Лишь 6% жителей Саратовской области добровольно страхуют свои авто
Саратовцы заметно реже покупают добровольную автостраховку, чем жители других регионов Поволжья. Лишь 6% автомобилей в Саратовской области обеспечены полисами автокаско. Развитию рынка автострахования в регионе препятствуют рост убыточности и падение продаж новых автомобилей. Об этом 16 апреля на встрече с журналистами в Саратове рассказала директор Саратовского филиала компании Надежда Бурданова.
По показателю проникновения добровольного автострахования Саратовская область наряду с Республикой Мордовия находится в числе аутсайдеров среди регионов Приволжского федерального округа – лишь 6% транспортных средств в этих регионах обеспечены полисами автокаско. Для сравнения, в Самарской области уровень охвата страхованием автокаско составляет 13,9%, в Республике Татарстан – 13,1%, в Нижегородской – 10,3%. В среднем по стране (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) по автокаско застрахованы 7,8% автомобилей.
По данным ЦБ РФ, в 2013 году страховщики Саратовской области продали 40,5 тыс. договоров автокаско на общую сумму 1,46 млрд рублей, что на 8,9% больше, чем годом ранее. Количество проданных полисов ОСАГО за тот же период составило почти 680 тыс., а общий объем страховой премии по ним – 1,74 млрд рублей (+9,9%). В целом, сегмент автострахования занимает 43% страхового рынка Саратовской области.
Одним из факторов, препятствующих дальнейшему развитию рынка автострахования, является растущая убыточность в сегментах ОСАГО и автокаско. Темп прироста выплат по автострахованию в Саратовской области продолжает существенно опережать темп прироста сборов. Так, по итогам 2013 года страховые выплаты по автокаско выросли по сравнению с 2012 годом на 30,2% – до 1,1 млрд рублей, а по ОСАГО – на 19,9% до 1,02 млрд рублей.
«Рост убыточности на рынке автострахования мы связываем с применением закона о защите прав потребителей к сфере ОСАГО и лояльной позицией судов по отношению к клиентам страховых компаний. В итоге крупные игроки рынка вынуждены не только корректировать тарифы, но и оптимизировать свои портфели моторных рисков, – комментирует Надежда Бурданова. По ее словам, если ситуация в автостраховании не изменится, убыточность страховой деятельности продолжит расти и в 2014 году.
Еще одна причина – сокращение объемов автопродаж. В 2013 году в России было продано 2 777 тыс. автомобилей – на 5,5% меньше автомобилей, чем годом ранее. «Поскольку автолюбители приобретают полисы каско в основном при покупке новых автомобилей, изменение объемов этого рынка в значительной степени зависит от динамики автопродаж», – комментирует Надежда Бурданова.
Средняя стоимость договора автокаско в 2013 году выросла несущественно: с 33,7 тыс. рублей до 35,9 тыс. рублей (+6,5%). По словам Надежды Бурдановой, более заметное увеличение стоимости полисов может произойти уже к середине текущего года – в результате резкого падения курса рубля и, как следствие, увеличения стоимости автомобилей и запчастей иностранного производства, страховщики будут вынуждены пересмотреть тарифы на страхование автокаско.