ВСС,
6 декабря 2013 г.
|
|
Выступление И. Юргенса на семинаре «Развитие рынка страхования Санкт-Петербурга и Северо-Запада в 2013 году»
Санкт-Петербург, 5 декабря 2013 г.
Современное состояние страхового рынка: вызовы времени и пути совершенствования
Характеристика страховой отрасли в любое время и при любых обстоятельствах определяется тем, насколько она способна служить решению задач национального масштаба: повышению экономической стабильности, обеспечению социальной защищенности граждан, привлечению долгосрочных инвестиций в экономику страны. Когда российский Президент и Правительство говорят о диверсификации экономики, о развитии малого и среднего бизнеса, о создании в Москве международного финансового центра, мы понимаем, что в реализацию всех этих масштабных инициатив не может не быть вовлечена страховая отрасль.
Это понимает и государство, свидетельством чему и утвержденная минувшим летом Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, и предпринимаемые ныне шаги по формирования финансового мегарегулятора. Впрочем, та же Стратегия ясно дает понять, что степень готовности отрасли к исполнению своей общеэкономической миссии государство оценивает весьма трезво.
Цифры свидетельствуют о поступательном росте, к которому страховой рынок вернулся после потрясений 2008—2009 годов. Но ни по своим темпам, ни по своему качеству этот рост не может нас устраивать.
Общая сумма страховых премий с 2007 по 2012 годы увеличилась на две трети — с 486 до 809 млрд. рублей. По совокупным страховым выплатам аналогичные показатели составляют 204 и 369 млрд. рублей — это более чем 80%-ная прибавка.
Количество страховых компаний устойчиво снижается. В 2007 г. на рынке активно работали более 850 страховщиков, к концу прошлого года их осталось 450. (Одновременно более чем вдвое выросло число страховых брокеров, с 87 до 172.) Этому способствовали кризис 2008—2009 годов, а также повышение требований к капитализации в 2011 году, что привело к объединению в рамках коммерческих групп.
Величина совокупного уставного капитала прибавила 42 млрд. рублей к 156 миллиардам 2007 года. Средний размер уставного капитала составляет 433 млн. рублей. За указанное время этот показатель вырос почти в два с половиной раза.
Стабильно высоким на протяжении всего указанного периода остается уровень концентрации на рынке. В минувшем году топ -10 российского страхового бизнеса контролировал 57% рынка, а доля первых пятидесяти компаний с 62% в 2007 году выросла до 87% к началу нынешнего года.
Из общего объема рынка примерно равные доли принадлежат корпоративным и розничным видов страхования. Также примерно пополам разделен рынок между Москвой и остальной Россией.
Последовательно растет доля иностранного капитала — от 15 млрд рублей (или 10% объема) до 36 млрд (или 18%) в минувшем году. Уже с 2010 года она уперлась в потолок, установленный существовавшими ограничениями. На исходе минувшего года законодатель, как известно, увеличил прежнюю квоту вдвое.
На мировом фоне впечатление от вышеприведенной положительной динамики, прямо скажем, исчезает.
Весь объем отечественного страхового рынка составляет примерно четверть от совокупной премии одной из ведущих мировых кампаний. По совокупным активам и активам в управлении такая доля получается ещё меньшей. Российский уровень проникновения страхования в последние годы варьируется в небольшом диапазоне, 1,2—1,3 % от ВВП (без учета обязательного медицинского страхования), притом, что в развитых странах он составляет от 5 до 20 %. А нужно сказать ещё и о масштабах региональных диспропорций. Уровень проникновения в Москве более 3%, в Петербурге 2,3%, зато в Северо-Западной России, на Урале, Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке этот показатель не выходит за пределы 0,8%.
Как результат — наша отрасль далеко не полностью выполняет те важнейшие для страны функции, которыми наделена. Она должна быть инструментом защиты государства, граждан и организаций от неблагоприятных событий путем принятия на себя рисков и управления ими. Она, как уже упоминалось, должна формировать источник «длинных денег» для отечественной экономики. Она должна участвовать в совершенствовании финансовых рынков путем инвестирования в акции и облигации; предоставлять стабильность финансовому сектору. Она способна обеспечивать создание стабильных и высокотехнологичных рабочих мест и, разумеется, существенные поступления в государственный бюджет.
Сегодня большинство этих функций исполняется лишь частично, либо практически не исполняется вообще — как, например, миссия страхового сектора в отношении финансовых рынков.
