Альянс,
10 июля 2014 г.
|
|
Успеть, пока молодые: PISA бьет тревогу из-за высокого уровня финансовой безграмотности среди школьников
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее – PISA) впервые оценила финансовую грамотность 15-летних подростков. Уровень финансовой грамотности российских школьников сопоставим со знаниями американских, французских, словенских и испанских учащихся. Взгляд вне рамок PISA: Финансовые знания взрослых также неидеальны.
Предыдущая оценка в рамках PISA выявила наличие у 15-летних учащихся навыков чтения, знаний математики и естественных наук. Но каков уровень их финансовых знаний, т.н. финансовой грамотности? Как они управляют банковскими счетами, кредитными и дебетовыми картами, планируют и управляют финансами? Что они знают о таких понятиях, как проценты, сбережения, риски и доходность? Данные аспекты были впервые оценены Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в рамках программы PISA и выявили существенные пробелы в знаниях. Результаты были опубликованы сегодня в Париже в присутствии г-на Анхеля Гурриа, Генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития, и Королевы Нидерландов Максимы, Специальным Адвокатом Генерального секретаря ООН по вопросам финансирования развития. Однако если мы посмотрим на ситуацию в целом, то увидим, что потребность в финансовом образовании у взрослых не менее велика, и последствия такой безграмотности драматичны!
15 процентов учащихся в 18 странах (Австралия, Фламандское языковое сообщество Бельгии, Шанхай – Китай, Колумбия, Хорватия, Чехия, Эстония, Франция, Израиль, Италия, Латвия, Новая Зеландия, Польша, Россия, Словакия, Словения, Испания и США), в которых проводилось исследование финансовой грамотности в рамках PISA, в среднем, показали уровень знаний ниже базового. В лучшем случае они смогли принять простые решения по управлению своими ежедневными расходами. Шанхай-Китай показал самые лучшие результаты; за ним с большим отрывом следует Бельгия.
Гендерный фактор не оказал значительного влияния на результаты исследования, и это явилось неожиданностью, так как во взрослом сегменте респондентов уровень финансовой грамотности мужчин и женщин существенно различался. Также исследование показало, что дети из обеспеченных семей демонстрируют более высокие результаты. «И это плохие новости, поскольку сложнее будет переломить ситуацию», говорит г-н Гурриа. Королева Максима комментирует: «Результаты требуют от многих стран кардинальных перемен и активных действий».
Эффект процентных ставок известен немногим
«Удивительно, насколько плохо наши дети подготовлены к жизни в современном мире. Это требует от нас принятия соответствующих мер», - комментирует результаты оценки PISA Бриджит Микса, руководитель Департамента международных пенсионных программ компании Allianz Asset Management. «Только если они будут понимать, как, к примеру, начисляются проценты или как такие продукты, как инвестфонды или страхование, помогают оценить риски и доходность, они смогут самостоятельно принимать информированные решения, обеспечивающие их финансовое благополучие».
Однако, подчеркивает Бриджит, исследования показывают, что и у взрослых финансовая грамотность страдает. Согласно результатам предыдущих оценок ОЭСР, у взрослых есть огромный потенциал для развития в этой области -особенно это касается женщин. Исследования, проведенные Аннамарией Лусарди из Бизнес-школы им. Джорджа Вашингтона и Оливией Митчелл из Университета Пенсильвании, подтверждают данные выводы: только 30 процентов респондентов в США имеют представление о том, что такое процентные ставки, инфляция и диверсификация. Аналогичные результаты были получены в Японии и во Франции, однако в других странах показатели были существенно хуже, причем вне зависимости от экономической ситуации в каждой из стран. В Германии, однако, чуть более половины респондентов знали правильный ответ на все три вопроса.
Дефицит знаний обходится недешево
В ходе своих исследований Лусарди и Митчелл определили, насколько высока цена такой финансовой безграмотности. Финансово безграмотные люди имеют тенденцию брать больше кредитов и платить больше за финансовые продукты. Они переплачивают, пользуются овердрафтами и плохо знают условия взятой ими ипотеки или иных займов. Микса говорит: «Принимая такие неэффективные решения на протяжении всей жизни, они наносят себе существенный финансовый ущерб. Учитывая демографическую динамику, а также тот факт, что правительства и корпорации перекладывают все больше ответственности за пенсионное обеспечение на самих граждан, нам необходимо быть осмотрительными. Население, недостаточно подготовленное для принятия важных финансовых решений – это гарантия социальной катастрофы».
