D&O – фактор эффективной работы топ-менеджера
AIG приняла участие в XII Национальном Конгрессе Профессиональных Корпоративных Директоров. Организаторами мероприятия выступили Агентство стратегических инициатив, Российский институт директоров, Коллегия Национального реестра профессиональных корпоративных директоров. Участники Конгресса обсудили вопросы управления и роль топ-менеджмента в обеспечении эффективной работы совета директоров компании.
Актуальную для всех присутствующих тему, страхование ответственности директоров, поднял в своем выступлении руководитель Отдела страхования финансовых рисков ЗАО «АИГ» Владимир Кремер. Он отметил, насколько важно понимать, что топ-менеджер отвечает не только за себя, но и за действия своих подчиненных, и за компанию в целом – делегировать свои полномочия директор может, но ответственность за принятые решения в любом случае несет исключительно он сам, подчеркнул спикер.
Практика показывает, что привлечение в советы директоров независимых профессионалов дает серьезный толчок развитию компаний. Развивается и законодательство в этой сфере. Так, недавно было опубликовано постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица». Согласно документу, факт одобрения действий генерального директора советом директоров не является основанием для снятия ответственности с директора. В тексте также приведены конкретные примеры, демонстрирующие, за что с директора могут быть взысканы убытки. Например, в случае недобросовестного или неразумного осуществления обязанностей по выбору контрагентов или вследствие ненадлежащей организации системы управления.
Владимир Кремер отметил, что в российской судебной практике на данный момент существуют прецеденты вступивших в силу решений судов о взыскании с директоров различных финансовых институтов на общую сумму более 9 миллиардов рублей. Ежегодно в России принимаются решения о дисквалификации более 1 000 руководителей. В последнее время особенно серьезно звучит тема уголовной ответственности директоров. Речь идет о политических конфликтах, конфликтах акционеров и других обстоятельствах, когда самым эффективным методом оказания воздействия на директора может явиться подача уголовного иска (нередко сфабрикованного). Страхование ответственности в подобных случаях обеспечивает лишь расходы на защиту, но при этом директор может быть уверен, что он обладает значительными средствами для найма высокопрофессиональных юристов. В остальных случаях страховщик обеспечивает не только оплату расходов на защиту, но и расходов на возмещение вреда, а также дополнительных расходов (расследование, защита прав и свобод, восстановление репутации и т.д.).
Существует ошибочное мнение, что директору компании не стоит заботиться о страховом покрытии, поскольку все убытки будут покрыты компанией, однако это не всегда так. Нередко компания не только не заинтересована в защите директора, но и сама считает, что он не прав и даже требует, чтобы он возместил убытки. С приобретением полиса директор приобретает финансовую гарантию того, что вне зависимости от позиций представителей компании он получает финансирование своей защиты. Более того, полис действует по всему миру, поэтому директору не приходится задумываться об особенностях юрисдикций в разных странах.
«Полис D&O становится своего рода фактором эффективной работы топ-менеджера, поскольку осознание того, что его личная ответственность застрахована, вселяет уверенность и позволяет ему принимать решения, руководствуясь в первую очередь интересами компании», – отметил Владимир Кремер.