Ключевым показателем качественного сдвига здесь может служить уровень проникновения 4—5%, достигнутый к 2020 году. Это вполне разумная и реалистичная цель. Сможем достичь её — отрасль будет готова стать полноценным «локомотивом» национальной экономики. Дело, разумеется, не только в цифрах. Современный российский рынок страхования страдает от ряда структурных проблем и препятствий для развития, которые стоят на пути полномасштабной реализации его потенциала. Многие из этих проблем носят хронический характер и проявляют себя в виде устоявшихся практик. При этом, конечно, отчасти их можно рассматривать как болезни роста, отчасти они стимулировались в своё время мировым финансовым кризисом. Российская страховая отрасль к нынешнему рубежу оказалась на развилке, имея перед собой два пути развития. Либо продолжение нынешней ситуации: инертность и разрушительная конкуренция. Либо раскрытие потенциала рынка и экономические преобразования.
Развитие ситуации, сложившейся на исходе «нулевых» годов, с неизбежностью приведет к тому, что рынок останется небольшим в процентном отношении к ВВП и экономически непривлекательным для большинства страховщиков. Потенциал важнейших сегментов рынка — таких, как страхование жизни и медицинское страхование — останется нереализованным. Посредники продолжат забирать себе львиную долю прибыли, а страхователи продолжат платить за это. Интерес к инвестициям в страховую отрасль останется низким. Акционеры столкнутся с обесцениванием активов, как только замедлится рост премий и испытают трудности при продаже компаний.
«Образ желаемого будущего» для нас, для государства и для общества представляет собой, разумеется, радикально противоположную картину. Существенные преобразования на рынке позволят вернуться к привлекательным уровням доходности, создадут быстро растущие сегменты страхования жизни и медицинского страхования, искоренят андеррайтинг на основе движения денежных средств, установят эффективный баланс сил между страховщиками, посредниками и страхователями.
Ставящийся вопрос о переходе отрасли на интенсивный путь развития, выводит на первый план задачу переориентации государственной политики и смещения акцентов в деятельности страховщиков. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие отрасли должно идти в первую очередь по линии добровольных видов страхования, а также в сторону повышения привлекательности страхования для граждан.
Другая приоритетная задача, заявленная государством — повышение надежности инфраструктуры страхового рынка, а также оперативности и эффективности его деятельности. Это подразумевает развитие института страховых брокеров и страховых агентов, создание действенных инструментов контроля за их работой, повышение ответственности посредников за качество оказываемых услуг, обеспечение баланса интересов страховщиков, страховых брокеров и страховых агентов при определении условий предоставления услуг.
В перечне ключевых мер по данному направлению также:
- формирование институтов страховых актуариев, страховых сюрвейверов, аварийных комиссаров и аджастеров;
- содействие созданию прозрачной, состоятельной и востребованной системы рейтингования на рынке;
- внедрение единого методического обеспечения по урегулированию убытков;
- расширение практики третейских судов, досудебного урегулирования конфликтов, в том числе при посредстве страхового омбудсмена;
- повышение статуса и роли профессиональных объединений страховщиков, а также, как особо подчеркивает Стратегия, гармонизация российской страховой практики с международной — ориентируясь на рекомендации ОЭСР.
Развитие инфраструктуры рынка и его взаимоотношений с регулятором, оперативный обмен данными и эффективный контроль за отчетностью Стратегия плотно увязывает с внедрением информационных технологий. IT для российского страхования видится одним из главных драйверов развития. Благодаря новому инструментарию оно приближается к страхователям, становится более массовым и доступным. Кроме того, информационные технологии позволяют устранить внутренние противоречия в отрасли, выравнивая условия страховых организаций, выводя конкуренцию в интернет-пространство.
Со своей стороны мы предложили рынку и ФОИВ свои предложения:
- Оценка регулирующего воздействия деятельности мегарегулятора (KPI);
- Широкомасштабный проект по страхованию жилья в Российской Федерации (поручение Д.А. Медведева);
- Проект досудебного урегулирования споров на страховом рынке;
- Проект страхования жилья и арендованного имущества в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах;
- Восстанавливаем сбор страховой статистики (проект 1-ВСС);
- Готовим предложения по ведению единого реестра страховых агентов;
- Разрабатываем Стандарт страховой услуги КАСКО;
- Продолжаем разрабатывать стандартные правила страхования и.д.
Резюмируя, можно сказать, что идет процесс общего «взросления» рынка и ЦБ, ФАС и ВСС будут работать вместе над решением проблем, наблюдать за качеством страховых услуг, искать грамотные, не противоречащие друг другу решения.
Спасибо за внимание, готов ответить на Ваши вопросы.
Все пресс-релизы за 6 декабря 2013 г.
Все пресс-релизы компании «ВСС»
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Мероприятия, 20 лет ВСС
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
|
|
|
Архив пресс-релизов
|
|
|
|
|
|