Смогут ли помочь образовательные инициативы для детей?
Эксперты обсудили, сможет ли финансовое образование для детей помочь решить эту проблему, и тут их мнения их существенно разошлись. В то время как одни считают, что правительства, регулирующие органы и финансовая индустрия должны внедрять инициативы, направленные на развитие финансовой грамотности, с ранних лет, считая это единственным способом научить ответственному финансовому поведению, по мнению других такой подход обречен на провал, тогда как такие инициативы, как финансовый коучинг, позволяют воспитать у подростков ответственность за управление финансами.
Микса подводит итог дискуссии: «Совершенно очевидно, что мы не всегда принимаем правильные и разумные решения, однако очень важно дать людям инструменты, которые позволят им принимать осознанные финансовые решения».
Краткий обзор результатов исследования финансовой грамотности
|
Страны/экономики, в которых доля опрошенных с самым низким уровнем финансовой грамотности ниже среднего показателя ОЭСР -13
|
Страны/экономики, в которых доля опрошенных с самым низким уровнем финансовой грамотности статистически не отличаются от среднего показателя ОЭСР -13
|
Страны/экономики, в которых доля опрошенных с самым низким уровнем финансовой грамотности выше среднего показателя ОЭСР -13
|
Страны/экономики, в которых результаты существенно различаются в зависимости от половой принадлежности, выделены жирным шрифтом
|
|
Уровень финансовой грамотности
|
Относительные результаты по финансовой грамотности в сравнении с учащимися по всему миру с аналогичным уровнем знаний математики и навыков чтения
|
Среднее значение 2012г
|
Процент самых низких результатов (уровень 1 и ниже)
|
Процент самых высоких результатов (уровень 5 и выше)
|
Гендерные различия (мальчики - девочки)
|
Среднее значение
|
%
|
%
|
Разница в значениях
|
Разница в значениях
|
Средний показатель ОЭСР-13
|
500
|
14,6
|
21,2
|
1
|
2
|
Китай (Шанхай)
|
603
|
1,5
|
63,5
|
-1
|
0
|
Бельгия (Фламандское языковое сообщество )
|
541
|
8,3
|
37,4
|
11
|
9
|
Эстония
|
529
|
4,8
|
26,3
|
-3
|
5
|
Австралия
|
526
|
9,8
|
30,2
|
-3
|
18
|
Новая Зеландия
|
520
|
15,6
|
32,8
|
3
|
12
|
Чехия
|
513
|
9,5
|
22,5
|
6
|
19
|
Польша
|
510
|
9
|
19,7
|
3
|
2
|
Латвия
|
501
|
9
|
15,4
|
-11
|
1
|
США
|
492
|
16,8
|
19,5
|
1
|
1
|
Россия
|
486
|
16
|
14
|
1
|
14
|
Франция
|
486
|
18,4
|
18,3
|
-6
|
-24
|
Словения
|
485
|
16,6
|
14,5
|
-8
|
-8
|
Испания
|
484
|
15,7
|
13,7
|
6
|
4
|
Хорватия
|
480
|
15,5
|
11,4
|
5
|
2
|
Израиль
|
476
|
22,1
|
18
|
-6
|
-5
|
Словакия
|
470
|
21,9
|
13,4
|
-3
|
2
|
Италия
|
466
|
20,7
|
8,6
|
8
|
-14
|
Колумбия
|
379
|
55,1
|
2,1
|
0
|
-5
|
Страны и экономики приведены в порядке убывания среднего показателя уровня финансовой грамотности в рамках исследования PISA 2012.
Источник: Базы данных ОЭСР, PISA 2012, таблицы VI.2.1, VI.2.2, VI.2.3 и VI.3.1.
|
Больше информации в нашей инфографике на сайте Allianz.com https://allianz.com/en/press/finliteracy_en.html
Все пресс-релизы за 10 июля 2014 г.
Все пресс-релизы компании «Альянс»
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
|
|
|
Архив пресс-релизов
|
|
|
|
|
|