выплата. Очень важно, что, в отличие от традиционных страховых продуктов, для получения выплаты страхователь не должен обязательно понести физический ущерб. Данные риски измеряются по таким переменным показателям, как температура, атмосферные осадки, солнечная погода и ветер; поэтому при достижении ими определенных заранее заданных уровней автоматически происходит быстрая выплата.
«Какой бы «плохой» не была погода, это больше не считается допустимым оправданием невыполнения показателей, – утверждает Директор Департамента управления погодными рисками ART Карстен Берлаге. – Акционеры также все лучше это понимают. Хотя понятно, что компании не могут контролировать погоду, они могут лучше контролировать риск финансовых последствий от погодных явлений. Этого можно достичь с помощью решений по управлению погодными рисками».
За последние десять лет значительно повысилась доступность погодных данных, что является дополнительным аргументом в пользу стратегического управления природными рисками, а также делает возможной организацию защиты даже в отдаленных точках мира.
Распространение решений на широкий ряд отраслей
В сельскохозяйственной отрасли решения по управлению погодными рисками уже помогают защитить урожай фермеров на всей территории Африки от засухи.
Энергетические компании – как в традиционном, так и возобновляемом секторе – широко используют данные решения, чтобы защитить себя в неблагоприятное время года и не допустить падения доходов. В то же время, операторы ветряных электростанций хотят защитить себя от слишком слабого и слишком сильного ветра для обеспечения постоянного денежного оборота и финансирования.
Несмотря на растущую важность интернет-продаж, сфера розничной торговли по-прежнему чрезвычайно подвержена рискам нестабильной погоды. Решения по управлению погодными рисками могут защитить предприятия розничной торговли от падения выручки в том случае, если клиенты не смогут отправиться по магазинам из-за сильного дождя или снега, либо изменения спроса на сезонные продукты.
Продукты защиты от погодных рисков можно использовать и как маркетинговый ход. Автопроизводители могут использовать «гарантию солнечной погоды» для привлечения потенциальных покупателей автомобилей с откидным верхом. В рамках такой гарантии владельцы защищены от недостатка солнечных дней в случае, если они не смогут ездить с откинутой крышей больше определенного времени.
Благоприятный прогноз
Продукты по управлению погодными рисками уже широко используются в США и стали там уже привычным компонентом общей стратегии компаний по риск-менеджменту. В Великобритании и других странах Европы, а также других регионах мира данный продукт все еще является новинкой, но используется растущим числом компаний, применяющих все более сложные стратегии для решения проблем своего бизнеса.
По мнению Карстена Берлаге, «погода будет все больше восприниматься как основной риск для результатов деятельности. Следовательно, спрос на управление погодными рисками должен значительно вырасти в будущем, а акционеры получат преимущества большей стабильности денежного потока и поступлений, более точного управления бюджетом, а также более высоких доходов с учетом риска».