НСА: организация субсидирования в регионах не должна нарушать требований Минсельхоза РФ
Национальный союз агростраховщиков в рамках мониторинга организации агрострахования с господдержкой в субъектах РФ обращает внимание, что субсидии на агрострахование должны использоваться региональными органами управления исключительно по прямому назначению, а не в качестве инструмента для решения других проблем. Такие практики нарушают требования Минсельхоза РФ и противоречат нормативно-правовой базе.
В частности, Департамент сельского хозяйства Орловской области разработал 7 мая 2014 г. изменения в постановление Правительства региона, в соответствии с которыми обязательным условием для предоставления субсидий на сельхозстрахование стало предоставление сведений о среднемесячной зарплате за предшествующий год. «Получается, что при зарплате ниже средней по региону хозяйства субсидии не получат?» – задают вопрос местные СМИ и обращают внимание, что подобная практика противоречит рекомендациям, которые прозвучали 8 апреля на расширенном заседании коллегии Минсельхоза РФ под председательством министра Николая Федорова: откорректировать региональную нормативно-правовую базу предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства таким образом, чтобы уменьшить ограничивающие условия.
«Увязывание решения о предоставлении субсидии на страхование с размером среднемесячной зарплаты прямо противоречит не только рекомендациям коллегии, но и письменному распоряжению Минсельхоза РФ от 19 марта текущего года, – указывает президент НСА Корней Биждов. – В нем четко указано, что пакет документов, необходимых аграрию для получения субсидий, должен быть минимальным и приведен в соответствие с законодательством, а ограничения на получение субсидий, не связанные непосредственно с агрострахованием, должны быть отменены. В числе прочих, нельзя требовать у агрария постановку на налоговый учет исключительно в данном субъекте РФ, сведения об отсутствии просроченной задолженности по арендной плате и т. п. Дело в том, что при наступлении природного бедствия органы АПК могут отказать аграрию в прямой компенсации ущерба, если посевы не были застрахованы, и прецеденты уже имеются. Но в таком случае у каждого работающего предприятия, которое намерено защитить свой урожай от риска катастрофической потери, должно быть право приобрести страховую защиту на условиях с господдержкой. Следует отметить, что мировая практика предусматривает отказ в господдержке фермерам, в том числе в субсидировании страхования, только в случае выявления откровенных злоупотреблений с государственными средствами или намеренного введения госорганов в заблуждение при обращении за господдержкой».
В 2014 г. Национальный союз агростраховщиков продолжает мониторинг и анализ практики внедрения агрострахования с господдержкой в регионах РФ.